В этот день населению всего мира напоминают об их правах, как потребителей

15 марта 2009, 09:24, ИА Амител

Сегодня, 15 марта, мировая общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей.

Как рассказали ИА "Амител" в комитете по потребительскому рынку и услугам администрации г. Барнаула, законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь своего развития. В начале XX века для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах, стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешнего общества потребителей), основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.

Независимая лига потребителей, которая была создана в 1891 г. в Нью-Йорке, стала прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей.

Первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г. Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей стали широко развиваться практически во всех странах Европы. Например, Национальный совет потребителей Великобритании образован в 1975 году, Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии создана в 1978 году.

В 1960 г. была создана международная организация потребительских союзов, которая осуществляет защиту прав потребителей на международном уровне. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. В настоящее время Россия также является членом данной международной организации.

Предложение о необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений было высказано Президентом Дж. Кеннеди 15 марта 1961 г. на заседании Конгресса. Этот день и отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.

В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей. К ним можно отнести:

1) право на безопасность;

2) право на информацию;

3) право быть услышанным;

4) право на здоровую окружающую среду.

С начала 70-х годов во многих западных странах стали появляться законы об охране прав потребителей (например, Закон США 1975 г. "О гарантиях  при  продаже товаров  широкого  потребления", Закон Франции 1983 г. "О безопасности потребителей...").

До середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком"). Указанные нормативные акты регламентировали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан, но в то же время не были специально направлены на регулирование защиты прав и законных интересов потребителей.

Правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые иногда в одностороннем порядке навязывали потребителям невыгодные для них условия, ставя в привилегированное положение специализированные организации, обслуживающие население. Достаточно большое количество таких правил в значительной степени ухудшало правовое положение потребителей по сравнению с действующими Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и Гражданским кодексом 1964 г.

Осенью 1988 г. была предпринята первая попытка разработки и применения специализированного законодательства о защите прав потребителей, которая заключалась в принятии Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Этот законопроект большей своей частью посвящался рассмотрению и решению проблем, связанных с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям, а вот защите их прав был посвящен всего один раздел.

Весной 1991 г. (22 мая) был принят еще один нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон СССР "О защите прав потребителей". Однако в связи со сложной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.

Законодательные акты в данной сфере правоотношений многих республик, ранее входивших в состав СССР, а позднее образовавших Содружество Независимых Государств, основываются на Законе СССР "О защите прав потребителей".

В РФ правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона РФ "О защите прав потребителей". Положениями настоящего Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне. К ним можно отнести право потребителей на государственную и общественную защиту, право потребителей на объединение в организации потребителей и многие другие права, закрепленные в международно-правовых актах.

Закон РФ "О защите прав потребителей" стоит на защите всех прав потребителей, закрепленных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, т.е. соответствует основным международным стандартам в области защиты прав потребителей.

 Органы местного самоуправления в своей работе по осуществлению защиты прав потребителей руководствуются ст. 44  Закона РФ "О защите прав потребителей". В соответствии с установленными Законом полномочиями, специалисты по защите прав потребителей  проводят личный приём граждан, консультируют их, оказывают помощь в составлении претензий и исковых заявлений в суд.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров