Город маршруток. Почему в Барнауле могут исчезнуть автобусы после повышения цен на проезд
Перевозчики ждут не дождутся увеличения стоимости, но не спешат обновлять автопарк. И вот почему
29 октября 2021, 07:31, Вячеслав Кондаков
В Барнауле в ближайшее время собираются поднять цены на проезд в общественном транспорте. Ожидается, что билеты для большинства горожан подорожают сразу на пять рублей – это самая большая индексация в истории краевой столицы. Если жители против, то перевозчики ждут не дождутся нового тарифа, а взамен обещают повысить зарплату водителям и кондукторам, которых в Барнауле катастрофически не хватает. Вот только обновлять подвижной состав автобусов и трамваев транспортники не спешат. Денег на эти цели просто не хватит: для этого необходимо повышать стоимость больше, чем на пять рублей. Что ждёт общественный транспорт Барнаула в ближайшие годы и почему вместо автобусов на улицах могут появиться неудобные маршрутки – разбирался amic.ru.
Это не шутка: Барнаул – город маршруток
Поднять стоимость проезда в транспорте Барнаула планировали больше года назад. Перевозчиков, жаловавшихся властям на катастрофическое падение пассажиропотока, изношенность автобусов и нехватку водителей, всё это время кормили "завтраками". В начале 2021 года предпринимателей просили подождать, пока пройдёт тяжёлая ситуация с пандемией коронавируса (а она всё никак не утихает, а только ухудшается), чтобы на фоне высокой инфляции лишний раз не "лезть" в карманы барнаульцев. Потом стартовала избирательная кампания в Госдуму, и принимать антисоциальные решения, которые явно не вызвали бы одобрения у горожан, в мэрии Барнаула, естественно, не стали. А за это время, например, в МУП "Горэлектротранс" (принадлежит администрации Барнаула, – прим. ред.), чтобы не обанкротиться, взяли кредит почти на 200 миллионов рублей (на зарплаты водителям, кондукторам, ремонт вагонов) и из-за нехватки кадров пустили по городу трамваи без кондукторов.
В администрации Барнаула обратили внимание на беды перевозчиков спустя две недели после выборов, когда на заседании городского Координационного совета по ценообразованию одобрили повышение стоимости проезда сразу на пять рублей. Это решение понравилось далеко не всем барнаульским предпринимателям.
Как пояснил amic.ru исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула Николай Долженко, даже существенного повышения тарифа на пять рублей не хватит, чтобы обновить автопарк предприятий. Проблем накопилось так много, что одной индексацией их не решить. Если водителям и кондукторам реально поднять зарплату, то об обновлении автопарка можно забыть. Перевозчики не скрывают, что в ближайшие годы они смогут покупать только маршрутки или ПАЗики, которые стоят в четыре раза меньше, чем современный автобус ЛиАЗ. Решать глобальные проблемы, по мнению транспортников, обязаны городские и краевые власти. Однако учитывая, что даже собственный МУП "Горэлектротранс" едва держится на плаву, радуясь списанным трамваям из Москвы, на помощь мэрии Барнаула вряд ли можно рассчитывать.
"Новый автобус стоит не меньше 10 миллионов рублей, поэтому многие предприниматели откажутся их покупать. Для сравнения: ПАЗ или китайский микроавтобус стоит от 1,5 до 3,5 миллиона рублей. Предприниматели и так в долгах как шелках. Зарплату не повышали водителям очень давно. Индексация тарифа на фоне падения пассажиропотока ничего не даст", – пояснил amic.ru исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула.
Чтобы исправить ситуацию, уверен Долженко, необходимо повышать стоимость проезда в Барнауле до 38 рублей (что нереально) либо компенсировать убытки из городского и краевого бюджетов, как это было в столице края в начале нулевых. Тогда мэр Барнаула Владимир Баварин объявил "войну" владельцам дешёвых "Газелей", закупив в Германии около сотни низкопольных и комфортных автобусов. Большинство из них до сих пор ездят по городским улицам, но даже у немецкой техники есть свой срок годности. Если государство не будет обновлять общественный транспорт, считает эксперт, то в Барнауле уже скоро снова могут исчезнуть автобусы большой вместимости, а их заменят маршрутки и "Газели", которые особенно неудобны для стариков и маломобильных граждан.
"Мы уже пережили засилье маршруток в начале нулевых. В Барнауле было около 1300 жёлтых "Газелей", которые вытеснили автобусы. Был бардак. Тогда на уровне мэра города Владимира Баварина разработали программу по обновлению автопарка. Закупили сотни немецких низкопольных автобусов большой вместимости. Теперь дешёвые и неудобные "Газели" опять можно встретить в городе. Нельзя, чтобы мы вернулись в прежние времена", – уверен Долженко.
"Либо маленький самолётик, либо большой Boeing
Несмотря на проблемы, обновлять автопарк некоторые перевозчики начали ещё до принятия нового тарифа. С начала 2021 года в Барнауле предприниматели приобрели около 100 маршруток: либо взяли на них кредит в банках, либо на деньги с продажи больших автобусов. Барнаульский перевозчик Евгений Ершов не скрывает, что денег на хорошие, вместительные и новые автобусы ни у него, ни у других коллег нет. Проще купить несколько микроавтобусов – недорогих в эксплуатации. Конечно, они неудобны для пассажиров, придётся ютиться и ездить стоя, но зато на маршрутку проще найти водителя даже за невысокую зарплату.
