СМИ: катастрофа в Казани- та, которую ждали
21 ноября 2013, 06:36, ИА Амител
Катастрофа "Боинга" авиакомпании (АК) "Татарстан" предсказуемо оказалась в центре общественного внимания. Страницы ведущих печатных и электронных СМИ изобилуют информацией о произошедшей трагедии. Свои мнения и оценки случившегося в Казани высказывают ведущие эксперты от авиации, представители госорганов и регуляторов, призванных осуществлять надзор и контроль за авиаперевозчиками.
Что при этом обращает на себя внимание? Сообщаются поразительные факты: по всем показателям – финансово-экономическим, техническим, кадровым – АК "Татарстан" не могла заниматься авиаперевозками. У авиакомпании элементарно не было денег, чтобы оплачивать свою деятельность. Она была должна буквально всем: поставщикам запчастей, заправщикам, сервисным организациям, аэропортам, собственному персоналу. Сумма задолженности АК "Татарстан" приближалась к 3 миллиардам рублей. При отсутствии денег самолеты не получали должного технического обслуживания. Они находились в бедственном состоянии. А задолженность по зарплате в АК "Татарстан" составляла порядка 28-29 миллионов рублей. Пилоты получали 20 000 рублей в месяц. Работать за такие деньги хорошо подготовленные летчики просто не соглашались. В итоге разбившийся "Боинг" пилотировали бывший штурман и бортинженер. И хотя они переучивались на пилотов, но их общий налет не позволял им самостоятельно управлять крупным пассажирским лайнером.
Можно бесконечно долго перечислять симптомы и признаки, указывающие на бедственное состояние авиакомпании. Важно другое. Нельзя сказать, что на нее никто не обращал внимания и она была предоставлена сама себе: авиакомпанию регулярно проверяли. Но каков результат этих проверок?
"Известия" приводят слова министра транспорта Максима Соколова о том, что у Росавиации и Ростехнадзора не было серьезных претензий к авиакомпании. Более того, в Минтрансе подтвердили слова своего шефа: "В феврале авиакомпанию шерстили и Ространснадзор, и Росавиация: серьезных претензий не было".
Впрочем, незначительные нарушения все-таки были обнаружены. Правда, прокуратурой. После проверки, осуществленной в январе-феврале 2013 года, она выписала АК "Татарстан" штраф за задержку рейсов. Аж 30 000 рублей! Но при повторной проверке в мае-июне за те же самые нарушения суд прокуратуре в иске отказал. Видимо, у АК "Татарстан" нашлись веские аргументы, чтобы убедить судью не подвергать ее повторно столь суровому наказанию.
Интересна реакция сотрудников Росавиации на предъявленные прокуратурой нарушения. Там сообщили, что прокуратура и суды для них не указ. И это слова чиновников! Оказывается, это ведомство выдает лицензии авиаперевозчикам на основе собственных проверок.
Итог: никто ни за что не отвечает и никто ни перед кем не отчитывается! Каждый сам себе хозяин: что хочу, то и ворочу! "Это было бы смешно, если бы не было так грустно". Все говорит о том, что в катастрофе "Боинга" в Казани виновных не обнаружат: в крайнем случае найдут каких-нибудь стрелочников, на которых все и спишут. А все высокие ведомства и госорганы уже сейчас на каждое обвинение в халатности или бездействии готовы предъявить целую кипу бумажек и документов с печатями и подписями, свидетельствующими о том, что они четко выполняли все свои обязанности.
Казалось бы, факты, ставшие достоянием гласности, возмутительны. Одновременно ничего особенного в них нет. Понятно, что в наших внутренних авиаперевозках царит бардак. Подтверждением тому является череда бесконечных авиакатастроф. Только перечисление мест, где они произошли, составит внушительный список. И наличие всевозможных минтрансов, росавиаций и ространснадзоров ничего не меняет. Повлиять на ситуацию они никак не могут. Для этого у них нет необходимых полномочий.
Кстати, ситуация в других авиакомпаниях обстоит не лучше. Несколько цифр для наглядности, характеризующих состояние авиапарка у ведущих авиаперевозчиков страны. По данным "Росстата" срок максимальной эксплуатации самолета - 30 лет. При этом примерно 30% самолетов России старше 30 лет.
Авиакомпания "ЮТэйр" имет свыше 50 самолетов – при этом средний возраст авиапарка – 12 лет. "Аэрофлот Норд Авиа" имеет два самолета АН-24- средний возраст которых 41 год. Также у них имеется 10 самолётов Боинг-737, возраст которых составляет 22 года. В списке держателей старых самолетов числится авиакомпании "ВИА Авиа", которая владеет девятью "Боингами-757", средний возраст которых 22 года.
Что касается крупнейших авиаперевозчиков страны, то они также имеют "возрастные" самолеты, например, авиакомпания "С7" использует 4 "Боинга-737", средний возраст которых 22 года, также у "С7" есть 24-летний "Аэробус". Такая же ситуация с авиакомпаниями "Трансаэро" и "Аэрофлот". У "Трансаэро" в наличии 45 "Боингов", средний возраст которых 17 лет, а у "Аэрофлота" есть 4 самолета Ил-96 возраста 20 лет, а также 5 "Боингов" 767-й серии, средний возраст которых – 15 лет.
Впрочем, подобное происходит не только в авиации, но и в других транспортных отраслях. Достаточно вспомнить серию катастроф на речном транспорте. И там тоже проявились те же самые проблемы: изношенные транспортные средства, отсутствие необходимого технического обслуживания, низкий профессиональный уровень служащих. И это притом, что различных организаций, занимающихся выдачей лицензий и прочих разрешений речникам, предостаточно. Можно приводить и другие примеры. А чего стоят бесконечные аварии на междугородних автобусных перевозках… Все сыплется на глазах.
То, что происходит, – не что иное, как результат самоустранения государства от проблем развития транспортной инфраструктуры, ее хроническое недофинансирование. Все отдано на откуп рыночной стихии, пущено на самотек. Без смены курса процессы распада и деградации продолжатся. Нужна четкая и внятная государственная политика в сфере развития транспорта. Только в этом случае можно надеяться, что негативные тенденции будут преодолены, полагают эксперты.
В то же время было бы ошибкой искать причины случившегося в Казани только в недоработках какого-нибудь ведомства или недостатках нашей законодательной базы. Думается, корни произошедшего скрываются глубже. Многочисленные катастрофы и бедствия, которые без конца сотрясают нашу страну, – это лишь страшные симптомы глубинных разрушительных процессов, происходящих в нашем государстве. И они красноречиво свидетельствуют о тех системных сбоях, которые поразили социально-экономические основы общества.
Читать полностью: http://www.km.ru/economics/2013/11/19/aviakatastrofa-v-kazani/725585-katastrofa-kotoruyu-zhdali
Комментарии 0