Как рассказать детям «про это»?

многие учителя в Барнауле до сих пор краснеют при слове «секс»

26 марта 2010, 18:00, ИА Амител

Отношения мужчины и женщины: обсуждать или нет их с детьми? Раньше, когда "в СССР секса не было", споры эти вызывали у взрослых целый шквал эмоций, от гнева до стыда. Сегодня читатели газеты "Вечерний Барнаул" сами предлагают публичное обсуждение темы. 

Нужен ли сексуальный ликбез нашим детям, и если нужен, то в какой форме? В условиях, когда сексуальный дебют ребенка наступает в среднем в 15 лет, не сдвинем ли мы эту планку годам к десяти, оставаясь на уровне "секспросвета", или, наоборот, беспросвета полного? Как уйти от публичности обсуждения темы, если в классе – 30 учеников? Чем должны диктоваться отношения мальчика и девочки – природным инстинктом, копированием поведения мам и пап или моделированием собственных житейских историй?

Разговор с экспертами "Вечёрки" привел к неожиданному выводу. Программы сексуального образования были на Руси еще до Ивана Грозного. Они – ровесники ее истории, им столько же лет, сколько и знаменитому "Домострою", названному Дмитрием Лихачёвым литературой "государственного устроения".

Вот названия некоторых глав книги жизни русских в дореволюционный период: "Наставление отца сыну", "Как кормить приходящего в дом чинно", "Как детей своих воспитать в поучении и страхе божьем", "Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдавать", "Как детей учить…", "Как детям отца и мать любить…", "Наказ мужу и жене…". Звучит готовыми пунктами образовательного проекта, стоит их немного подкорректировать под современные условия и дать название "Как научиться быть женщиной и мужчиной…".

Но при таком опыте вместо того, чтобы импортировать образовательные продукты бесчисленных организаций прозападного толка, мы сами можем их транслировать Западу образцами крепкой русской семьи, тем бесценным, душевным, что едва не променяли на дешевый эрзац секс-технологий, - пишет во вступлении журналист "ВБ" Тамара Попова.

 Новое – это хорошо забытое старое

В ответ на предложение поговорить о "новом" сексуальном буме среди подростков директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Ленинского района Елена АБУЗОВА улыбается. В ее руках книга нашего профессора Когана "О сексологии – воспитателю" 1990 года выпуска, есть издания для педагогов и психологов и более ранние, в них – вся система полового воспитания, его принципы, этапы. Ничего нового не надо и придумывать. Если избавиться от химер и честно говорить с детьми на волнующие их темы, подчеркивает Елена Леонидовна:

- Единицы школ могут похвалиться системной работой в этом направлении. Детей не готовят к сложностям взаимоотношений, и в наш Центр они попадают уже с проблемами, кажущимися им неразрешимыми, когда девочка боится сказать маме о своей беременности, а у нас пытается узнать, какие нужно выпить таблетки, чтобы "по-быстренькому сделать аборт". В таких случаях мы говорим с мамой, и не было еще категорических отказов от ребенка, девочка, как правило, рожает. Но при этом – только один пример, когда все заботы делит с ней и мальчик. Почти всегда ранняя беременность остается проблемой несовершеннолетней. Хорошо, если она доверяет тебе, и можно обсудить с ней тонкости ее отношений с парнем так, чтобы она и его не обидела, и себе не навредила.

По результатам исследований нашего Центра в школах Ленинского района, в кризисной ситуации за помощью к школьному психологу обращается лишь 2-3% опрошенных, к родителям – треть детей, остальные спрашивают совета у сверстников. Информация детям, безусловно, нужна, в виде курса по сохранению репродуктивного здоровья школьников либо предмета "Этика и психология семейной жизни" с ролевыми играми, в семейный бюджет, например.

Но начинать работать нужно со взрослыми, учителями и родителями, и потому в Центре мы проводим совместные тренинги, позволяющие установить между ребенком и взрослым высокий уровень доверия. Многие учителя до сих пор краснеют при слове "секс", а меж тем психосексуальное воспитание – оно ведь на каждом шагу, начиная с внешнего вида взрослого.

