Первый раз в первый класс: как превратить поход в школу в праздник

Рекомендации барнаульского психолога родителям, как правильно подготовить к школе ребенка и самих себя

22 августа 2017, 07:37, ИА Амител

''
''

Вот и настал момент, когда ребенок подрос и ему скоро предстоит пойти в первый класс. Волнуются бабушки и дедушки, мамы и папы. Но больше всего взволнован малыш. О том, как правильно родители могут подготовить к школе ребенка и самих себя, корреспонденту ИА "Амител" рассказала психолог КГБУСО "Краевой кризисный центр для мужчин" (г. Барнаул) Ирина Безгина.

Первый класс для родителей

По словам Ирины Безгиной, на самом деле готовиться к школе в первую очередь нужно родителям, а не детям.

Заключается подобная подготовка, прежде всего, в знакомстве родителей с особенностями развития детей предшкольного возраста. Родителям необходимо знать индивидуальные особенности своего ребенка: темперамент, характер, стиль познания, способ получения и переработки информации. И очень важно быть готовыми поддержать ребенка в любой ситуации. Задавайте ребенку вопросы, чего он ждет от школы, что ему интересно, а что его пугает и т.д.

Психолог отмечает, что очень часто родители, подготавливая ребенка к школе, говорят будущим первоклассникам такие слова: "Ты уже взрослый. В школе тебе надо будет много учиться, нельзя будет играть". Но это не совсем правильно.

"Важнее создать позитивный настрой, а при таком подходе ребенок, едва закончив детский сад, начинает думать, что детство кончилось. В результате у ребенка повышается уровень тревожности и создается эмоциональное напряжение. При этом мы и себе создаем иллюзии, исполнения которых ждем от ребенка. Убеждая ребенка в том, что он взрослый, искренне верим, что ребенок теперь будет вести себя соответственно. А он ведет себя иначе. И тогда мы начинаем раздражаться: "Как же так! Я тебе сказала..." В результате и мы от своих иллюзий страдаем, и ребенок. А ведь одна из главных задач родителей – сформировать у ребенка адекватную самооценку", - пояснила Ирина Безгина.

Многие родители слишком активно подходят к вопросу подготовки к школе. Они водят малышей на дополнительные занятия, записывают в предшколы или нанимают репетиторов, даже если малыш ходит в детский сад.

"На самом деле трудно сказать, насколько важна высокая интенсивность развития интеллектуальных способностей ребенка. Родители хотят, чтобы ребенок по этому уровню соответствовал определенным требованиям. Говоря о психологической готовности ребенка к школе, в первую очередь следует обратить внимание на сформированность различных сфер психической деятельности: познавательной, волевой, мотивационной, эмоциональной. Важнее же всего, отдавая ребенка в школу, создать ему максимально комфортные условия. Не гнаться за престижем, успешностью школы, а сделать все, чтобы первоклассник чувствовал себя уверенно. Это позволит избежать многих проблем в будущем", - подчеркивает психолог. 

В школу как на праздник

Нужно создать для ребенка эмоциональный позитивный настрой, чтобы он воспринимал 1 сентября как важное и значимое событие, а не как день, в который закончилось его детство.

"Обсуждая с ребенком предстоящее событие, важно подробно проговорить, как будет проходить этот и последующие дни. Необходимо подарить ощущение праздника, чтобы он с нетерпением и сам ожидал этого дня, чувствовал себя спокойно и уверенно", - рекомендует Ирина Безгина.

Важно дать понять будущему первокласснику, что вы верите в него и готовы ему помогать, поддерживать и ответите на любые его вопросы. Если у вас не было такой системы общения с детского сада, то сейчас обязательно нужно ее ввести, подчеркивает психолог.

"Покажите, что вы готовы поддержать ребенка в любой ситуации. Важно, чтобы ребенок не замыкался в себе, когда появляются трудности. Они неизбежны. Это школа. Новая обстановка, новые люди. Необходимо, чтобы ребенок был уверен, что получит вашу поддержку в любой ситуации. Тогда он не закроется в себе, не промолчит про плохую оценку и другие трудности. Ребенок будет уверен, что проще сказать и исправить, а не молчать до последнего", - рассказывает она.

Вся жизнь - игра

Еще одна трудность, с которой сталкиваются родители будущих первоклассников, - объяснить ребенку, что в школе нельзя постоянно играть и нельзя брать с собой любимые игрушки.

"Вспомните себя в этом возрасте! Ведь игра – любимый вид деятельности дошкольника. От того, насколько сформирована эта деятельность, зависит и степень готовности ребенка к школе. Чаще играйте с детьми вне школы, ведь игра стимулирует познание. Важно просто спокойно объяснять, что для игр в школе не так много времени. Игры будут, но другие. Те, которые учитель будет проводить", - рекомендует Ирина Безгина.

Она подчеркивает, что для ребенка игровая деятельность в возрасте шести-семи лет является ведущей. "В первом классе еще только формируется учебная деятельность, поэтому обучение часто идет в игровой форме. Пока они только учатся учиться. Поэтому все же стоит снисходительно относиться к желанию ребенка поиграть или взять с собой в школу игрушку", - говорит психолог.

Ирина Безгина также рекомендует родителям готовить детей к школе в игровой форме. Например, можно предложить сыну или дочке поиграть в школу: "Давай представим, что я буду твоим учителем, а ты - моим учеником". А потом можно поменяться ролями.

"Важно, чтобы и ребенок был главным, видел себя со стороны. Когда он станет "учителем", можно, например, попробовать побаловаться и поиграть. Показать, что вы не слушаетесь на уроке. Понравится ли ему, когда ученик балуется или нет? Важно, чтобы он видел ситуацию с другой стороны", - замечает она.

В игре, по словам психолога, ребенку будет проще понять, что такое школа, уроки, перемены и т.д.

Вспомнить свой первый класс

"Для ребенка в этот период очень важна наша поддержка. Поэтому, когда мы говорим: "Ты - большой, взрослый", мы навешиваем на него новую ответственность. А ребенку и так страшно. Он уже действительно большой и догадывается, что школа – это не детский сад, а нечто другое. Поэтому на этом важном этапе его жизни нужно поддержать ребенка", - рассказывает психолог Ирина Безгина.

Она также советует делиться с ребенком своим личным опытом из школьной жизни. Рассказывать о том, как вы пошли в первый класс и с какими трудностями столкнулись.

"Нужно рассказывать о ситуациях по аналогии с теми, в которых оказывается ребенок. О том, как вы переживали и как с этим справились. Важно, чтобы малыш видел и понимал: да, есть трудности, но не только у него. И у папы с мамой так было, и у старшего брата или сестры. Эти трудности можно преодолеть", - говорит психолог.

"Чтобы помочь ребенку преодолеть трудности, важно искренне интересоваться тем, как прошел его день, что было интересного, что понравилось, а что было трудным… А отвечая на вопросы ребенка, бессмысленно давать ему готовые ответы. Эффективнее задавать ребенку наводящие вопросы, подводя его тем самым к верному ответу и решению трудной ситуации. Давать ему возможность самому анализировать ситуацию, готовя к взрослой жизни и самостоятельному принятию решений", - подчеркивает Ирина Безгина.

Готов ли ребенок к школе

Многие родители задаются вопросами, как понять, готов ли ребенок к школе и не рано ли его отдавать в первый класс. Понятие "готовности к школе" предполагает определенную степень зрелости всего организма и нервной системы к повышенным умственным и физическим нагрузкам.

Психологи выделяют следующие стороны общей готовности к школе: физическая, интеллектуальная и личностная. Как правило, в детских садах штатный психолог проводит специальную серию тестов, в ходе которой и определяет готовность ребенка.

Самим родителям сложно определить это. Но, как отмечают психологи, важно, чтобы ребенок хотел идти в школу, понимал важность и необходимость учебы, признавал авторитет взрослых, умел внимательно слушать и выполнять задания, которые ему дают.

"Готовность к школе - очень важное понятие. Если по психофизическим функциям, познавательным процессам и эмоциональным особенностям ребенок не готов к школе, ему будет очень сложно. Поэтому, если когнитивные процессы, эмоциональная и волевая сферы недостаточно сформированы, имеет смысл еще год уделить подготовке к школе. Довольно часто таких ребятишек все же отдают в школу, и впоследствии у ребенка возникают трудности и неудачи в учебе. Это одна из наиболее распространенных трудных ситуаций, с которыми обращаются к нам родители. А чтобы избежать подобных трудностей, необходимо при подготовке к школе уделять внимание всем психическим сферам и отдельным их компонентам", - отметила психолог КГБУСО "Краевой кризисный центр для мужчин" Ирина Безгина.

И самое главное - помните, адаптация к школе - непростой процесс и проходит не быстро. Помогайте ребенку переживать первые неудачи в школе. Ему очень нужны ваша вера в него и поддержка.

Читайте также в сюжете: День знаний-2017

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров