Репортаж об алтайском ретропробеге «Колесо истории-2008»
25 июля 2008, 16:13, ИА Амител
На сайте amic.ru опубликован репортаж об алтайском ретропробеге "Колесо истории-2008". Один из его участников - Дмитрий Токаренко - не только предоставил редакции ИА "Амител" великолепные снимки с ретропробега, из которых получился интересный репортаж, но и описал приключения команды.
Как уже сообщало ИА "Амител", в этом году, ставший уже традиционным, ретропробег Алтайской федерацией автомобильного спорта, стартовал из Барнаула с 12 июля. Маршрут ретропробега был выбран особым образом – участникам предстояло покорить дороги, по которым уже около 40 лет никто не ездил. Весь путь составит приблизительно 1500 км.
Колесо истории 2008
В третьем традиционном пробеге "Колесо истории-2008", организованном Алтайской федерацией автоспорта при
Маршрут
Да простят на с попутные и встречные, но скорость движения нашей колонны составляла 40-45 км/ч. Максимальная конструктивная скорость для ГАЗ-63, названного "Крокодилом", составляет 65 км/ч (расход топлива при скорости 40 км/ч по ровному асфальту должен был быть 25 л/100 км), а МАЗ-205, за характерные размеры и окраску прозванный "Апельсиновым бегемотом", завод позволял разгонять вообще не быстрее 52 км/ч, при расходе солярки в 35 литров на сотню. Но ведь это данные для новых машин, а у нас были динозавры возрастом более полувека. Кстати, ГАЗ-67 ("Лягушонок") и М-72 (за раскраску названный "Облачко") обладали значительно более высокими скоростными характеристиками, но скромным аппетитом тоже не отличались.
Поломки
С каждым годом в пробегах "Колесо истории" принимает участие все более старая техника. Первая серьезная поломка настигла нас в первый же день, перед Алейском. Из машины сопровождения, шедшей в хвосте колонны, заметили широкую масляную дорожку на асфальте. По очереди, обгоняя ретромашины, на "Сузуки" установили, что масло терял "Апельсиновый бегемот". После остановки было установлено, что на его двигателе отвернулись и потерялись несколько болтов с компрессора системы питания. Кстати, незадолго до пробега на МАЗ специально был установлен новый двигатель. "Новый" - это двигатель (дизельный двухтактный!), изготовленный буквально накануне распада СССР и более четверти века
Пожалуй, наименее проблематичной машиной была "Победа" М-72. Для тех, кто не в курсе, это полноприводная
А вот наш "Крокодил" (ГАЗ-63, экипаж: Александр Пронь, Сергей Чугунов) был несколько обделен вниманием, совершенно незаслуженно. Дело в том, что в селах такие автомобили еще встречаются и за ретро не считаются. Но местные жители не знали того, что наш "газон" был сделан не на "Горьковском автозаводе", а еще на "Заводе имени Молотова",
Машина стремительно теряла скорость, а позже вообще встала, но после полевого ремонта, заключавшегося в двойной замене бензонасоса (дело оказалось не в нем) разборки и прочистки карбюратора, с удвоенной прытью бросилась догонять колонну. Почему забился карбюратор? Вероятных причин две. Эта машина (как и ГАЗ-67) была приобретена буквально накануне пробега. После тряски и прыжков на перевале полувековая грязь в баке отделилась ото дна и двинулась в сторону двигателя… А вторая причина, возможно, заключается в том, что на одной из заправок нам залили топливо, содержащее большое количество какого-то растворителя (это на себе почувствовал даже "Сузуки", что тоже поспособствовало растворению ретрогрязи в системе питания.
Меньше всего технических проблем было у японского микроавтобуса, за судьбу которого перед пробегом переживали больше всего. "Японец", после небольшой водоподготовки сам (!) преодолел крупный брод и, пользуясь своей компактностью, взобрался на непроходимый перевал. Да, садился на брюхо в высокой траве, но выбирался сам. При этом у "Сузуки" перегорела одна лампочка на панели приборов. Но, на тех, так сказать, дорогах, страху "японец" натерпелся, конечно, больше всех.
Выходила из строя и другая техника. Сломался один из мобильных телефонов и новая рация, что создало проблемы в координации действий. Вышел из строя ноутбук, поэтому вести дневник пробега людям, которые писать на бумаге давно разучились, стало практически невозможно. Да и в эфир радиостанций, когда была возможность выйти на связь, приходилось выходить фактически экспромтом, без бумажек. Занимательно то, что по возвращении в Барнаул вся умершая электроника сама по себе снова заработала.
Встречи
Трудно привыкнуть к тому, что нам постоянно сигналят. Другие водители этого пугались, считая, что сигналы обращены к ним. В населенных пунктах, где мы останавливались, проходили небольшие ретровыставки, нас встречали представители местных властей. На стоянки в населенные пункты и с них нас провожала ГИБДД и охраняла милиция. К нам подходили
Мы посещали детские дома, приюты и лагеря отдыха, где вручили подарки от Почты России и спонсоров пробега. И были совершенно потрясены встречей в Советском. Ради нас, местный дом культуры устроил грандиозный концерт. И, хотя график нас поджимал, и мы понимали, что место стоянки искать придется уже в темноте, было больно слышать слова ведущей, что "концерт окончен".
Ночевки
Удивительно, но на бескрайних просторах Алтая, подчас невозможно найти пригодное для ночевки место. Под таковым понимается берег реки или озера, на котором могли бы встать несколько машин. При этом желательно отсутствие гор мусора и табличек "платно", что, как оказалось, практически несовместимо и приходилось выбирать между загаженностью и платными услугами. И засилье туристов-новосибирцев и кемеровчан, которые, конечно, в среднем куда богаче жителей Алтая. Может быть, на высоком уровне издать указ, по которому для земляков скидки делать?
Дороги и навигация
Крутой забугорный навигатор нас просто поражал. То, что он регулярно ошибался на пол километра – километр, нас не удивляло, карты то в нем российские. Иногда он говорил, что дороги (и не обязательно проселочной), по которой мы едем, нет вовсе. Так, он не видел нормальную асфальтовую дорогу у Рубцовска, а это федеральная трасса. Однако, нелегко будет иноземным захватчикам на Алтае… Временами, карты бумажные и GPS сообщали нам, что вот здесь, буквально в паре километров от дороги есть речка или озеро, где можно встать на ночевку, но разведчики зачастую возвращались с плохими новостями: речки и озера давно пересохли. Кстати, впервые за историю пробегов "Колесо истории"
Странно, но дороги в крае, даже те, что на перевале, мне нравятся много больше, чем Барнаульские. Там, на шоссе и грунте, все просто и понятно и если где-то встречаются ямы, то появление их обычно вполне предсказуемо. А в Барнауле… за 100 километров катания по Барнаулу и его окрестностям подвеска срабатывала на пробой больше, чем за 1300 километров краевых дорог. Едешь вроде бы по относительно ровному асфальту и вдруг… Причем, такое положение сохраняется уже не первый год.
Безымянный перевал
Апогей пробега. На карте он не обозначен, как перевал. Да он, в общем-то, вообще ни как не обозначен. И высота его совсем не велика, GPS на вершине показал всего 720 метров. Но, чтобы забраться на него, во-первых, надо преодолеть хороший брод. Нам повезло, дождей давно не было и река была, хотя и широка (а идти требовалось еще и по диагонали), но неглубока. И все же, на "Сузуке" решили не рисковать и частично разобрали воздухозаборник двигателя, чтобы случайно не захлебнуться. При движении по броду автобусик едва полз, объезжая валуны и "омуты", а его водитель, бормоча под нос какие-то молитвы или заклинания, из которых можно было разобрать лишь слово "мать", медленно седел...
Знал бы он (я, то есть), что "лучшее, конечно, впереди…". Перевал невысок, но очень узок и крут. Для одноприводных машин, особенно переднеприводных (которым как-то удалось бы преодолеть брод), он практически непреодолим (переднеприводникам, кстати, задом можно попробовать проехать, но не стоит). Продольные и поперечные уклоны местами до 30 градусов, иногда одновременно, и на крутом повороте. А тут еще и промоины, и зачастую невозможность какого-либо объезда из-за желобообразного характера дорожки. Кипели "Победа" и "Газон". Несколько раз буксовал "МАЗ". "Газон" (ГАЗ-63) и "Сузуки" были наиболее склонны к опрокидыванию. В свое время на "газике" даже запрещали возить людей "на гражданке", они легко переворачивались и на равнине. На подъеме, совпадавшем с поперечным наклоном, экипаж "Сузуки" неоднократно, с остановившимися сердцами, повиснув на ремнях ожидая кувырка. Наш "Крокодил" раз соскочил с дорожки и, чтобы не перевернуться, съехал по склону далеко вниз. Водитель при этом вцепился в руль, а штурман – в ручки в кабине. Повезло, не перевернулись и выбрались назад.
По этому перевалу, похоже, действительно давно никто не ездил. Трава на дороге местами выше машин, ее семенами забило радиаторы. Зато встречались целые поля… нет, не конопли, клубники, жаль, что нам было не до нее. Нам вообще было ни до чего, кроме этой проклятой дороги, где остановившуюся машину не то, что объехать, обойти пешком было проблематично. Те несколько фотографий, которые были сделаны, показывают не самые сложные места. А облака, собиравшиеся вокруг нас, начали мутировать в тучи, гремел гром, сначала было просто жарко, но когда солнце скрылось в дымке, стало душно. В сгущающемся воздухе, когда замолкали перегретые двигатели, оглушал звон бесчисленных насекомых. Остановившиеся из-за кипения или буксования грузовики, соскальзывали вниз, пока им под колеса не подкладывали упоры и камни. Тучи становились все страшнее, гром гремел все чаще. Машины и нервы даже не на пределе, за пределом и ливня с грозой нам только не хватало. Последние десятки метров – крутые подъем, поперечный уклон и повороты одновременно…
На вершине, конечно, следовало задержаться, отдохнуть, полюбоваться окрестными красотами, которые, по какой-то нехорошей традиции в таких местах всегда закрыты деревьями, но тучки и гром нас подгоняли, ведь спуск тоже непрост. Но, все же, спускаться – не подниматься, если дорога сухая... Вскоре горы сменились холмами… Посмотрели на часы. Эти 30 километров мы проходили 4 часа. Вспомнили Ороктойский перевал, тоже, кстати, если верить местным, непроходимый для машин. Местные нас тогда предупреждали, что: "Там только кони и тракторы, но, в сухую погоду там можно пройти и на джипах…". А для местных "джип" - это "УАЗ" и "Урал". Тот перевал, потрясший нас в первом пробеге, теперь представляется таким милым и пушистым…
Народная память
В настоящее время Алтайская федерация автоспорта работает над маршрутом следующего пробега "Колесо истории".
Дмитрий Токаренко
Фоторепортаж можно посмотреть здесь: http://www.amic.ru/photo/298/
Фото - Дмитрия и Виталия Токаренко
Редакция ИА "Амител" благодарит участников ретропробега за предоставленную статью и фотографии. Спасибо вам за ваше, без сомнения, нужное и важное дело: такие неравнодушные люди, как вы, достойны быть номинированы на звание "Герой нашего города", что мы, редакция, с удовольствием делаем.
+++
Последние ссылки по теме "Автопробег "Колесо истории" на Алтае":
Участники алтайского ретропробега "Колесо истории-2008" дошли до Чарышского
Участники алтайского ретропробега "Колесо истории-2008" дошли до Чарышского ...
Почтовики на ретро-автомобилях завезут игрушки в детские дома Алтайского края
Почтовики на ретро-автомобилях завезут игрушки в детские дома Алтайского края ... ... с 12 по 19 июля участники ретропробега на автомобилях повышенной проходимости "Колесо истории 2008", проводимого Алтайской федерацией автомобильного спорта, посетят детские дома Бийска, ...
Комментарии 0