Джипы, Нива и Пежо: Как на Алтае пытались создать автозаводы и почему ничего не вышло
Интерес к Алтайскому краю автопроизводителей периодически возникает, но быстро пропадает
06 декабря 2021, 07:51, ИА Амител
В Алтайском крае могли производить "Пежо", "Ниву" и другие машины. За последние полтора десятка лет в регионе несколько раз пытались наладить производство массовых автомобилей. Велись переговоры с крупными автоконцернами, подбирались площадки, а иногда с конвейеров даже сходили первые образцы машин. Но в итоге ничего не получалось. Последний раз возможность строительства крупного автозавода обсуждалась совсем недавно – в 2020 году. Об этом нигде не сообщалось, но amic.ru узнал подробности и попытался выяснить, почему Алтайский край не привлекает автоконцерны.
Спасать "Ниву" на Алтае
Весной 2020 года на очередное заседание правления Союза промышленников Алтайского края вынесли для обсуждения неожиданную инициативу. Региону предложили наладить производство автомобилей "Нива" – знаменитых советских и российских джипов. Авторы предложения – бывший главный конструктор двигателей "АвтоВАЗа" Михаил Коржов и один из ведущих разработчиков ВАЗовских дизелей Леонид Новиков.
В письме Коржова и Новикова (есть в распоряжении amic.ru) сказано, что "АвтоВАЗ" планирует снять "Нивы" с производства и демонтировать оборудование, на котором оно выпускалось. Между тем, пишут инженеры, эти автомобили ещё востребованы, возможности двигателя не исчерпаны, а на его основе можно создать модификацию с объёмом 1,8-2 литра. Это сделает автомобиль конкурентоспособным на внутреннем рынке и за рубежом, уверены Коржов и Новиков. "Автомобиль с уникальными свойствами следует спасти с освоением в Алтайском крае", – заключают авторы обращения.
"Собственники выбрасывают даже относительно новое оборудование на металлолом. Если говорить про двигатель, то это порядка 25-30% от стоимости готового автомобиля. Поэтому, выкупив и перевезя оборудование для его производства, организовав изготовление и других компонентов, можно было бы наладить выпуск "Нивы" в Барнауле", – рассказал amic.ru Леонид Новиков. По его словам, оптимальным инженеры видели размещение производства на Алтайском моторном заводе, где имелись пустые площади.
"Одной из предпосылок, почему предложили выпускать "Ниву" именно в Барнауле, думаю, было то, что у нас на "Трансмаше" производили дизельные двигатели для ВАЗ (для модели 2145 на дизельном двигателе, – прим. ред.)", – поясняет председатель Союза промышленников края Виктор Мещеряков.
Инвесторы не поверили
В перспективе, считают Коржов и Новиков, объём производства "Нив" в Алтайском крае мог составить от 30 тысяч автомобилей в год. Это потребовало бы создание 1200 рабочих мест и инвестиций, по оценкам специалистов "АвтоВАЗа", в объёме 4 млрд рублей. При этом, сообщается в письме, предварительное конфиденциальное предложение руководству автоконцерна уже сделано "в рамках устоявшихся доверительных многолетних деловых связей". Следующим этапом, по мысли авторов инициативы, должно было стать официальное обращение властей на тот момент президенту "АвтоВАЗа" Иву Каракатзанису и гендиректору "Ростеха" Сергею Чемезову.
Предложение обсуждали члены правления Союза промышленников Алтайского края, говорит Мещеряков. Некоторые участники объединения из числа руководителей предприятий его изучали и даже проводили предварительные просчёты возможности. Поступило письмо Коржова и Новикова и в Министерство промышленности и энергетики региона, подтвердил замминистра Владимир Локтюшов. Но инвесторов, которые бы поверили в проект и взялись его реализовать, не нашлось.
"Нужно было считать экономическую модель с учётом создания завода полного цикла, а не просто сборочного производства. Было бы оно конкурентоспособным, вопрос. Тем более что в Казахстане, в Усть-Каменогорске, на заводе, где выпускают "Ладу", уже планировали делать новые "Нивы", – говорит Виктор Мещеряков.
"Роман" с французами
Предложение создать в Алтайском крае производство "Нивы" стало, возможно, единственной за последние десять лет подобной инициативой. Но ранее попытки завести автопром в регион предпринимались несколько раз.
Одна из последних должна была стать настоящим прорывом для аграрного Алтая. В 2007 году руководство региона и Регионального совета французской области Франш-Конте заключили соглашение о торгово-экономическом и другом сотрудничестве. Помимо культурных и гастрономических обменов, власти Алтайского края прорабатывали возможность организации сборки в Алтайском крае автомобилей "Пежо", так как во Франш-Конте находится один из заводов этого автоконцерна. Впервые об этом объявили в июне 2008 года: тогда масштабная делегация под руководством губернатора Александра Карлина посетила, помимо прочего, и предприятие Peugeot.
Что-то пошло не так уже в 2009 году. Тогда официальный сайт краевой администрации опубликовал комментарий президента Регионального совета Франш-Конте Пьера Маньен-Фейзо, в котором чиновник отметил, что "создание сборочного производства автомобилей марки "Пежо" в Алтайском крае является очень важным вопросом для руководства автоконцерна". Но проект отложен.
"Первые шаги концерна в работе с российскими регионами уже могли бы быть сделаны. Но в связи с тем, что сейчас очень многие предприятия машиностроения переживают кризис, Peugeot приостановили свою деятельность по интеграции на территории России. Хотя вторым шагом руководства концерна предусматривалась организация совместной работы именно на территории Алтайского края. Но <...> мы не прерываем нашу работу в этом направлении. Мы просто отложили реализацию этого проекта на более поздний срок", – приводят слова Маньен-Фейзо краевые власти.
После сообщалось, что реализация проекта возобновится в 2010 году. Но с тех пор к теме "Пежо" в Алтайском крае больше не возвращались. Меж тем именно в 2010 году в Калуге открылся завод PSA Peugeot Citroen, который был построен за неполные два года.
"Федералы" не поддержали
Почему же французы в итоге передумали создавать производство в Алтайском крае? Михаил Щетинин, в то время вице-губернатор и начальник главного управления экономики и инвестиций региона, в разговоре с amic.ru объяснил это сменой руководства автоконцерна, после чего изменились и планы компании.
"Как это обычно происходит? Сначала идёт серия встреч, разговоров, предварительное достижение договорённостей, потом уже стороны выходят на подписание документов после проведения необходимых расчётов. Нужно было также, чтобы французская сторона оценила возможную площадку для создания производства", – рассказывает Щетинин. Бывший вице-губернатор уточнил, что договорённости были лишь устными. Какую именно площадку предлагали для размещения завода по сборке "Пежо" в крае, он припомнить не смог.
Подобные международные производства редко появляются в стране без участия федеральных властей, говорит замминистра промышленности и энергетики Алтайского края Владимир Локтюшов (во время переговоров с руководством Peugeot – замначальника управления Алтайского края по промышленности и энергетике, – прим. ред.). Вероятно, в то время заинтересованности в проекте у федерации не возникло.
"Какие меры обычно предпринимаются на федеральном уровне? Например, это льготы на растаможку деталей и комплектующих, благодаря которым завод может "разогнаться". Но при этом инвестор обязан обеспечить здесь производство комплектующих не менее 20-30%. Предполагалось, что мы должны были начать с некоторых узлов для "Пежо", показать, что мы что-то можем. Но и до этого не дошло", – вспоминает Локтюшов.
Бийский Детройт
Но успешные попытки запуска производства массовых автомобилей в Алтайском крае всё же были. Хотя успех условный. В июне 2005 года губернатор региона, которым в то время был Михаил Евдокимов, подписал соглашение с китайской автомобильной группой FAW и Бийским котельным заводом о сборке джипов "Адмирал". Объём вложений составил 9 млн долларов, к 2006 году планировалось выпускать 500 автомобилей в месяц, а в 2007-м выйти на 7-10 тысяч в год. Продавать машины хотели в Сибири и на Урале.
