Андрей Фурсенко: Подготовка российских абитуриентов и студентов ухудшается

12 ноября 2008, 13:34, ИА Амител

Министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что подготовка российских абитуриентов и студентов ухудшается. Об этом он заявил 11 ноября, в ходе расширенного заседания комитета по образованию Госдумы РФ. Подробности ИА "Амител" сообщили в Управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ ГД.

Подчеркнув, что преобразования следует проводить только тогда, когда они действительно необходимы, Фурсенко в числе ключевых проблем российского образования, требующих модернизации всей системы, назвал несоответствие образования современным и будущим потребностям экономики и общества, старение материально-технической и учебно-методической базы, отток педагогических кадров, недостаточный контроль качества в системе профобразования. "Это касается как приема абитуриентов в вузы, так и обучения студентов. Подготовка  ухудшается. Первые курсы вузов зачастую должны восполнять недостаток в школьном образовании", - пояснил А.Фурсенко. Еще один недостаток существующей системы образования заключается в том, что "упор делается на базовое образование, а не на непрерывное". Это не соответствует требованиям современной экономики, поскольку рынок труда требует постоянного повышения профессионального уровня специалистов.

Одним из важных решений, направленных на устранение перечисленных недостатков, по словам А.Фурсенко стало усиление государственной поддержки за счет средств федерального бюджета образовательных учреждений начального, среднего, высшего профобразования в рамках нацпроекта "Образование". За три года в системе высшего образования только за счет федерального бюджета была оказана поддержка 57 инновационным программам развития вузов на сумму 30 млрд. рублей.

Коснувшись темы становления двух федеральных университетов - Южного и Сибирского, - министр признал, что "проблемы есть", но, вместе с тем, за два года обновилось более половины учебных программ. Обсуждается вопрос о создании Дальневосточного федерального университета.

Всего объем финансирования высшего профессионального образования с 2004 по 2008 год увеличился с 76 до 263 млрд. рублей. Вместе с тем, из-за демографического спада количество студентов, обучающихся за свой счет, уменьшилось, по предварительной оценке А.Фурсенко на 12%. Соответственно уменьшился и бюджет высшей школы. "Это заставляет нас серьезно думать о системе дальнейшей модернизации высшего образования", - резюмировал министр.

Для совершенствования текущего финансирования совместно с работодателями определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года. Сформированы контрольные цифры приема в федеральные учреждения профессионального образования. Впервые за многие годы в 2008 году увеличен на 5% прием на бюджетные места по ряду востребованных экономикой специальностей, таких как здравоохранение, строительство, приборостроение. При этом за четыре года объем госзаказа на специалистов в области экономики, менеджмента и других не востребованных на рынке специальностей сократился примерно на 20%. Однако А.Фурсенко заверил депутатов, что сокращение бюджетных мест не коснулось тех вузов, в которых таких специалистов готовили традиционно. В целом же, по его словам, количество бюджетных мест в расчете на 10 тысяч выпускников "устойчиво растет". Если в 2004 году на тысячу выпускников школ приходилось 442 бюджетных места, то в 2008 году - 554.

Увеличится срок прохождения практики для студентов педвузов.

Заместитель председателя Комитета по транспорту Вячеслав Дубровин обратил внимание участников заседания Комитета на отсутствие профессионального органа по управлению 18 транспортными вузами, которые находятся в ведении "разных агентств". одним из вариантов решения вопроса, по словам А.Фурсенко, может стать создание единого транспортного вуза.

Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин затронул вопросы предстоящего повышения оплаты труда и проблему низких результатов сдачи ЕГЭ по математике. А.Фурсенко ответил, что контрольно-измерительные материалы единого экзамена по математике будут скорректированы, знания будут оцениваться менее формально, но объективно.

Заместитель председателя Комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев поинтересовался перспективами увеличения финансирования вузовской науки. Напомнив, что за четыре года финансирование науки в вузах, не считая нацпроектов, увеличилось втрое, министр, вместе с тем, сказал: "Финансирование недостаточно, и во многом здесь вина самих вузов. Наукой занимаются около 500 вузов, и зачастую это означает, что они просто имеют аспирантуру".

Отвечая на вопрос заместителя председателя Комитета по физической культуре и спорту Ильдара Гильмутдинова о судьбе образовательных кредитов, А.Фурсенко сказал: "Необходимо любой ценой защитить ребят, которые взяли такие кредиты и попали в трудное положение. Мы ведем переговоры со Сбербанком о переводе обязательств проблемных банков и продолжении практики образовательного кредитования".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров