Корабли в моей гавани: как держится на плаву барнаульская навигация?

О сложностях и положительных моментах в работе навигации ИА "Амител" рассказал генеральный директор компании ООО "Барнаульский речной порт" Александр Крук.

18 сентября 2015, 09:15, ИА Амител

Не взлетели, но поплавали - так коротко можно охарактеризовать навигационный сезон 2015 года в Алтайском крае. С одной стороны, пассажиропоток упал на 20 тысяч человек. С другой - прирост по грузоперевозкам. Водным транспортом в нашем регионе заведует только одна организация - ООО "Барнаульский речной порт". Они - монополисты, которые работают чуть ли не себе в убыток. Корреспондент ИА "Амител" встретился с генеральным директором компании Александром Круком, чтобы откровенно поговорить о самом важном: как мешает работать бюрократия, помогают ли краевые и городские власти, зачем предприятие продало один теплоход и как изменится график движения теплоходов в следующем сезоне?

Фото: amic.ru

Тонем, тонем - не потонем

- Александр Александрович, когда завершается навигационный сезон на Оби?

- Период навигации еще не завершен. Работа продолжается. Это пассажирский флот поставили почти весь. А грузовой еще ходит в Камне-на-Оби и в Шульгинке (Бийский район. - Прим.ред.). Он будет работать примерно полтора месяца. Нам надо перевести еще порядка 70 тысяч тонн щебня.

- А если подвести итоги сезона 2015, то каким он был в целом?

- Навигация складывалась благополучно благодаря тому, что уровень воды позволил максимально продуктивно отработать на сложном участке - Шульгинка - Барнаул. По сравнению с прошлым годом мы увеличили объемы грузоперевозок в три раза. Мы возили щебень для строительства улицы Калинина, Павловского тракта. Весь наш флот был задействован, суда не стояли без дела. И есть необходимость поработать еще.

- Условия для работы тяжелые? Река позволяет перевозить сотни тонн груза за один раз?

- Условия тяжелые. Тяжелая река, судоход заужен, габариты предельные. Смотрите, баржа вмещает 1000 тонн, мы везем порядка 700 тонн. Больше нельзя - не проходим по глубине. Мы были ограничены в этом вопросе. Когда вода большая - все нормально. А когда падает, как, например, в июле, "непроходимых" мест становится много. Чтобы судно могло пройти, пришлось "разрабатывать дорогу". На некоторых участках реки ставили краны, они расширяли и углубляли участок.

- Это дорогое удовольствие?

- У нас есть соглашение, где прописано, что мы частично участвуем в финансировании этого технического участка. Совместно с краем и Минтрансом затрачено примерно 25-28 миллионов рублей. Но если сравнивать с ремонтом дорог, то это экономия. Машина может перевезти сколько тонн? За один раз 30? А баржа 1000. А сколько стоит ремонт дорог? Опять же, машина дороги разбивает, и в них вновь надо вкладывать деньги. А что воде сделается? Хоть сколько вози - река не сломается.

Фото: amic.ru

Деньги теряем, но работаем

- А что касается пассажироперевозок?

- Мы в этом году потеряли пассажиров. У нас стабильно каждый год от 140 до 160 тысяч пассажиров. В этом году упали тысяч на 20. Причины две. Первая: мы в Затон практически не ходили из-за низкой воды. Вторая: когда вода упала, мы не могли зайти в Бобровку и в Калиновку. Пришлось закрыть туда линию. Ну представляете: невозможно подойти к причалу, а людей же в воду не высадишь. Вот мы линию и закрыли. А спрос пассажиров не упал, он стабильный. 150 тысяч человек за сезон и все, не выше. Если бы мы возили по себестоимости, без дотации, у нас пассажиропоток упал бы до нуля.

- Деньги потеряли?

- Потеряли по деньгам, да. Но, может, в следующем году будет лучше, мы же от погоды зависим, от воды. Пассажирские перевозки идут у нас по себестоимости. Нам край и город дотирует, то есть возмещает затраты, понесенные на перевозке. Смотрите, корабль идет с одним человеком, а он рассчитан на 250 человек. И затраты мы несем как на 250 человек за один рейс. Но доходов нет. Считай, бесплатно работаем.

- Неприятный момент...

- Нас, конечно, напрягают такие моменты, но мы не можем отказать. Идем на расходы, а край возмещает. Но край возмещает с отсрочками. Вот смотрите: мы должны купить топливо, выдать зарплату, провести ремонт, понести расходы, посчитать их и потом предъявить. И через месяц их возместят. Но у нас нет таких денежных оборотов для такой работы. И мы страдаем. Было сложно и тяжело в эту навигацию работать. Принцип финансирования дотаций четко оговорен: покажи расходы, тогда тебе их возместят. А у нас сезонность. После зимы вообще денег нет, а флот я должен выпустить? Должен. А еще купить топливо, раздать зарплату. В последнее время стали выплачивать затраты по половинке. Допустим, мы насчитали миллион в месяц. Нам выплатили 500 тысяч, а вторую половину через месяц. И это тормозит работу, с большими трудностями выплачиваем зарплату.

- Выход из положения есть?

- Мы, конечно, будем работать, учитывая ситуацию. Будем корректировать расписание, флот. Там, где мало народу, будем пускать маленькие теплоходы. В следующем году расписание изменим: где было четыре рейса, станет два, где было три, останется один. У нас все маршруты востребованные. Но периодами. Идет наплыв в мае: люди едут на дачи. Среди недели спад, в выходные опять наплыв. Выручают прогулки по воде. А перевозки по линиям... Мы прибыли от них не имеем, нам только возмещают затраты. И то последние 4 года каждый год убытки. Нам даже пришлось продать один теплоход. Мы продали его за пять миллионов.

- Это много или мало?

- Может быть, дешево продали. Вопрос был в другом - ставить этот теплоход на рейс, собирать на него экипаж либо оставить и просто охранять. Нет, мы продали его в другой регион. Сегодня тот флот, который у нас остался, весь востребованный. Но резерва нет.

- Сколько судов находится у вас на балансе?
- Три небольших пассажирских теплохода. Они старенькие, но мы их постоянно обновляем: обшивку, двигатели, подводную часть вырезаем, делаем новое днище и поехали дальше. Они с 60-х годов, им больше 50 лет. На вид хорошенькие такие. Достойно ходят. Еще три теплохода "Москва". Они на 250 человек рассчитаны.

- Нет необходимости в покупке новых теплоходов?

- Явной необходимости нет. Ну купим мы новый и что? На новый теплоход надо от 50 до 100 миллионов рублей. И сколько лет он будет себя окупать? Где взять деньги и как его эксплуатировать, чтобы он себя окупил? Такая возможность есть только у богатых, кому некуда девать деньги. Или как в Ханты-Мансийске. У них есть такое же предприятие, только в собственности областной администрации, они его дотируют. Для сравнения: мы дотируемся 11-12 миллионов в год, они от 180 до 200 миллионов. Но у них и пробеги по северным направлениям. У нас на наших линиях такой техники не требуется. Большой корабль заменит "Москву", но расходы на него мы не потянем.

- Дорого обходится содержание теплоходов?

- Да, на самом деле содержание теплохода стоит очень дорого. В год - от трех до пяти миллионов на содержание одного теплохода: топливо, отстой флота, охрана зимой, масло, контролирующие органы, запчасти, зарплата и так далее.

- Как готовитесь к зиме?

- Сейчас флот в работе. Через месяц будем его расставлять по местам отстоя, создаются уже участки, караванная служба - она занимается безопасным отстоем и охраной флота. Ремонт мы производим перед зимовкой, вторую часть делаем перед выпуском. Зимой мы редко делаем ремонт.

- Территория Речного вокзала принадлежит арендаторам. Как это влияет на вашу работу?

- Мы у собственника арендуем кромку. Мы им платим небольшие деньги. Что касается со стороны воды - это наше. Зона ответственности тоже наша. Сейчас мы заказали паспорт объекта, заказали обследования, так что, возможно, пока воды нет, будем что-то ремонтировать. С собственником мы нормально нашли общий язык. У нас долгосрочный договор.

Фото: amic.ru

Кто придет работать - пущу. Но и сам денег заработаю

- Прогноз на следующий год есть?

- Надеюсь, что уровень воды позволит отработать не хуже. Мы должны увеличить объемы раза в два по грузоперевозкам. Пассажиропотоки надеюсь сохранить на том же уровне. Больше не получается. Кстати, для нас паводок имел положительный момент. Людям дома топит, а мы можем ко всем причалам подходить. Когда много воды - это хорошо. Дай Бог, чтобы она была, но в разумных пределах. А еще есть долгосрочный прогноз: за пять лет должны увеличить объемы в несколько десятков раз. Возить 500 или 800 тысяч тонн за сезон. Будем стремиться. Движение в сторону увеличения объемов однозначно есть.

- У вас есть конкуренты в Алтайском крае?

- В плане перевозок любая фирма, имеющая в собственности флот, может прийти сюда и работать. Но я, чтобы здесь работать, должен создать порт. Построить причал. А это огромные деньги. Только один кран перевести стоит 5 миллионов. Их у меня четыре. И это только кран. Вот представьте, пришел конкурент с кораблем. Ну и где он будет грузить и разгружать? Но если он придет, то я ему поставлю тариф. Пусть возит, но и он даст мне заработать.

О бюрократии

- Что мешает работать?

- Бюрократия. Три года не могу завести газ в эту контору. А она в моей собственности. Пинают от одного к другому, от третьего к пятому, хожу по кругу. А я топлюсь углем. Котельную содержать тоже, знаете ли, не дешево. Если бы было можно, я бы назвал эту ситуацию "разгул чиновников". Не говорю про всех. Про некоторых. Я уж не говорю про проверки. Я все понимаю, у нас опасное производство. Но не надо создавать из этого ажиотаж. Одна проверка проходит. Вторая заходит. Представьте на секундочку: 23 проверки в год. Как минимум по две проверки в месяц. И опять понимаю: раз пришел, надо за что-то наказать. А то его накажут. Скажут: "Ничего не нашел, значит плохо работает".

- Есть те, кто помогает?

- Слава Богу, есть! Спасибо огромное городской администрации, дорожному комитету в лице Петра Гладышева. Воронкову Анатолию Филипповичу огромное спасибо! В краевой администрации тоже работают настоящие профессионалы. Люди, которым можно позвонить хоть ночью, и они помогут. Здорово, что такие люди есть, с ними хочется работать.

- Будущее флота как видите?

- Мы должны нарастить объемы. Миллион тонн грузоперевозок за сезон вполне реально в долгосрочной перспективе. В идеале надо выходить и на большие объемы. Будет объем, будут доходы. Будут доходы, можно развивать бизнес. Чтобы заработать рубль, вначале же надо этот рубль вложить в дело.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров