Зачем Барнаулу столько торговых центров, и чем же так привлекает заморских коммерсантов наш регион
15 апреля 2014, 11:04, ИА Амител
Всевозможные торговые центры, огромные здания для торговых сетей в Барнауле растут, как грибы после дождя. И горожане к такому обилию потребительских возможностей относятся по-разному: от любопытства и предвкушения купить что-то новое или привычное по низкой цене, отдохнуть в новом месте до откровенного раздражения. Мол, ну, сколько можно, кому эти магазины и торговые центры нужны?, - пишет "КП" на Алтае".
Есть спрос, есть предложение
Действительно, Алтайский край и Барнаул не самый богатый в стране регион. Зато сегодня в краевой столице работают 75 торговых центров общей площадью 280656,1 кв.м., наиболее крупные из них: "Европа", "Огни", "Весна", "Москва", "Пассаж", "Ультра", "Майский", "Сити-Центр", "Первомайский", "Лента", "Республика", "METRO", "Малина", "БУМ", гипермаркет "Алтай" и другие.
- Дефицит торговых площадей в Барнауле отсутствует, так как норматив составляет 597 кв.м. на 1 тысячу жителей, а по факту приходится 815 кв.м., - рассказал Александр Пугач, председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда.
К тому же, строятся крупные магазины, торгово-развлекательные комплексы с офисными бизнес-центрами, объектами общественного питания, торгово-выставочные центры, автоцентры, чья общая площадь превышает 430987 кв.м. Нужны ли они нам в таком количестве?
- Если есть спрос, есть и предложение, - отмечает Ольга Горянинская, к.э.н., доцент кафедры экономики предпринимательства и маркетинга АлтГУ. - Если смотреть развитие розничной сети, оно во многом связано с девелопментом торговых площадей. Строятся новые здания под торговые сети, значит, на местном рынке появляются новые торговые марки, новые розничные сети и между этим есть некая корреляция.
Площади и барьеры
Как рассказывает Ольга Анатольевна, если на рынок розничной торговли смотреть глобально, в России розничная торговля начала развиваться с 90-х годов. Иностранные сети не стали останавливаться в столичных городах и пошли в регионы. Но в то время у сетей были жесткие требования к области или краю по численности и доходам населения.
Сегодня конкуренция заставляет сети идти в регионы, которые раньше казались им не привлекательны. Им необходимо территориально покрыть края и области страны. А Алтайский край при этом предлагает большое количество торговых площадей.
- Например, парфюмерные сети. Четыре года назад в крае были представлены только две - "Парфюм вояж", "Летуаль". Другие проводили исследования и пришли к выводу, что в крае у населения слишком низкие доходы и смысла идти к нам нет. Сегодня ситуация другая – появились "Иль де ботэ" и "Рив Гош", - продолжает Ольга Горянинская.
У продовольственных сетей в Алтайском крае ситуация несколько другая. Покрытие территории продуктовыми магазинами жесткое, потому что "Мария-Ра" присутствует практически во всем крае. Эта сеть распространена в сегментах "дискаунтер", "магазин у дома" и "супермаркет".
Поэтому если какая-либо торговая сеть надумает зайти в Алтайский край, решающим вопросом для них станет - выбор формата, в котором она сможет конкурировать с уже работающими в крае сетями.
В такой мультиформатной конкуренции сегодня в крае работают "Холидей", "Мария - Ра", у которых есть гипермаркет, супермаркет и дискаунтер. А формат означает определенный уровень цен, ассортимент, оборудование и, что не маловажно, уровень торговой наценки.
- Ведь малый формат магазинов практически закрыт, поэтому нет смысла ставить рядом, например, магазин "Магнит" в формате "магазина у дома". Поэтому одна из крупнейших федеральных сетей заходят как супермаркет. Значит, на нише еще есть место, где они смогут конкурировать, - продолжает Ольга Анатольевна.
По словам эксперта, ниша в сегменте "премиум", в котором работает "Бахетле" относительно свободна. Вполне возможно, что не так давно открывшийся по франшизе магазин торговой сети "Лэнд", сможет составить ему конкуренцию. А вот "28 апельсинов" в свое время не смоги удержаться в "премиуме" и ушли с рынка. Также не смогли ничего противопоставить конкурентам и зашедшая несколько лет назад в Алтайский край "Пятерочка". С рынка уходят те, кто может конкурировать.
Кроме того, иностранные, европейские сети очень чувствительны к качеству предлагаемых торговых площадей. Иногда именно этот фактор для них является решающим в принятии решения о своем присутствии в том или ином регионе.
- Поэтому если у нас есть такая сеть как "Метро", если заходят "Леруа Марлен", "Ашан", можно говорить о том, что в Барнауле строятся качественные торговые площади, - отмечает Ольга Горянинская.
Другой фактор, влияющий на присутствие сети, это барьеры. Сюда входят расходы на разрешительную документацию, административный фактор. Да и сам процесс переговоров между местными властями и предпринимателями может достигать нескольких лет. Возможны разногласия по доле в магазине товаров местных производителей, у сетей могут быть свои требования к месту, площади, подъездным путям и так далее.
Яркий тому пример многолетние переговоры с "Макдональдсом", который не устраивало то, что предлагали ему в Алтайском крае. Но теперь все как-будто разрешилось и предполагается, что этот фаст-фуд разместится в "Арене". Словом, чем ниже барьеры, тем охотнее коммерсанты размещают в регионе свои магазины. Похоже, в Алтайском крае они не самые высокие.
А нам что от этого?
Впрочем, жителям Алтайского края в качестве потребителей и покупателей малоинтересны прибыли, убытки, комфортность существования федеральных и зарубежных сетей в регионе.
- У нас формируются некоторые требования к качеству обслуживания, ассортименту, ценам. Есть выбор – каждый день за молоком мы идет в ближайший магазинчик. Чтобы купить больше товаров, мы едем в крупную сеть, - отмечает Ольга Анатольевна. – Ведь они могут закупать партии товаров по более низкой цене, и соответственно, делать торговую наценку ниже. Например, цены на бытовую химию в небольшом магазинчике и, например, в той же "Ленте" иногда могут разниться до 50%. Это эффект масштаба.
А вот кому по-настоящему трудно - независимым торговым предприятиям. Не смотря на имеющиеся инструменты государственной поддержи, им сложно "выжить" на рынке. По федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", в котором есть инструменты, которые вроде бы, с одной стороны, должны ограничивать доминирующее влияние сетевых структур. Есть показатель – ограничение доли рынка. В законе она указана в размере 25%.
- Закон введен, а механизм реализации отсутствует. И вообще возникает много вопросов. Например, какой орган должен определять долю рынка, контролировать, - рассказывает эксперт. - Между тем, в некоторых странах сетям запрещено работать в выходные дни или в вечернее время, их обязывают получать специальные документы.
Комментарии 0