 Как он одет, когда идет на занятия к подросткам, в кадетскую школу или, наоборот, в группу неформалов. О чем думает мама, покупая коротенькую юбочку дочке, и не папину ли модель поведения с девочками копирует хамоватый мальчишка? Все новое – хорошо забытое старое, система такая у нас есть, думаю, все вернет на свои места нацпроект "Образование", и наши дети станут получать знания не с сомнительных сайтов или сериалов типа "Универ", а из наших замечательных традиций, бесед о любви на примере русских классиков или собственной семьи. Подростки откликаются, если видят, что ты честен с ними. Но даже на обычном уроке девочки и мальчики информацию воспринимают по-разному. А потом и говорить с ними на темы полоролевого (сознательно ухожу от слова "сексуального") воспитания надо по-разному.

 Без дилетантов!

Работа врачей с подростками, по мнению Лилии НОВИКОВОЙ, председателя комитета по правам ребенка "Фиалка", – хорошая форма заботы о репродуктивном здоровье, при условии, что гинекологи и андрологи соблюдают конфиденциальность полученной информации.

- Согласно Семейному кодексу РФ, родители ответственны за воспитание детей, за их физическое и нравственное здоровье. Но нужен механизм соблюдения права ребенка на медицинские услуги по профилактике и выявлению физического и сексуального насилия в семье, школе, на улице. Чтобы ребенок не боялся говорить о своих проблемах. Недавний случай в отделении онкогематологии, который я курирую: девочку-подростка избили на дискотеке, сломав ей ребра, но она, боясь сказать об этом маме, терпела боль, не получала лечения. Сейчас ей диагностировали злокачественную опухоль в области ребер. Последствия незнания ребенком своих прав оказались необратимыми, доказать же вину тех, кто издевался над ней, теперь трудно. Как юрист могла бы рассказать о многих случаях многолетнего систематического насилия в семье.

Так, мою 14-летнюю подопечную с шести лет насиловал отчим. Семья считалась благополучной, и мать ребенка узнала об этом случайно, на приеме у психолога, когда у девочки уже была сломана психика. Постоянные осмотры гинекологом, став привычными, предотвратят критические ситуации, у профессионала в подобных случаях всегда появляются вопросы. Но школа – сложный организм, и специалисты должны работать предельно корректно. Ребенок, доверившийся доктору, должен быть уверен, что его тайна останется тайной. Образовательный продукт должен основываться на нашей исконной культуре отношений мужчины и женщины, на любви и понимании между людьми, на воспитании семьянина.

Порой мои клиентки, избиваемые и насилуемые в семьях годами, даже не подозревают, что живут в постоянной ситуации насилия. По этой же модели, насильники и жертвамы, они воспитывают детей, и мы получаем новое потерянное поколение. Порочный круг мы разорвем, когда научимся говорить об этом открыто.

 С мамой за чаем

Сексуальное образование подростка начинается в семье, при доверительных отношениях. Только тогда информация может состояться как некое знание, когда ребенок без боязни задает вопросы родному человеку. Так считает многодетная мама, лидер общественного движения за права детей с ограниченными возможностями Ольга ЛАНГОВАЯ:

- Я – "за", и такие программы должны быть обязательно. Но! Отдельно для мальчиков пусть их ведут специалисты-мужчины, а для девочек – женщины. Темы занятий должны логично вытекать из содержания уроков биологии и анатомии, так легче переходить на "технологические" аспекты отношений полов, если мы говорим о старшеклассниках. При этом врач, психолог, сексолог должны и сами уметь все правильно объяснить ребенку и научить этому родителей, поскольку образовательный уровень семей не одинаков. Мне повезло в том, что я сама медик и психолог, и родительского стажа мне не занимать с четырьмя ребятишками. Когда росла моя старшенькая, появились первые образовательные переводные, а потом и отечественные книги, мы пролистывали их вместе, проблем не было. Но я не ждала, когда мой ребенок подойдет ко мне. Он может никогда не подойти. Предлагала свою помощь сама, если чувствовала, что она нужна.

Воспитание – вещь ненавязчивая и недокучливая. Есть истории друзей, сюжеты фильмов или ситуации в твоей собственной семье, о которых можно поговорить за чашечкой чая. Знакомая всем родителям ситуация: семья смотрит кино, начинается интимная сцена, и ребенок либо сам уходит из комнаты, либо его просят выйти. А почему бы корректно не обсудить, что и почему происходит между героями фильма? Тогда ребенок поймет, что это – не стыдная тема, а одна из сторон жизни. Помню свой шок, когда семилетней я узнала, откуда все-таки берутся дети. Справляться с ним пришлось самостоятельно, хотя у меня замечательные родители. Исходя из этого опыта, со своими детьми стараюсь говорить обо всем. Хочу вникнуть в школьные программы, чтобы мой ребенок не пострадал психологически. При этом ликбез нужен и родителям: если тематический курс в школе – норма, а дома – табу, мы сформируем двойные стандарты. Нужно готовить детей к родительству без фанатизма, посвящая их в прекрасные моменты жизни постепенно, изящно.

 "Я – за православные традиции русских"

Программа диспансеризации школьников работает в городе давно, и в бригаду врачей-специалистов обязательно входит и гинеколог. А с осени 2009 года, по приказу Минздрава № 808-Н, осматриваются и малыши, как сообщает главный детский гинеколог города Татьяна ТЯПКИНА:

- Думаю, связано это с тем, что здоровье будущей мамы закладывается с пеленок. Теперь девочка осматривается детским гинекологом при рождении, в возрасте 9-12 месяцев, затем в 3, 7, 10, 12, 14, 15, 16 и 17 лет. Новшества направлены на сохранение ее репродуктивного здоровья. Я однозначно за информированность подростков, потому они порой не знают, чем чреваты ранний половой дебют, первый аборт. Мальчик должен знать, что он вырастет в главу семью. А для девочки важен образ хранительницы очага. Так много разводов у нас от того, что мужчина и женщина не готовы выстраивать свои отношения по этой, единственно верной схеме. Но такие образовательные программы нужно вести в тандеме специалистов. Врач знает – что, учитель – как, а психолог – когда говорить. Родители должны стать нашими союзниками.

Осенью совместно с "Сибирской инициативой" мы реализовали проект "Фрау-тест" среди студенток сузов, и постарались ответить на все вопросы девушек. В новый проект, с "Либресс", планируем включить старшеклассниц более 70 школ города. Так рекламно-информационный проект трансформируется в образовательный. Я двадцать лет работаю с подростками, привыкла говорить с ними обо всем, может, благодаря этому стало меньше абортов у несовершеннолетних. Но без мамы врачу не справиться. Кто еще внушит дочери, что девочка должна выходить замуж целомудренной? Прежде чем идти в школу, я поговорю с родителями. Посоветуюсь с ними, какие аспекты наиболее важны.

Духовное здоровье напрямую связано с физическим. Соматические патологии растут в связи с тем, что растут нарушения репродуктивной функции, статистика говорит о серьезных функциональных поломках в здоровье девушек. Среди факторов риска – вседозволенность в отношениях с мальчиками, синдром закрытых помещений, стрессовые ситуации в семье и школе, алкоголь, курение. Половое воспитание, вопреки расхожему мнению, не провоцирует раннего интереса к взрослой стороне жизни, скорее, наоборот, необразованные подростки бросаются в ранние половые дебюты, не понимая последствий. Однозначно поддерживаю мнение церкви по двум позициям: девушка должна выходить замуж целомудренной, и аборт – это убийство. Но, зная, что с 16-18 лет молодые люди активно вступают в половые связи, мы просто не имеем права замалчивать информацию. Доктор мотивирует ребенка обратиться за советом к человеку знающему, и если девушка придет ко мне, чтобы задать свои вопросы с глазу на глаз, буду считать свою задачу выполненной.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров