В Барнауле клубной культуры как таковой не существовало до начала эпохи "перестройки", то есть до середины 1980-х годов. А к основным официальным развлечениям молодежи советского послевоенного времени относились те занятия, которые так или иначе были связаны с физкультурой (здесь достаточно вспомнить внедрение комплекса ГТО), и совсем немного времени уделялось танцам.
Свой досуг подрастающее поколение старалось проводить, как правило, на стадионах, катках, спортплощадках. Примерно до рубежа 1960/1970-х годов барнаульская молодежь устраивала танцы под патефон. Впрочем, проводили в городе и танцы под живую музыку. Как правило, под духовой оркестр. Он играл в выходные дни на площадях и в парках. Как правило, советские дискотеки (назовем их так) устраивались по субботам. В Барнауле не было строго определенного места, за которым закрепилась бы слава центральной площадки. По крайней мере, до конца 1980-х годов точно. Дискотеки организовывали повсеместно - в общежитиях, на танцплощадках, в парках, во дворцах культуры. В 1970-е годы на смену патефону и духовому оркестру приходят вокально-инструментальные ансамбли.
Впрочем, не стеснялась барнаульская молодежь музицировать и во дворах своих домов. Естественно, это было характерно только для теплого времени года. Кто умел – играл на гитаре, остальные подпевали либо просто слушали.
К слову, танцплощадки в эпоху 50-80-х в Барнауле были почти в каждом парке и возле ДК: асфальтированные "пятачки" с лавочками по периметру и сценой. Входной билет был довольно дешевым - от 30 до 50 копеек. Молодые люди перед началом для смелости и "драйва" могли выпить одну бутылку портвейна на 7-10 человек.
Танцы в основном длились с 21:00 и до полуночи. Если не было живой музыки, выручал магнитофон, вещь по позднесоветским временам довольно редкая и дефицитная. Кстати, слишком "провокационно" одетую молодежь "отсеивали" еще при входе на танцплощадку – могли не пустить в джинсах или мини-юбках. Особенно это проявилось на фоне борьбы со стилягами в хрущевскую эпоху. Истории о том, что длину юбки у девушек измеряли линейками, совсем не выдумка. В чересчур короткой на танцы не пускали. Не одобрялись на танцплощадках также всевозможные визги и крики. Неподалеку всегда дежурили милиционеры или дружинники, поэтому подвыпивших или жаждущих драки быстро "принимали", и вместо танцев их ждал вытрезвитель или ночь в отделении. А на следующий день - разбирательство в университете или на работе.
Музыка в те годы в основном была живая - местные группы играли всем знакомые хиты или песни собственного сочинения. Популярностью, что логично, пользовались композиции про любовь. Что касается одежды, то какого-то определенного стиля, что носить на подобные танцевальные вечера, еще не сложилось. Он пришел позднее – в начале 1990-х годов.
Напоследок несколько слов об одном из самых популярных ДК у барнаульской молодежи второй половины 1980-х годов - Дворце культуры комбината химволокон (ДК "Химиков"). В это время здесь устраивали не только дискотеки. Например, в 1988 году в ДК прошел первый в истории Барнаула конкурс красоты, на котором победила студентка из педучилища Наталья Балахнина. Всего тогда заявилось чуть менее 300 участниц. По меркам провинциального города это было весьма приличное число.
Кстати, на примере ДК "Химиков" можно увидеть будущий прообраз клубной жизни. Так, с 1987 года здесь ежегодно проводили фестивали "Рок-Периферия", а с 1990 года – фестиваль "Рок-Азия", который однажды посетили основатель прогрессив-рок-группы Van der Graaf Generator Питер Хэммил, а также журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий. На этом фестивале выступали такие известные персонажи для рок-тусовки тех лет, как Дмитрий Ревякин ("Калинов мост"), Янка Дягилева и группа "Чолбон" из Якутии.
Команда проекта: Артем Кузнецов, Елена Лепезина, Александра Черданцева, Александр Шелягин, Мария Трубина, Татьяна Гладкова, Вячеслав Кондаков вспоминали лихое время и писали тексты Мария Трубина верстала и придумывала дизайн Фото из архивов веселых и добрых людей, заведений, сайтов geometria.ru и nightout.ru
За личные истории спасибо Владимиру Токмакову, Вадиму Климову, Максиму Бочарникову и Дмитрию Сарафанникову