Турция и Сирия: в шаге от войны

05 октября 2012, 10:17, ИА Амител

Эксперты обеспокоены: по их мнению, неосмотрительность Анкары, готовящейся к вторжению в соседнее государство, может залить кровью и ипритом весь Ближний Восток, - об этом пишет trud.ru.

Ближневосточный регион вновь оказался на пороге масштабного военного конфликта. На этот раз выяснять между собой отношения собираются Турция и Сирия. Формальным поводом для начала боевых действий послужил шальной снаряд, якобы выпущенный сирийскими военными по турецкому городу. Однако, по мнению аналитиков, настоящая причина кроется в успехах сирийской армии и спецслужб, разгромивших тщательно подготовленные банды наемников в Алеппо и на сирийско-иорданской границе. Провал многомесячной операции по смещению сирийских властей не оставил Западу других вариантов, кроме открытой интервенции, – констатируют некоторые обозреватели.

Роль палача в этом деле отведена турецкой армии, являющейся на данный момент сильнейшей в Европе. Однако ближневосточного блицкрига может и не получиться.

Casus belli


Снаряд, роль которого в сирийском конфликте может оказаться судьбоносной, взорвался 3 октября в приграничном турецком городе Акчакале. Взрыв убил шестерых местных жителей, в том числе и нескольких детей. Уже через час турецкие войска начали обстрел сирийской территории, накрыв артиллерийским огнем целый ряд военных целей на территории соседа. Дамаск заявил, что проведет расследование инцидента. Но, несмотря на это, турецкая дальнобойная артиллерия продолжила "обрабатывать" сирийцев и в четверг.

Обозреватели отмечают, что снаряд прилетел из приграничного сирийского района Тал-Альбьяд, где не первый день идут ожесточенные бои между сирийскими сухопутными частями и бандами наемников, перешедших границу со стороны Турции.

После инцидента Анкара созвала экстренное заседание совета НАТО. Кроме того, утром в четверг правительство Реджепа Эрдогана направило запрос в парламент страны, попросив разрешения "начать трансграничные операции" – то есть, называя вещи своими именами – вторжение в Сирию.

К слову, это уже не первая попытка турецкого правительства начать полномасштабную войну против Сирии. 22 июня сирийские ПВО сбили турецкий истребитель-разведчик французского производства. Обломки самолета упали в нейтральных водах. Анкара обвинила соседей в агрессии и поставила вопрос о введении бесполетной зоны над Сирией, недвусмысленно взяв курс на "ливийский сценарий". Однако тогда "казус белли", который должен был запустить маховик иностранной интервенции, сыграл самым неожиданным образом. Западные политики и военные неожиданно получили неопровержимое доказательство боеспособности сирийских ПВО. Убедившись, что воздушного блицкрига ожидать не приходится, руководство НАТО не стало форсировать ситуацию, и на некоторое время между Анкарой и Дамаском установилось зыбкое затишье.

Нынешний же инцидент, подаваемый западными и отчасти российскими СМИ как событие экстраординарной важности, требующее самых решительных мер, на самом деле является вполне обыденным происшествием в условиях регионального конфликта. Достаточно вспомнить Северную и Южную Корею, войска которых в течение многих лет с завидным постоянством обстреливают друг друга из дальнобойных гаубиц, топят корветы и подводные лодки в нейтральных водах, но не перешагивают границу войны.

Дамаск: крепкий орешек

Вероятность того, что нынешний инцидент превратится в полноценную войну, весьма велика, – отмечают эксперты. Однако и возможность того, что Анкара и Вашингтон вновь "спустят ситуацию на тормозах", тоже значительна. Дело в том, что сирийская армия представляет собой кальку с вооруженных сил Советского Союза, а потому является самым неудобным противником для армий НАТОвского образца.

Во-первых, Сирия обладает мощнейшей национальной ПВО. В течение десятилетий Дамаск не жалел сил и средств на ее усиление, и в настоящее время сирийские зенитчики способны сбивать любые типы самолетов и БЛА – беспилотных летательных аппаратов. Во-вторых, сирийские сухопутные силы создавались прежде всего для войны с Израилем. По этой причине сирийские бронетанковые бригады имеют большое количество мощных танков и противотанковых средств, и мало легкой техники и пехоты. Эта особенность стоила сирийцам большой крови в городских боях против банд наемников-исламистов, руководимых саудовскими и катарскими спецназовцами. Однако в условиях полномасштабного общевойскового сражения сирийские танковые бригады будут крайне опасны и для израильских, и для однотипных с ними турецких дивизий.

Сирийский гамбит

Помимо хорошо подготовленной армии, сирийские власти отличаются еще и высоким мастерством плетения геополитических интриг. В августе Башар Асад и его правительство совершили почти гениальный, по мнению ряда обозревателей, военно-политический ход: Дамаск перевел все курдские районы на самоуправление, передав в распоряжение новых властей немалое количество вооружения.

Конечно, для турецкой армии, по праву считающейся одной из лучших в мире, не составит громадного труда "раскатать" отряды ополченцев. Однако вторжение в курдское протогосударство взорвет Турцию изнутри: в стране уже сорок лет идет вялотекущая террористическая война между государственными силами безопасности и курдскими сепаратистами. Более того: импорт гражданской войны почти наверняка создаст колоссальные проблемы для премьер-министра Реджепа Эрдогана, которому все чаще приходится сталкиваться с критикой своей антисирийской позиции и в СМИ, и на улицах городов.

Запах крови и иприта


В случае же, если Анкара решится на военное вторжение в Сирию, последствия для всего региона могут быть самыми печальными, – полагают эксперты-международники. Дамаск располагает солидным арсеналом химического оружия и средствами его доставки, позволяющими забросить смертоносный груз практически в любую точку Турции. Кроме того, алавитский режим пользуется безусловной поддержкой и покровительством со стороны Исламской республики Иран. Возможно, именно по этой причине "нестерпимый инцидент" на турецко-сирийской границе произошел одновременно с обвалом иранского риала и началом беспорядков в Исламской республике.

Тем не менее, вероятность того, что Тегеран решится нанести удар по агрессору, весьма высока. И такое развитие событий будет означать начало полномасштабного регионального конфликта, в который неизбежно втянутся и другие страны.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров