"Огончарован": история любви Пушкина и Натальи Гончаровой

18 мая 1830 года состоялась помолвка поэта и первой красавицы России

18 мая 2016, 11:47, ИА Амител

''
''

Некрасивый, небогатый, картежник и сластолюбец… Но! Самый талантливый поэт России. Родители Натальи не особенно обрадовались сватовству – о похождениях и дуэлях поэта говорил весь петербургский свет. А ссылки? А интерес к декабристам? Нет, вряд ли такого жениха кто-то желает для собственной дочери, тем более такой красавицы, как Наталья.

"Огончарованный"

Поэт приметил 16-летнюю прелестницу на одном из петербургских балов зимой 1829 года. И вот он – моментальный творческий всплеск: "Я пленен, я очарован, словом – я огончарован!". В мае напористый и решительный Александр Сергеевич решился на предложение. Родители будущей невесты ответили сдержанным отказом, мол, следует дождаться совершеннолетия девушки, а там уж все возможно…
Но так ли просто остановить влюбленного поэта? Помолвка принесла много затруднительных и неудобных моментов, Пушкину даже пришлось заложить имение, завещанное ему отцом. Спустя год он пишет письмо матери Натальи и снова просит руки девушки. Любопытно, что 18 мая 1825 года Пушкин попал в ссылку в город Екатеринослав. Александр I написал перед этим: "Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает…". Но тем не менее поэта в Сибирь не отправили. А спустя 10 лет в этот же день, 18 мая, состоялась судьбоносная помолвка.
"Огончарованный" Пушкин был счастлив. Но было еще много событий, которые так или иначе омрачали предательски тянувшееся до свадьбы время, – и ссора с будущей тещей, и Болдинская осень, и холера в Москве…

Женатый и счастливый

И только 18 февраля 1831 года 32-летний Пушкин наконец обвенчался с юной Гончаровой, которой пошел 19-й год. Это случилось в Москве в церкви Вознесения на Малой Никитской. В письме к Плетневу от 24 февраля 1831 года он писал: "Я женат - и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился".
Но Александр Сергеевич не переродился, а скорее еще больше напитался поэтической силой: пушкиноведы считают, что в этот период из-под его пера выходила невероятно тонкая и чувственная любовная лирика. Злые языки трепали, что Наталья не особенно интересовалась мужниной поэзией, что ей нужны были лишь балы да новые наряды…

"Ни в чем не виновата"

Но супругам были нипочем эти досужие разговоры: поэт писал семье шутливые письма, интересовался здоровьем детей, подтрунивал над женой-кокеткой – ему льстило, что он был венчан с первой красавицей Петербурга. Но сплетни все плотнее сжимали кольцом хрупкое семейное счастье: тут еще поэту пожаловал чин сам император Николай I, как были уверены в свете – именно из-за Натальи, чтобы государь мог видеть ее на придворных балах. Поэт был оскорблен, но стерпел.

В 1836 году поэт возглавил журнал "Современник". Менее чем за год до гибели поэт писал:
"У меня у самого душа в пятки уходит, как вспомню, что я журналист. Будучи еще порядочным человеком, я получал уж полицейские выговоры и мне говорили: vous avez trompé (вы не оправдали [доверия]) и тому подобное. Что же теперь со мною будет? <…> Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать". (1836)

Он чувствовал себя окруженным недоброжелателями, тревожность нарастала, сплетники тоже не молчали. Роковая дуэль с Дантесом случилась 27 января 1837 года на речке Черная. Плохо стрелявший Дантес смертельно ранил поэта.  Солнце русской поэзии угасло на третий день – 29 января. Наталья была рядом. Она чувствовала свою вину за произошедшее, просила прощения. Умирая, Пушкин сказал ей: "Ты ни в чем не виновата".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров