Бизнес за решеткой

11 декабря 2012, 09:35, ИА Амител

Вести бизнес за решеткой выгодно. Особенно тем, кто только начинает свое дело. Об этом мне говорил начальник отдела трудовой занятости специального контингента Управления Федеральной службы исполнения наказания (УФСИН) России по Алтайскому краю Александр Гребенников, когда я пыталась у него узнать, почему предпринимали идут на сотрудничество с ведомством.

Исправительные учреждения называют государствами в государстве. И как в каждом государстве, у них есть своя экономика. Мы тоже пользуемся ее плодами. Но совершенно не догадываемся об этом. 

"Чайлон" и другая продукция

Многие из нас имели дело с вещами, изготовленными преступниками. Самыми распространенными, пожалуй, являются хозяйственные перчатки от группы компаний "Спецобъединение". Их вяжут в Барнауле в лечебно-исправительном учреждении №1. Посмотрите повнимательнее на фото с производства: приходилось ли в подобных перчатках работать на огороде, ходить по грибы, делать ремонт?

Автовладельцам должны попадаться на глаза зимние костюмы заправщиков "Роснефти" и "Газпромнефти", сшитые также в ЛИУ №1. Строителям знакомы полимерпесчаные черепица и тротуарная плитка, ученикам Барнаульского кадетского корпуса — форменная одежда, продавцам — полиэтиленовые пакеты "родом" опять же из ЛИУ №1. Набор продукции, изготавливаемый в исправительных учреждениях УФСИН, очень богатый. Тут оказывают и услуги. Допустим, в упомянутом уже не раз ЛИУ №1 ремонтируют машины.

В число самых крупных производств, по словам Александра Гребенникова, входит швейное производство, по большей части сосредоточенное в женских исправительных колониях №11 в Новоалтайске и №6 в селе Шипуново. Осужденные шьют банные комплекты, туристические сумки, халаты для поваров и медиков, детские трикотажные костюмы, форменную одежду для сотрудников МЧС, полиции, ГИБДД, УФСИН, военных и самих осужденных.

Скромнее выглядит производство обуви. Она предназначается для сотрудников УФСИН и осужденных.

"Обмундирование" от провинившихся перед обществом получают даже собаки кинологической службы УФСИН. За решеткой для четвероногих делают намордники, поводки и шлейки.

Вдобавок в местах не столь отдаленных занимаются обработкой дерева и металла, изготовлением мебели и строительных пеноблоков, мясным животноводством и растениеводством, производством муки, круп, растительного масла...

Ежегодно ассортимент продукции увеличивается. К примеру, в 2012 году в исправительной колонии №5 в Рубцовске стали стряпать печенье, в исправительной колонии №3 в Барнауле — изготавливать натуральные соки, в колонии-поселении №2 в селе Новороманово — обычный черный рассыпной и ароматизированный пакетированный чай, в ЛИУ №1 — в теплице выращивать свежие огурцы и редис, производить топливные пеллеты.

Печенье, соки и чай пока идут на питание сотрудников УФСИН и осужденных, а если и продаются, то лишь в магазинах, располагающихся на территории учреждений. В планах выйти с этой продукцией на "внешний" рынок - продавать в обычных магазинах.

Чай, замечу, мне довелось попробовать. Его выпускают под торговой маркой "Чайлон", созвучной острову Цейлон, с которого поступает сырье. Не считаю себя знатоком чая. Но рассыпной "Чайлон" мне безумно понравился. И упаковка у него отнюдь не убогая, хотя именно таковая мне изначально представилась после упоминания Александром Гребенниковым о чае.

"Всегда трезвый и на работе"

Чем выгодно сотрудничество предпринимателей - совместное производство - со службой исполнения наказаний? В УФСИН дают несколько ответов на этот вопрос.

Во-первых, по словам Александра Гребенникова, у предпринимателей нет проблем с "кадрами".

"Рабочий всегда трезвый и на работе", - объясняет собеседник.

Во-вторых, предпринимателю не нужно заботиться об инфраструктуре производственных помещений. Имеющиеся в УФСИН площади снабжены электричеством, водой, теплом. Грубо говоря, привози оборудование, устанавливай и стартуй.

Ведомство со своей стороны обеспечит предпринимателя помещениями, рабочей силой и окажет коммунальные услуги, предприниматель - организует производственный процесс.

Зарплата осужденным выплачивается непосредственно работодателем. И она в большинстве случаев не превышает минимальный размер оплаты труда, сейчас равный 4611 рублям в месяц. Александр Гребенников объясняет это тем, что труд в основном используется низкоквалифицированный. Кстати, многие осужденные впервые в тюрьме получают профессию, обучаясь в местных училищах.

Дешевую рабочую силу, очевидно, тоже можно отнести к преимуществам бизнеса за решеткой.

Масштабное предприятие организовать на платформе УФСИН затруднительно. Тем не менее, в целом ведомство демонстрирует впечатляющие результаты. С января по октябрь 2012 года в исправительных учреждениях Алтайского края было произведено товаров и оказано услуг на сумму в 292 миллиона рублей, оборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 23%. Непосредственно УФСИН заработало 10% от озвученной суммы. Полученные средства тратятся на улучшение социально-бытовых условий осужденных, развитие производства и другие нужды ведомства.

Общество "успехи" УФСИН должны "радовать", поскольку благодаря трудоустройству осужденные компенсируют нанесенный их жертвам ущерб. Печалит в данном случае одно обстоятельство — порой им требуется отсидеть несколько веков, чтобы расплатиться по исполнительным листам.

За просто так

Стоило бы продолжить список вещей, но таких, которые делают осужденные не за плату, а бескорыстно, радуя людей на свободе. Углубляться в историю не будем, потому что есть свежие примеры.

Недавно заключенные подарили жителям Барнаула пару прекрасных черных лебедей, дополнивших птичью стаю на мосту у Нового рынка. Металлическую скульптурную композицию выковали осужденные ЛИУ №1. 

Другой подарок сделали умельцы ИК №3. Они вырезали из дерева наличники, скамейки, почтовый ящик ("Волшебная почта"), трон и посох Деда Мороза в его резиденцию в барнаульском парке культуры и отдыха "Лесная сказка". Со дня на день резиденция начнет принимать гостей. 

Татьяна Труфанова

Фото ИА "Амител" из ЛИУ №1.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров