Педагоги из алтайской глубинки не разделяют оптимизма по поводу реформы образования и объединения малокомплектных школ
09 марта 2011, 10:45, ИА Амител
Школа в с. Шебалино, являясь победителем конкурса "Приоритетный национальный проект Образование", вполне может считаться образцово-показательной даже на уровне городских учреждений среднего образования: полностью компьютеризированные классы, оборудованные интерактивными досками и специальной мебелью. Депутату продемонстрировали работу свободного ПО на основе Линукс, в котором через некоторое время будут учиться все школы Алтайского края. Хорошо оборудованная столовая, обеспечивающая двухразовое питание школьников; прекрасный школьный музей с экспонатами, которым позавидуют и на федеральном уровне. Но, не смотря на все это, когда депутат Госдумы спросил у учителей об их отношении к ЕГЭ и реформе образования - мнение их было однозначным: и то и другое - зло.
В частности, учителя Шебалинской средней школы согласились с тем, что школа в провинции, особенно на селе - всегда играла роль культурного центра, без которого деревня погибает автоматически. И даже в благополучной Шебалинской школе учителя уверенно заявляют, что не смогут выполнить требования новых образовательных стандартов, прежде всего из-за недостаточной материальной базы. А обязанности финансирования всех этих новшеств федеральный центр сбросил на уровень регионов и муниципалитетов. Чего уж говорить о малокомплектных школах? Автобусы, по признанию педагогов, не всегда могут доставить ребятишек по назначению, особенно по нашему бездорожью: зимой переметает так, что только снегоход доберется, а в осеннее-весеннюю распутицу - только на тракторе.
- Моя супруга долгие годы работала учителем физики и математики в провинциальной школе, и мне хорошо известно, каких сил, прежде всего духовных, стоит эта работа, - рассказал Багаряков, отвечая на вопросы учителей. - Собственно и работой это назвать сложно: это своего рода миссия, нести будущим поколениям культуру и знания. Сама школа в провинции, особенно на селе - всегда играла роль культурного центра, без которого деревня погибала автоматически.
Сегодня, благодаря действующей власти, таких погибающих деревень по всей стране - сотни тысяч! Даже в прошлом году, который был объявлен Годом учителя, власти Алтайского края продолжали сокращать количество сельских школ: к концу 2010 года общее число сокращенных, ликвидированных и "законсервированных" школ в регионе перевалило за сотню!
Краевые власти с гордостью рапортуют об открытии сразу четырех (!) капитально отремонтированных школ, но "забывают" уточнить, что к концу учебного года 2010-2011 39 школ в регионе "закроют или законсервируют" к концу. А еще в 2011 году будет закрыто порядка 20 училищ и техникумов! Чиновники такое сокращение обосновывают тем, что количество детей уменьшается, и если во всей школе 10 учеников и 6 учителей - ученики якобы теряют право на получение качественного образования. Иными словами необходимость уничтожения деревни чиновники от "ЕР" обосновывают последствиями собственной же бездарной политики, приведшей к катастрофическому сокращению населения России.
Но на одном лишь вырезании учебных заведений чиновники от "Единой России" не остановились. Мало того, что два года подряд, в том числе в Год учителя зарплата педагогов не увеличивалась: в реальном содержании их доходы даже снижались. В результате перехода на подушевое финансирование и так называемую оптимизацию снизилась даже номинальная зарплата, выраженная в деревянных рублях.
В наступившем году педагогам предложили позорную индексацию зарплаты на уровне трёх с половиной процентов, что даже ниже официальной инфляции!
После последних "новшеств", инициированных "Единой Россией", учитель вместо педагогического творчества вынужден заниматься бумажными потоками, разного рода отчетами, объем которых, в сравнении с советским временем, увеличился примерно в 100 раз. Учителя уже в шутку жалуются, что дети мешают им реализовывать правительственный проект "Образование", поскольку "бумажки" для чиновника важнее реальных знаний, получаемых детьми. Результат такой работы, молодежь, которая с четверкой по Русскому языку, уже на собеседовании спрашивает, как пишется имя нашего премьер-министра: ВладимИр, или ВладимЕр, - возмущенно отметил Багаряков.
По его словам, финальным гвоздем в крышку гроба наследия советской системы школьного образования, стал законопроект, который был принят "единороссовским" большинством в Государственной думе на одном из последних заседаний в ушедшем "Году учителя". Законопроект полностью снял Федеральные гарантии предоставления коммунальных льгот для сельского учителя. Ответственность за них целиком легла на тощие бюджеты регионов. Мало того, сумма компенсации теперь вполне законно может не увеличиваться, а сам закон не предполагает индексации выплат за утраченные льготы.Если учесть, что коммунальные расходы растут по 15-20 процентов в год (а в Алтайском крае есть примеры роста на 100 и 200%), то через пару тройку лет имеющиеся льготы станут таким же символическим явлением, как детские пособия.
Если уж правящая партия объявила себя ответственной за все происходящее в стране, то мне хочется спросить: Почему деньги на поддержку сельских учителей находились и в советскую эпоху, и при царях, и генеральных секретарях, и даже в лихие 90-е! И почему в объявленные правительством "сытые посткризисные" 2000-ные, да еще и под руководством самой передовой в мире партии, денег на образование вдруг стало не хватать?, - задается вопросом Багаряков.
В завершении встречи учителя Шебалинской средней школы вместе с депутатом выработали общую рекомендацию для чиновников и депутатов от "ЕР" федерального и местного, краевого уровня: хотя бы раз съездить в обычное алтайское село. Но не для разрезания ленточки с последующим фуршетом (как это обычно бывает), а чтобы просто месяц пожить на учительскую заработную плату без коммунальных льгот, выполняя все те требования, которые "намодернизировали" за последнее время на среднюю школу. Педагоги и депутат выразили уверенность, что после такого "экстрима" подавляющее большинство наших "слуг народа" очень быстро избавились бы от "зеркальной болезни".
Комментарии 0