Бывший в то время вице-губернатором края Леонид Баклицкий тогда говорил о далеко идущих перспективах производства: "Возможно, найдутся скептики в отношении этого проекта. Сейчас сделан только первый шаг: налажена "отвёрточная" сборка. В ближайшей перспективе – организация собственного производства комплектующих, налаживание сборки кузовов. Это позволит в том числе добиться снижения рыночной цены", – приводил цитату официальный сайт края в июне 2005 года.
Скептики, которых упомянул Баклицкий, оказались правы, и Бийску не удалось стать местным Детройтом. От идеи отказались уже через год после запуска: инвестор объяснил это сменой приоритетов, эксперты же говорили о том, что уровень продаж "Адмиралов" не оправдал себя. Руководитель одной из крупных барнаульских компаний рассказал amic.ru, что они тогда приобрели "Адмирал" для предприятия, но не проездили на нём и года, так как он ломался "каждые 100 километров".
После этого – с 2007 года – на Бийском котельном заводе собирали российско-китайские самосвалы. Но и это продлилось недолго. Сейчас же предприятие занимается выпуском только котельного оборудования.
Возникали и другие идеи по развитию автопрома в Бийске, так и оставшиеся идеями. Андрей Нагайцев, кандидат в мэры наукограда на последних общенародных выборах в 2010 году, предлагал организовать производство автомобилей на площадях "Объединения Восток". Мэром он не стал, проект так и остался в предвыборных планах. Как он рассказал amic.ru, тогда, 11 лет назад, даже велись переговоры с некоторыми автоконцернами. Какими именно, Нагайцев раскрыть отказался.
Алтай не выгоден
К идее развития массового автопрома в Алтайском крае эксперты относятся скептически и безотносительно негативного опыта последних 15-20 лет. Очень многое в регионе не просто не располагает, но даже противоречит возможности создания производства массовых автомобилей.
"Месторасположение региона играет роль. Например, создано сборочное производство "Пежо" в Калуге. Если на заводе местных только 30% компонентов, остальные 70% везут из-за границы. И в Калугу везти из Европы вполне приемлемо. А везти в Алтайский край 70% запчастей – это даже нелогично. Тем более не срастётся экономика", – говорит исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края Виктор Мещеряков.
Не отличается Алтайский край и выгодными условиями в части ресурсов, комментирует гендиректор завода "Газэнергомаш" Дмитрий Абалымов.
"Для любого производства, тем более если мы говорим об автомобильном гиганте, нужны точки роста, на которых оно должно строиться. У нас же нет дешёвой электроэнергии, как в Иркутской области и Красноярском крае. Производства листового металла поблизости – тоже нет. Двигатели рядом тоже не производят. Нет минимально необходимого. В общем, близко должно быть хотя бы сырьё", – говорит Абалымов.
Выживет только спецтехника
Важна и логистика с рынками сбыта, добавляет замминистра промышленности и энергетики региона Владимир Локтюшов. "Почему в Калуге производство пошло? Посмотрите численность населения европейской части России. Там весь сбыт под боком. А у нас плотность далеко не та", – заключает он.
"Мы – транспортный коридор только для Азии. Потому, например, наши комбайны и оборудование хорошо продаются в азиатских республиках. Для остальных всех мы – транспортный тупик", – соглашается Дмитрий Абалымов.
А вот спецтехнику производить в Алтайском крае удаётся. Пресс-подборщики, тракторы-лесотрелёвочники, различные другие тракторы под спецоборудование для лесного комплекса, нефтяных, газовых компаний. Производят в регионе тракторы "Кировец", притом удачно, говорит Мещеряков. Всё потому, что спецтехнике не обязательно быть "под боком" у потребителей, потому что рассчитана она не на массовый рынок.
Однако и с этим бывают провалы. Так, не вышло на полную мощность совместное с Белоруссией производство комбайнов "Алтай-Палессе": Алтайский моторный завод, где выпускали двигатели для них, обанкротился. Впрочем, причина здесь, скорее, частная, подчёркивает Мещеряков. Массовому же автопрому в Алтайском крае вряд ли удастся прижиться.
Комментарии 0