Медведев пишем, Путин в уме. Какой закон может нарушить президент, уйдя на покой?
Глава государства может остаться неприкосновенным и после того, как перестанет управлять страной
10 ноября 2020, 08:39, ИА Амител
Бывшие президенты России вскоре смогут (если захотят) нарушать большую часть статей Уголовного кодекса. Но судить их за это будет нельзя. Сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников на прошлой неделе внесли на рассмотрение парламента законопроект о гарантиях неприкосновенности бывшего президента РФ. Теперь (если закон примут) главу государства нельзя будет наказать за некоторые преступления, которые он совершил, даже покинув свой пост.
И действующего, и бывшего президента после принятия поправок смогут лишить неприкосновенности только за тяжкие преступления. А все остальные "прегрешения" останутся, как ни странно, безнаказанными.
Самое главное – неприкосновенность экс-главы государства станет бессрочной. То есть она будет распространяться не только на период президентства, а на всю жизнь бывшего руководителя страны.
Только если в состоянии аффекта: Уголовный кодекс не считает это тяжким преступлением. Также экс-президенту ничего не будет за причинение смерти по неосторожности, побои, похищение человека и даже разглашение гостайны. Все эти преступления в России не считаются тяжкими.
А вот с рядовых граждан правоохранители спрашивают по полной программе. Достаточно вспомнить бывшего журналиста и советника главы "Роскосмоса" Ивана Сафронова. Его обвиняют в госизмене, Сафронову грозит до 20 лет лишения свободы.
А еще вспомним, как известные футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев получили по 1,5 года колонии за побои и хулиганство. Этот список можно продолжать если не бесконечно, то довольно долго. Но сути это не меняет: если закон примут, президенту все (почти) будет нипочем.
Подождите, значит, экс-президента нельзя будет вообще наказать?
Если совершит тяжкое преступление – все-таки возможно. Правда, в новой версии закона эта процедура станет сложнее. Совет Федерации может лишить бывшего президента неприкосновенности, только если Госдума обвинила его в госизмене или совершении иного тяжкого преступления, Верховный суд подтвердил, что в его действиях есть признаки преступления, а Конституционный суд заключил, что установленный порядок выдвижения обвинения соблюден.
А сейчас бывшие президенты неприкосновенны?
Да. Экс-главу государства не могут привлечь к уголовной или административной ответственности за то, что он совершил во время руководства страной. Кроме того, бывшего президента не могут задержать, арестовать, обыскать, допросить или досмотреть по делам, связанным с исполнением им полномочий.
Можно, но сначала нужно лишить экс-руководителя неприкосновенности. Да и потом, дело можно возбудить только за тяжкое преступление при условии, что он его совершил, когда был президентом.
Конечно. Схема здесь очень сложная. Сначала Следственный комитет возбуждает уголовное дело. Госдума дает согласие на то, чтобы лишить президента неприкосновенности, а Совет Федерации принимает итоговое решение. Такой порядок действует сейчас. Правда, все это не более чем теория – в жизни таких ситуаций пока не возникало.
Если депутаты Госдумы или сенаторы откажутся лишать бывшего президента неприкосновенности, производство по уголовному делу против него прекратят.
Но разве так можно: дать возможность нарушать закон бывшим первым лицам страны?
Авторы поправок считают, что нужно усилить гарантии для экс-руководителей государства. Это позволит защитить их от преследования в будущем. Получается, что глава государства выводится за рамки закона навсегда и получает своеобразный "иммунитет".
На практике эти поправки мало что значат. В России за всю историю было три попытки объявить импичмент президенту, все они пришлись на правление Бориса Ельцина: два раза в 1993 году и один в 1999 году. Основные обвинения в адрес первого президента были связаны с участием в развале СССР, госперевороте и развязывании войны в Чечне. Однако Ельцин сохранил свой пост и к уголовной ответственности его не привлекали.
Политконсультант Леонид Давыдов в своем телеграм-канале "Давыдов.Индекс" подчеркивает: "Если нынешняя система перестанет существовать, то и законы будут другие". Поэтому поправки Клишаса – Крашенинникова лишены смысла.
С ним согласен политолог Александр Кынев: "Я думаю, что власть сама не очень сильно верит, что кто-то под эти гарантии будет уходить в надежде, что кто-то будет это все выполнять. Это просто мечты".
А вот президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов считает, что инициаторы поправок продемонстрировали преданность: "В данном случае это больше похоже на придание дополнительной сакральности действующему президенту".
Комментарии 0