Как мировой кризис сказался на барнаульском рынке недвижимости?
24 октября 2008, 11:35, ИА Амител
Корреспондент портала "Недвижимость Алтай" Олеся Никуляк, подготовила статью о том, как мировой кризис сказался на барнаульском рынке недвижимости. предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с данным материалом:
Весьма непростые времена наступили на рынке риэлтерских услуг Барнаула, - мировой финансовый кризис так или иначе повлиял на все сферы, связанные с экономикой. Прежде, все предыдущие месяцы, рынок недвижимости не отличался активностью и хорошей покупательской способностью, а теперь и вовсе стремится к нулю…
На самом деле, сообщения о прекращении деятельности очередной организации – участника рынка недвижимости, уже не удивляют, так как причина находится на поверхности. Но одно дело, когда уходит с рынка фирма-однодневка, зашедшая "на огонек" и собравшая "сливки" в период высокой активности покупателей и заемщиков банков, и совсем другое, когда прекращает работать крупная организация, много лет существовавшая в данной сфере.
Остановка рынка, отсутствие денежных средств делают свое дело. В Барнауле, по предварительным подсчетам, рынок риэлтерских услуг уже сократился приблизительно на 10%. Дальше будет больше. Строительным организациям тоже приходится нелегко. Те, у кого объекты строительства находятся на начальной стадии или вовсе в форме задуманного проекта, не могут получить кредитные средства в банках на их реализацию, и находятся в весьма подвешенном состоянии при неопределенных перспективах своего дальнейшего существования, а те, у кого есть готовые объекты, пока находятся "на плаву" – они реализуют это жилье, так как часть людей сегодня вкладывают свои сбережения, хранящиеся до этого в банках, в недвижимость, - и чаще всего выбирают новостройки.
Что касается агентств, то здесь все еще проще: нет денег у людей – нет клиентов у риэлтеров – нет дохода у агентства. Но при всем при этом расходы никуда не деть: аренда офиса, коммунальные платежи, заработная плата сотрудников, налоги, и реклама, в конце концов.
"В связи с финансовым кризисом (а это только его начало) сегодня многие агентства недвижимости пересматривают свои ранее принятые бизнес-проекты, сокращают рекламный бюджет, для того, чтобы продлить финансовую жизнь компании, - говорит Татьяна Гревцова, риэлтер агентства недвижимости "Домашний риэлтер". – Например, только за последний месяц наше агентство снизило расходы на рекламу в местных СМИ на 30% и при этом проводит тщательный мониторинг эффективности рекламных вложений".
Еще одна мера в сторону экономии, которую практикуют риэлтерские компании – сокращение штата сотрудников или вовсе роспуск агентов на "вольные хлеба", закрытие офиса агентства.
"Содержание риэлтеров для руководства агентств сейчас невыгодно, потому многие по этим вполне понятным причинам закрывают агентства, - говорит Анна Козубенко, руководитель АН "Квартирный вопрос". – Именно потому я сегодня работаю самостоятельно. Но абсолютно точно, что, как только ситуация стабилизируется и кризис будет преодолен, наше агентство вернется на рынок, в Лету мы не канем в любом случае".
Похожей политики придерживаются и другие участники рынка. Так, на прошлой неделе о приостановке своей деятельности на неопределенный период времени сообщила Компания "Алтайский Кредитный Брокер "Русипотека". В связи со сложностями оформления ипотечного кредита и сокращения рядом банков кредитных программ, данному игроку действительно сегодня тяжело продолжать свою работу.
"Да, компания АКБ "Русипотека" приостанавливает свою деятельность на неопределенный период времени до окончания финансового кризиса и его последствий, - говорит Вадим Верховод, генерального директора компании "Русипотека". - О полной ликвидации речи не идет. Данное решение вызвано тем, что за последние полгода количество покупателей сократилось в несколько раз, и, скорее всего, в будущем их станет еще меньше. Мы понимаем, что сейчас, когда сделок становится меньше, а рынок находится на краю пропасти, правильнее будет сыграть на опережение. Во время кризиса необходимо выйти из бизнеса без потерь. В дальнейшем мы готовы продолжить работу, опираясь на уже проверенный коллектив и отлаженные технологии. Приостановить
деятельность компании сейчас - значит сохранить накопленные ресурсы и иметь
возможность совершить прорыв после окончания действия негативных факторов на
рынке ипотеки и жилья".
"На сегодняшний день в любом агентстве недвижимости, которые продолжают свою деятельность, статьи расходов направлены на сокращение, - отмечает Андрей Березкин, генеральный директор АН "Барнаул-Риэлтер". – Кто-то сокращает штат, кто-то вовсе закрывается… Но совершенно ясно одно, и это доказывают различные учебники по экономике и сама практика: после любого серьезного кризиса на рынке обязательно наступает резкий "взлет". И мы это уже проходили, - тот, кто помнит финансовый кризис `98-го года, тот помнит и то, что затем, в 2000-ом году, произошел неимоверный рывок вверх. Потому главная задача сегодня – переждать наступивший кризис, и крупные компании, пусть им даже это нелегко, выживут, несмотря ни на что. Квартирный вопрос никуда не делся, люди нуждаются в жилье, и в любом случае будут совершать операции с недвижимостью".
"Мировой финансовый кризис в целом особо не повлиял на работу конкретно нашей компании, - отмечает Елена Скипина, руководитель отдела жилой недвижимости Группы Компаний "Магистр". - И в этом есть определенная закономерность, так как, на наш взгляд, в новых условиях не смогут работать мелкие компании, что, по сути, для рынка недвижимости Алтайского края будет иметь положительные последствия. Мы убеждены, что после того как экономическая ситуация стабилизируется, на риэлтерском рынке останутся только сильные игроки, которые не просто продавали и покупали, но и реализовывали собственные инвестиционные проекты и развивали объекты недвижимости с учетом потребностей рынка".
"На самом деле данный вопрос очень актуален на сегодняшний день для риэлтерских компаний, и не только нашего города, но, я думаю, и для многих регионов страны, - отмечает Елена Завадская, ведущий эксперт Компании "МИЭЛЬ-недвижимость". - Наступил период "выживания" и адаптация к новым условиям "игры" на рынке недвижимости. Риэлтерский бизнес "лихорадит" с 2007 года, когда на рынке наступила тенденция падения цен. Но мы преодолеваем трудности, и уверены в дальнейшей стабилизации нашего бизнеса, - ведь в итоге все равно выживут сильнейшие и останутся профессионалы с большой буквы".
… Таким образом, кризис выявляет "слабые звенья" в цепи участников рынка недвижимости, но не факт, что они уходят сегодня с этого рынка безвозвратно. Потому что этот процесс естественный: будет подъем – будут и желающие "подняться" на этой волне, наступает спад – предусмотрительные игроки с рынка уходят. На самом деле – чтобы вернуться затем снова… Так что, видимо, не стоит торопиться прощаться с ними.
Комментарии 0