«Выйдем в плюсе». Что происходит на рынке недвижимости Барнаула в преддверии Нового года

Уходящий год был серьёзным испытанием для рынка новостроек, вторичного жилья и сферы инвестиций

07 декабря 2022, 09:04, ИА Амител

Строительство в Барнауле / Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru
Строительство в Барнауле / Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru

2022-й стал калейдоскопом для рынка недвижимости Барнаула: ажиотажный спрос, с которого начался год, сменился резким падением и застоем летом, а затем и осенью. Рынок помнит и ипотеку под 25%, и нулевые продажи у застройщиков, и космические цены. Сейчас ситуация в сфере недвижимости спокойная: цены остановились и даже немного упали, спрос есть, но не ажиотажный, а недвижимость покупают те, кому это действительно необходимо. Какие квартиры выбирают барнаульцы — вторичные или строящиеся, почему «исчезли» инвесторы и что будет с рынком новостроек после отмены льготной ипотеки, amic.ru рассказала руководитель агентства «Студия Нонны Карповой «Недвижимость и консалтинг» Нонна Карпова.

Падают, но не уступают

Барнаул стал одним из городов-лидеров по росту цен на новостройки: за 2022 год квартиры в строящихся домах подорожали на 33%. Что стало причиной скачка?

— Это не одно обстоятельство, а совокупность причин. Последние годы новостройки пользовались повышенным спросом. Его спровоцировала ипотека с господдержкой. Она оказала большое влияние на весь рынок. Также было много инвестиционных вложений, когда практически все квартиры в проектах раскупали на стадии котлована. Высокий спрос подстегнул компании повысить стоимость продаваемых квартир. Последние месяцы, конечно, продажи новостроек упали: многие, кто хотел купить новостройки, уже это сделали.

— Почему в таком случае не падают и цены?

— Стоимость новостроек складывается из многих факторов. Во-первых, стоимость земельного участка. Сейчас все площадки под застройку компании покупают на торгах. Однако эти территории небольшие. Просторных кварталов практически нет, а если они и появляются, то без коммуникаций. Поэтому компании должны возводить всю инженерную инфраструктуру за свой счёт. Так делает, например, компания «Алгоритм», которая строит ЖК за «Ареной» (ЖК «Колумб», — прим. ред.). Там с нуля будут построены сети, дороги, школы, садики, коммерческая недвижимость. Если же компании работают на уже застроенных территориях, то выкупная стоимость таких участков всегда была высокой.

На цену квартир влияет и то, что сейчас все ЖК возводят по проектному финансированию. Эта схема хороша для потребителя: он может быть уверен, что у застройщика есть деньги на завершение проекта. Но зато работа с банками накладывает дополнительные финансовые вложения: проценты, которые компания платит за пользование кредита. Эти расходы опять же «зашиты» в стоимости квадратного метра.

Не нужно забывать, что строительные материалы дорожают. Да, в пиковые месяцы они были невероятно высокими, затем их стоимость упала, но, естественно, не на изначальный уровень.

Студия Нонны Карповой / Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru

— Эксперты предполагали, что из-за сниженного спроса и высоких цен застройщики начнут замораживать проекты.

— Это уже происходит. Число площадок сократилось. Застройщики просто пока не понимают рынок, не знают, за какую стоимость смогут продать квартиры. Проекты, которые выходили на застройку летом и осенью, уже реализованы на 50%. Но есть объекты, запланированные на начало следующего года. Сейчас девелоперы просчитывают экономику и принимают решение об их реализации или заморозке.

— Минфин несколько недель назад заявил, что продлевать льготную ипотеку под 6-7% на 2023 год не планируют. Что в таком случае будет с рынком новостроек в Барнауле?

— Государство вряд ли оставит застройщиков без поддержки. Оно всегда помогало строительной сфере: это большой рынок труда и развитие всей страны. Я предполагаю, что, возможно, программу и продлят. Но если этого не случится, рынок не рухнет. Уже сейчас работают разнообразные альтернативные меры поддержки.