По словам Ершова, сейчас для транспортного бизнеса не лучшие времена: рынок лихорадит, с маршрутов уже ушли многие предприятия. Повышение цен определённо вызовет недовольство у пассажиров, но если ничего не предпринять, городу может грозить транспортный коллапс. Некоторые руководители транспортных компаний, говорит предприниматель, закрывают бизнес и устраиваются водителями. Многие автобусы продают в другие регионы страны.
"Выживаем как можем, нас власти Барнаула никак не дотируют, а налоги никто не отменял. В Москве и Санкт-Петербурге на некоторых маршрутах стоимость проезда достигает 60 рублей, а цены на дизельное топливо там такие же, как и в Алтайском крае. Никто не задаёт вопросы Собянину, почему в Москве такой высокий тариф? А у нас же за последние два года всё подорожало на 40%. Особенно солярка. Перевозчики просто бросают маршруты и уходят с рынка. Наши уважаемые пассажиры могут рискнуть и остаться через несколько лет вообще без общественного транспорта", – объясняет Евгений Ершов.
Предприниматель говорит: он понимает недовольство барнаульцев, что в городе исчезают автобусы и на их место закупают дешёвые микроавтобусы или ПАЗики. Однако другого пути просто нет. Ершов уверен, что с каждым годом автобусов будет меньше и меньше: "Газель" стоит 3,4 миллиона, а автобус "ЛиАЗ" – 10 миллионов. Если в других крупных городах России отказываются от неудобных маршруток в пользу трамваев и низкопольных автобусов, то в Барнауле наоборот – предприниматели избавляются от автобусов, как от хлама.
"Либо маленький самолётик, либо большой Boeing. Разница колоссальная в расходах. ПАЗик проще содержать. Пусть барнаульцы это поймут. То выборы в Госдуму, то президента. Мы терпим. Не мы виноваты в проблемах. Делаем всё, что можем", – говорит Евгений Ершов.
"Маршрутки окупаются гораздо быстрее"
После выборов стоимость проезда в транспорте пересматривают практически во всех крупных городах страны. Например, сразу на 42% вырастет стоимость билета в автобусе в Перми: с 26 до 37 рублей. Станет дороже проезд в Чите, Омске, Томске, Иркутске. Однако в этих городах на уровне мэров или губернаторов регионов действуют государственные программы по обновлению автопарка. Так, например, в Томске планируют закупить автобусы на 700 миллионов. Во Владимире потратят в 2022 году на обновление парка больше миллиарда. В Барнауле же перевозчики в основном рассчитывают на себя. МУП "Горэлектротранс" получает из городского бюджета субсидий ежегодно около 100 миллионов, но этих средств недостаточно: многие трамваи эксплуатируются по 30 лет и уже намотали более миллиона километров. Износ вагонов – 97%. Ремонт техники уже не помогает.
При новом тарифе, пояснил amic.ru гендиректор компании "Евробус-плюс" Роман Арапов, большинство перевозчиков даже мечтать не смогут о том, чтобы купить новый автобус. "Евробус-плюс" обслуживает в Барнауле три маршрута: № 35, 53 и садоводческий № 119. По словам руководителя предприятия, последний раз автопарк пополняли в 2020 году. Тогда денег хватило на два подержанных автобуса Scania. Всего же на предприятии 60 автобусов. Некоторые из них курсируют по Барнаулу ещё с конца 90-х – начала 2000-х годов. Те, что есть, владельцы стараются поддерживать на ходу благодаря капитальным ремонтам.
"Нужно в первую очередь сохранить персонал, а не думать о покупке автобусов. Своих денег у нас нет, живём в кредит. Поэтому проще тоже заменить автобусы на маршрутки. Малый транспорт привлекателен тем, что туда идут работать водители охотнее: проще управлять. Также маршрутки окупаются гораздо быстрее, чем большие автобусы. Однако людям более комфортно ездить на больших низкопольных автобусах. Но из-за экономической ситуации предприятиям приходится покупать маленькие", – уверен Роман Арапов.
По словам директора "Евробус-плюс", сейчас многие перевозчики из Барнаула и других городов Сибири избавляются от автобусов, заменяя их маршрутками. Однако по этому пути в компании идти не планируют.
"Мы будем смотреть по обстоятельствам. Если получится, то попытаемся купить несколько б/у автобусов", – надеется Арапов.
Что говорят в мэрии Барнаула?
Признают проблему и не скрывают, что новый тариф не позволит обновлять подвижной состав транспорта. Председатель городского комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Антон Шеломенцев пояснил, что с момента последнего пересмотра тарифов в январе 2019 года значительно увеличилась стоимость топлива, запасных частей, электроэнергии и других обязательных расходов. В результате фактическая себестоимость перевозки пассажиров и багажа превысила действующий тариф за наличный расчёт.
Он добавил, что из-за тяжёлой ситуации перевозчики могут начать разрывать контракты, а поддержки от городских властей (в этом году компаниям выделили более 400 млн рублей) недостаточно.
На сколько хотят повысить проезд в общественном транспорте?
По предварительным планам, проезд в Барнауле станет дороже на 3-5 рублей в зависимости от тарифа. Изменится стоимость проездных для школьников, студентов и пенсионеров. При оплате наличными или бесконтактной банковской картой одна поездка в автобусе, трамвае и троллейбусе может обойтись в 28 рублей (сейчас – 23 рубля). Если вы пользуетесь транспортной картой, то билет будет стоить 26 рубля. В маршрутках проезд предлагают повысить с 25 до 30 рублей. Ожидается, что новые тарифы начнут действовать в столице края с декабря 2021 года.
Комментарии 0