Например, в крупных городах популярна ипотека под 0,1%. Есть и предложения, когда на время строительства квартиры покупателя освобождают от уплаты ипотеки. Все эти программы работают при финансовой поддержке девелоперов: именно они субсидируют банкам процентную ставку. Наши застройщики также могут на это пойти, у нас много компаний высокого уровня.

Работает на рынке и семейная ипотека от 5,5%, которую пока закрывать не планируют. Её выдают на покупку жилья от юрлиц семьям, в которых ребёнок родился не раньше 2018 года. Поэтому взять её могут ограниченное количество граждан. Возможно, границы этой программы расширят или распространят и на покупку вторичного жилья.

Нонна Карпова / Фото: Татьяна Алдабаева

— Программа льготной ипотеки работает в России с 2020 года. Изначально её ввели на полгода, чтобы поддержать строительную отрасль во время «коронакризиса». Затем программу неоднократно продлевали. И каждый раз перед окончанием срока работы льготной ипотеки на неё был ажиотажный спрос. Ринулись ли сейчас барнаульцы массово оформлять ипотеку?

— Ажиотажного спроса на программу нет. Она востребована, но заявок не больше, чем в прошлом месяце. Дело в том, что многие уже приобрели жильё. А другие ждут конкретных проектов. Есть и третья категория — люди, которым не дают ипотеку. И таких очень много. Если раньше банки закрывали глаза на кредитную историю клиента, то теперь внимательно её изучают. И если человек брал микрозаём, то ничего хорошего это не принесёт. Для банка микрозаймы — это низкий рейтинг заёмщика и веская причина для отказа.

— Какие ещё программы, кроме льготной и семейной ипотеки, популярны? Работают ли они в Барнауле?

— Военная ипотека работает, но на рынок Барнаула попадает мало сертификатов: сейчас на средства программы можно купить жильё в любом городе страны. Поэтому чаще всего покупают в Краснодаре, Сочи. Ипотека для IT-специалистов тоже работает, но у нас её не выдают. Специалист должен быть трудоустроен в аккредитованной компании, которая числится в различных реестрах. Кроме того, в программе есть интересный нюанс: если человек уволится из компании, процент по ипотеке возрастает до обычной, соответствующей ставке Центробанка.

Новый лидер рынка

— Последние 2-2,5 года новостройки по спросу превосходили вторичный рынок. Эта тенденция сохранилась и сейчас?

— Нет, спрос на вторичное жильё выше. Всё дело в том, что сейчас квартиры приобретают те, кому это необходимо: увеличить площадь, съехать от родителей, завести семью. Им, естественно, выгоднее приобретать «вторичку», так как это уже готовое жильё. Но сейчас в продаже есть квартиры в новостройках, которые сдали совсем недавно. И это уже вторичный рынок.

— Если готовые квартиры востребованы, то растут и цены?

— Спрос не настолько высокий, чтобы стоимость жилья увеличивалась. За последние месяцы цены, напротив, снизились. Правда, к докризисным показателям, конечно, не вернулись. Например, если хрущёвка два-три года назад стоила 2 млн, затем её стали продавать за 4 млн. Теперь стоимость упала до 3,5 млн. При этом ипотека на вторичном рынке растёт. Если средняя ставка была 8%, теперь — 10,5-11%, а первоначальный взнос составляет 10-20%. Покупателям стало сложно платить, ведь нагрузка выросла.

В основном сейчас приобретают квартиры на вторичном рынке семьи с маткапиталом. Они рассматривают жильё в Индустриальном, Ленинском районах. Если раньше они могли «покопаться», сказать, что ищут только кирпичные дома, с хорошим ремонтом, то сейчас покупают и хрущёвки. Всё из-за высоких цен и процентных ставок. На семью получается очень большая финансовая нагрузка с учётом того, что растёт стоимость продуктов, бытовой химии, одежды, обуви.

— А что выгоднее: купить новостройку, которая дороже, но для неё ставка по ипотеке ниже, или «вторичку»?

— При ежемесячном платеже выгоднее покупать первичную недвижимость. Но срабатывает определённый фактор. Если у человека есть где жить или возможность платить аренду и ипотеку, то ему выгоднее купить новостройку. При покупке квартиры на «вторичке» ремонт тоже необходим, но сначала придётся всё вынести, затратив на работы дополнительные средства. «Вторичку» покупают те, кому нужно жить здесь и сейчас. Это больший процент.

Вложить и приумножить

— В 2020-2021 годах на рынке недвижимости Барнаула было много инвесторов, которые покупали квартиры в строящихся домах, а после сдачи ЖК в эксплуатацию продавали недвижимость намного дороже. Сейчас, после резкого роста цен, выгодно ли приобретать жильё для вложений?

— Для инвесторов всегда есть ниша. Но всегда нужно прийти к специалисту и просчитать, где и какую недвижимость приобретать. Деньги нужно вкладывать только в то жильё, которое точно принесёт выгоду. В Барнауле в Индустриальном и Ленинском районах можно инвестировать лишь в коммерческую недвижимость. И то необходимо просчитывать, где она находится и каких арендаторов можно туда завести. Поэтому лучше всего рассматривать центр.

Инвестиционные проекты в исторической и центральной части удобно сдавать в аренду. Арендный рынок премиум-класса пользуется спросом. Если квартира в хорошем ЖК, то она всегда востребована. Стоимость одно-, двухкомнатной квартиры начинается от 35 тыс. рублей в месяц. Окупаемость — в течение 10 лет. Такая окупаемость проектов, например, в Москве и Санкт-Петербурге.

Нонна Карпова / Фото: Татьяна Алдабаева

— Если барнаульцы захотят инвестировать в другие города, то какие лучше всего подойдут для вложений? Что там можно приобрести?

— Популярные направления — это Краснодар, Сочи. Многие инвесторы рассматривают Санкт-Петербург. Там есть возможность приобрести апартаменты для сдачи в аренду. Девелоперы возводят новый или реконструируют старый дом в центре города и продают в нём номера с ремонтом и мебелью. Недавно мы с клиентом приобретали недвижимость в таком проекте и посчитали, что пассивный доход составит 9%. Это выше депозитов.

Много интересных проектов застройки в Москве. Но там всё разбирают моментально, невзирая на то, что цены стремительно растут. Интересные проекты в Калининграде, где застройка идёт мини-кварталами. Там берегут исторический центр, каждое дерево. Новосибирск, Екатеринбург, Казань — тоже перспективные города для инвестиций. В России развивается внутренний туризм. Можно вкладывать в коммерческие объекты, в жилые помещения.

— Рассматривают ли барнаульцы другие страны для инвестиций?

— Много инвестиций «уехали» в Турцию и Эмираты. Но лично я против вложений в недвижимость за границей. Мир очень меняется, всё меняется. В России есть гарантия того, что приобретённая квартира останется твоей. А в других странах жильё в собственности, а земля принадлежит шейху или государству. В Таиланде, например, вся земля принадлежит королю. В случае чего вам вернут страховую стоимость недвижимости, но не более. Я работаю с инвестором только тогда, когда сама просмотрю, просчитаю и будут уверена в прибыли клиента.

— 2022 год почти на исходе... Как он изменил рынок недвижимости? И, как вы считаете, что будет в 2023-м?

— 2022 год принёс Барнаулу много новых проектов, город стал ещё красивее. Наши застройщики возводят качественные, архитектурно привлекательные дома, которые вписываются в инфраструктуру города. В 2022 году стало больше финансово грамотных людей. Раньше было много бездумных покупок: барнаульцы оформляли ипотеку даже без первоначального взноса. Сейчас они просчитывают и думают.

По моему мнению, в 2023-м, несмотря на все сложности, продолжится развитие рынка новостроек. Возможно, заработает и программа для поддержки рынка вторичного жилья. Она нужна как жителям, так и застройщикам. На рынке недвижимости всё взаимосвязано: люди продают «вторичку» и приобретают «первичку». Поддерживая «вторичку», мы поддерживаем и «первичку». Ведь продав, например, трёхкомнатную квартиру, семьи купят новостройку. Но, чтобы продалась их квартира, нужны люди, которые могут её приобрести.

Психологически после Нового года станет легче и лучше. Конечно, на что-то мы не можем повлиять, а только принять. Но в стране было много кризисов и из каждого мы выходили в плюсе. Я считаю, что из этого кризиса мы выйдем в плюсе.

«Студия Нонны Карповой»
Адрес: Барнаул, ул. Союза Республик, 31
Время работы: пн-пт — с 09:00 до 18:00
Тел.: +7 (3852) 55-65-65, +7-902-998-15-15
E-mail: nk-estate@mail.ru

Комментарии 66

Avatar Picture
Гость

09:36:06 07-12-2022

Позитивный риелтор. Молодец.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:58:49 07-12-2022

Начальница всегда в плюсе. А вот целая армия риэлторш - никому не нужных сорокалетних женщин сидит и без денег, и без работы.
И то ли ещё будет!

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:01:59 07-12-2022

Нонна, залогинься.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:03:43 07-12-2022

Гость, пусть работать идут. Как оказалось можно и без них обойтись.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:13:10 07-12-2022

Покупала две квартиры. Ни разу не пользовалась риэлтором. ЗАЧЕМ ОНИ? может кто-то пользовался и понял за что им платить?

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:19:12 07-12-2022

А может ли Она или кто нибудь из застройщиков объяснить, как так вышло, что в Анталии где цена земли на вес золота и материалы дороже. Квартиры стоят дешевле чем в Барнауле, зачастую с полной отделкой высокого качества

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:22:23 07-12-2022

Ни разу не пользовалась риэлтором. ЗАЧЕМ ОНИ?------ Что бы они вышли в плюсе. Внимательней.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:26:23 07-12-2022

И то ли ещё будет!
****
Сталинка проснулась)) привет, старая) чё там по электронасосам?)

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:34:27 07-12-2022

Гость, пусть работать идут. Как оказалось можно и без них обойтись. ****** После сорока уже никто никому не нужен. Если нет блата, то женщине нормальную работу уже не найти ни с каким образованием. У мужиков, между прочим, также!

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:18:41 07-12-2022

Санитаркам до 30 зп подняли. Что-то очереди не видно. Ах-да за больным ухаживать с дипломом как-то фу-фу-фу, вам же надо ногтями ресницами сверкать на лексусах.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:24:26 07-12-2022

Ни разу не пользовалась риэлтором. ЗАЧЕМ ОНИ? может кто-то пользовался и понял за что им платить? ---- Я продавала квартиру с риэлтором, и если вы не знаете зачем они, то вы точно врёте что покупали квартиры без риэлтора. Докажите, как проверяли недвижимость?, и как составляли договор? что прописывается в договоре?

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:44:15 07-12-2022

Риэлторы нужны, когда проводится сложная сделка. Т.е. несколько собственников, наследники, обременения, коммерческая недвига. Если же покупается квартира в новостройке за нал или ипотеку а банке, то это не сложнее, чем купить какой-либо товар. Здесь риэлтор конечно же не нужен.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:47:45 07-12-2022

как проверяли недвижимость?, и как составляли договор? что прописывается в договоре? ***** Вообще-то, когда чистая купля-продажа квартиры у собственника, который владел ею многие годы, никакие посредники вообще не нужны, а типовой договор можно легко найти через поисковик. А вот когда идёт перепродажа недавно перекупленной недвиги, да ещё что-то намеренно прикрывается а-ля "дизайнерским ремонтом", вот тут риэлтор со стороны продавца всегда в сговоре с ним! Я бы такие квартиры всегда обходил бы стороной. А-ля "дизайнерский ремонт" начнёт сыпаться, как только начнёте там жить. И обязательно что-нибудь вылезет очень затратное!

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:50:38 07-12-2022

Факт, риелтор не требуется. Договор есть типовой, нет типового за 1к напишут в Росреестре или МФЦ. Эти посредники совершенно не нужны. Ну, и девать их некуда... Экономика...

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:54:50 07-12-2022

когда проводится сложная сделка. Т.е. несколько собственников, наследники, обременения, коммерческая недвига - и там с них никакого спроса если будут косяки- стопроцентов, в договоре нет никаких пунктов об отвественности

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:55:38 07-12-2022

Любая сделка с вторичкой, это сложная сделка, конечно если эта тетенька покупала новострой у застройщика, то конечно для этого риэлтор не нужен, это простая покупка.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:02:05 07-12-2022

Нынешние строители, застройщики, риэлторы и пр... - это как паразиты на теле. Все они привыкли нормально работать лишь в условиях, когда то чем они занимаются - постоянно дорожает. Как только предмет их занятий не растёт или немного падает - сразу начинается вой про убытки и кризис в отрасли. Это как если бы транспортникам каждый месяц тарифы увеличивали или торговле государство помогало или у металлургов цена на металл каждый месяц росла ... Это бизнесмены? Недаром в застройку ринулись аптекари, артисты, филологи и все кому не лень, ибо халява в моменте. Как же тогда работают без роста цен в других отраслях? А как существуют строители в других странах без роста цен, а зачастую и обвала? И ведь ведут как то все бизнес, без постоянного роста цен и госнакачки, все, кроме строителей.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:02:19 07-12-2022

Вообще-то, когда чистая купля-продажа квартиры у собственника, который владел ею многие годы, никакие посредники вообще не нужны, а типовой договор можно легко найти через поисковик ----- Как владение долгие годы доказывает, что на квартире нет обремения? Или вы готовы рискнуть несколькими миллионами ради экономии 50 тыс. И в типовом договоре не все нюансы прописаны, там много дополнений, которые прописываются с учётом данной сделки.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:07:41 07-12-2022

Мы в процессе сделки два раза переделывали договор, все умные здесь, все на словах так все легко и просто, пока не дошли до сделки.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:09:07 07-12-2022

Докажите, как проверяли недвижимость?, ---оба случая были с ипотекой. квартиру проверяет банк. он же состпавляет договор

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:11:31 07-12-2022

Как владение долгие годы доказывает, что на квартире нет обремения? ----БАНК ПРОВЕРЯЕТ квартиру перед одобрением ипотеки

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:12:20 07-12-2022

Как владение долгие годы доказывает, что на квартире нет обремения? Или вы готовы рискнуть несколькими миллионами ради экономии 50 тыс. ***** Элементарно проверяется абсолютно бесплатно через интернет.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:13:23 07-12-2022

Нынешние строители, застройщики, риэлторы и пр... - это как паразиты на теле. ---- Да у вас все паразиты, видимо только станочники не паразиты, коих 10% в экономике.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:15:25 07-12-2022

Было много сделок и простых и сложных, все без этих нахлебников. Ну платите раз хотите.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:16:18 07-12-2022

Трудные времена у риэлтеров, народ умнеет, деньги не выкидывает, вот они везде и пишут что без них никак.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:16:36 07-12-2022

Или вы готовы рискнуть несколькими миллионами ради экономии 50 тыс. ----- То есть риэлтор за 50 тыс всё изучит, проверит и у вас сделка будет чистая? А если риэлтор сделает упущение и вы лишитесь своих миллионов, он как то за это ответит? Сдаётся - что никак и даже 50 тыс не вернёт, типа я работал(а). буга-га)

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:16:51 07-12-2022

Элементарно проверяется абсолютно бесплатно через интернет - ну что доказывать упертому человеку.пусть платит.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:24:52 07-12-2022

Продавала мамину квартиру. Ее купила молодая семья по материнский капитал. При стоимости квартиры 420 тыс нотариусу за составление договора они заплатили 8 000!!!! Договор типовой!!!! Очень обидно было за покупателей. Молодая семья , покупают квартиру и отдай не пойми кому , не пойми за что 8 000. За полчаса работы!!!

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:35:05 07-12-2022

ну что доказывать упертому человеку.пусть платит. ***** Только ещё более безграмотный, чем вы, будет тратиться на абсолютно безграмотных и жуликоватых посредников. -- Что касается обременения, то поисковик моментально выдаёт: Как проверить есть ли обременение на квартиру бесплатно? Проверить наличие или отсутствие ограничений/обременений прав можно совершенно бесплатно на официальном сайте Росреестра, воспользовавшись электронным сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:17:11 07-12-2022

Элементарно проверяется абсолютно бесплатно через интернет. ----- Вы думаете каждый знает как проверить квартиру на обременение, вот что бы самому не изучать все подводные камни и нужен риэлтор. У меня знакомый юрист с многолетним стажем и то пробовал квартиру с риэлтором.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:24:05 07-12-2022

БАНК ПРОВЕРЯЕТ квартиру перед одобрением ипотеки ---- И что все квартиры покупаются с ипотекой? А если без ипотеки, то пошли бы к риэлтору? Вот я покупала без ипотеки и мне разбираться не хочется во всем, я лучше заплачу за сделку риэлтору, это его работа и он все знает.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:26:44 07-12-2022

Во всем мире есть риэлторы, но только наши доморощенные спецы хотят все и везде делать сами.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:39:18 07-12-2022

Вы думаете каждый знает как проверить---------2 часа времени на изучение вопроса и экономия 50-150 тыс руб

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:40:05 07-12-2022

Вот такие нынче юристы, подстать риэлторам, ни на что не годные.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:01:04 07-12-2022

Вы думаете каждый знает как проверить---------2 часа времени на изучение вопроса и экономия 50-150 тыс руб ---- Два часа времени и вы изучите все, от продажи квартиры, до проклейки плитки, флаг вам в руки, в интернете есть все учитесь и делайте все сами, можете и ковер соткать ))))

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:02:01 07-12-2022

вОТ ИНТЕРЕСНО. ПРИ ПОКУПКИ МАШИНЫ СПРАВЛЯЕМСЯ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ. А ПРИ ПРОКУПКЕ КВАРТИРЫ - НУ ПРЯМ НИКАК?

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:03:11 07-12-2022

Вот такие нынче юристы, подстать риэлторам, ни на что не годные. ---- Если что юрист с советским образованием с опытом работы 35 лет, ну вам что объяснять, вы умнее, два часа работы и гений.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:07:34 07-12-2022

и то пробовал квартиру с риэлтором--------- Знаю его. Мы его будущую жену тоже вместе пробовали.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:28:47 07-12-2022

учитесь и делайте все сами --- Вы же не нанимаете повара за 100 тыс, чтобы он вам борщ сварил. Это тоже самое. Борщ сварить или квартиру проверить может любой. А вот плитку поклеить - навык и умение нужно

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:30:03 07-12-2022

юрист с советским образованием - Ну учитывая что советский союз канул в лету в далеком 92 то нафиг такой юрист

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:40:52 07-12-2022

Мне кажется, что те, кто говорит о бесполезности риелтором, зарабатывают меньше них. Но разбираются так же или лучше. Почему не идут работать - большой вопрос. Помимо этой категории граждан есть финансово успешные люди, которые предпочитают появиться только на просмотре квартиры и на сделке, т.к. их время стоит дороже. Но это не про вышеотписавшихся комментаторов.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:44:09 07-12-2022

Я не нанимаю повара, но в рестораны хожу. Кто-то и парикмахеру четыре сотки жабит - ведь можно самому стричься. Логика понятна для граждан "я все могу сОма"?

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:59:25 07-12-2022

Что касается чисто продажи квартиры, то сейчас та ситуация, когда лучше сидеть на бетоне, чем на деревянном рубле. Квартира свою стоимость сохранит и даже вырастет в цене при неизбежной инфляции, которая на этот год даже правительством закладывается выше 10%. А вот рубль может в любой момент обесцениться. Причём В РАЗЫ. И сохранить хоть что-то в валюте уже не получится. Тот, кто жил в кровавые девяностые, на протяжении которых велись постоянные войны, тот знает, как это бывает. Люди в один день теряли целые сотояния и миллионы только на гиперинфляции!

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:59:41 07-12-2022

Народ тупенький вот и пользуется прокладкой между продавец-покупатель.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:04:36 07-12-2022

юрист с советским образованием - Ну учитывая что советский союз канул в лету в далеком 92 то нафиг такой юрист -- Интересно, а какой юрист вас устроит, сегодняшние плохие, по вашим словам, и юристы с советским образованием вас тоже не устраивают.)))

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:16:19 07-12-2022

А вот плитку поклеить - навык и умение нужно ----- Как же не глубоки ваши познания, если вы считаете труд плиточника сложнее риэлтора и ему не нужны знания и навык. За сделку не берут 50-150 тыс. Сделка стоит 10-20 тыс.,а вот продажа и показ, что вы не мотались на показы и не отвечали на звонки стоит от 50 тыс..

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:29:37 07-12-2022

продажа и показ, что вы не мотались на показы --- это как я буду покупать квартиру , не мотаясь на показы?

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:38:02 07-12-2022

А вот плитку поклеить - навык и умение нужно - Делала ремонт умею с тех пор: шпаклевать стены/потолок, клеить обои, стелить линолеум, присверливать плинтуса, КЛАСТЬ ПЛИТКУ+ расшивка, демонтаж/монтаж мебели - все в одного а я девАчка. И по жизни научилась ремонтировать по мелочам машину, бытовые приборы, общаться с властью на всех уровнях, умею в юристы. И многому еще научусь т.к. это нужно по жизни. Не быть лохом и кормить дармоедов это важно.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:08:47 07-12-2022

ДевАчка, самоделкино мастерство на все руки и ненависть к ритэлторам - от бедности и безработицы. Человек должен что-то одно хорошо уметь делать, и ему за это должны достойно платить - тогда ему будет по деньгам выгоднее заплатить другому специалисту, чем тратить свое время.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:17:49 07-12-2022

ДевАчка, самоделкино мастерство на все руки и ненависть к ритэлторам - от бедности и безработицы. Человек должен что-то одно хорошо уметь делать, и ему за это должны достойно платить - тогда ему будет по деньгам выгоднее заплатить другому специалисту, чем тратить свое время. -- Плюсую.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:22:44 07-12-2022

бедности и безработицы - странный вывод

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:28:20 07-12-2022

Гость, ты скажи, сколько ты зарабатываешь, чтобы давать такие советы. Может ты просто так оправдываешь то, что руки не оттуда растут? Я вот не считаю зазорным какие то дела по хозяйству делать самостоятельно, в пределах своих способностей. Если я каждый раз буду вызывать специалиста, чтобы приклеить две плитки или заменить шланг на насосной станции, моего дохода, а он у меня выше среднего раз в 8, мне точно не хватит на жизнь. Аеще буду сидеть без воды, пока специалист соизволит до меня доехать

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:53:06 07-12-2022

Угадай профессию: зарабатывает выше среднего в 8 раз, куча свободного времени, в рабочее время треплется в интернете, за копейку удавится, лишь бы "не кормить дармоедов".

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:59:34 07-12-2022

Продавал и покупал без риэлтора . Если буду покупать то через нотариуса его ответственность застрахована в отличии от риэлтора. Да и суммы гораздо меньше чем риэлтора платить

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:08:47 07-12-2022

Гость, Не угадывай. Предприниматель. Новости и коммнетарии почитываю, чтобы быть в курсе. И речь идет не о копейках. Услугами риэлторов не вижу смысла пользоваться. Продавал три месяца назад наследственную квартиру. Только подал объявление, начали трезвонить риэлторы. Просили за сделку от 70 тыщ. Отказал всем . Сам ходил показывать квартиру, не обломался. Раз 15-20 прогулялся в пределах квартала. Оформляли у нотариуса. Отдали тысяч по 10. Копейку сэкономили? Прошлы сделки тоже без риэлторов обошлись. Просто отдал тыщи 2 за ДКП.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:30:00 07-12-2022

Вот поэтому идут риэлторы лесом, кстати нет ни одного комментария от риэтора,который бы рассказал о плюсах работы с ним и какую ответственность несут.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:36:54 07-12-2022

Гость, вот как раз с нотариусом это другой разговор он несёт ответственность

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:49:33 07-12-2022

Гость, Раньше риэлторы отя бы помогали при оформлении сделок не сидеть в очередях. За это можно было платить. Сейчас при продаже недвижимости обращаться к ним имеет смысл, если только продавец физически не имеет возможности каждый день показывать например квартиру потенциальным покупателям.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

18:30:32 07-12-2022

вот это новость!!!! завистники говорят об оттоке с Алтая, а оказывается все полно оптимизмом... глядишь и превратимся в мировую столицу, а если серьезно, то эта новость подтянута за уши, нет работы, нет стабильности, идет рост цен

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

18:51:01 07-12-2022

Продавцу вообще просто - есть желаемая сумма - ее продавец и получит. Риелтор может выставлять дороже и прибалтывать клиента - разница падает риелтеру на карман, а продавец не заморачивается. Покупатель, если не хочет заморачиваться, так же платит риелтору за поиск, консультации, сопровождение, собирание справок. Ответственности риелтор не несет никакой - максимум на сумму оказанных услуг. Как инструмент на рынке недвижимости риелторы необходимы, нравится это кому-то или нет. Время-деньги. Для всех, кроме одного успешного предпринимателя

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

18:56:14 07-12-2022

Мне почему-то кажется, что и в вопросе отношений с прекрасным полом "успешный индивидуальный предприниматель с доходом в 8 раз выше среднего" прекрасно справляется сам.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

22:16:39 07-12-2022

Гость, впечатление что люди в крае живут по 400 лет и спокойненько без излишней нервотрёпки за 350 лет смогут заработать себе на покупку жилья , чтоб комфортно в нём пожить следующие 50 лет оставшихся , с водопроводом и канализацией . Размер зарплаты , продолжительность жизни в крае , всё надо учитывать для того чтоб не было из нарушения социальной структуры самоубийств , убийств , проблем в работе по каким-то причинам . Как диверсия такие ЦЕНЫ .

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

22:35:18 07-12-2022

Гость, Банк очень плохо, формально, почти никак проверяет историю квартиры.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:32:51 08-12-2022

Риэлторши конечно по большому счёту чаще всего вообще не нужны и реально вообще ни за что никак не отвечают, но всё равно жалко их. В сорок лет уже никуда вообще не берут, но даже здесь у них всё, что называется, "вчёрную". А это означает только одно - никакой пенсии в старости. Да и доработать риэлторшой до пенсии - тоже нереально. Выгонят гораздо раньше! Проклятый капитализм с его звериным оскалом!

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:04:30 08-12-2022

Гость, согласен на 100%!

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:54:38 08-12-2022

Гость, переходи на более лёгкие препараты,заканчивай с этими.

  0 Нравится Ответить

Лента новостей

Новости партнеров