Хранители династии. Как на Алтае работает семейный бизнес и чем им помогает Мишустин
О своём семейном бизнесе рассказал представитель компании «Магия трав» Константин Лунин
11 февраля 2022, 14:05, ИА Амител
Семья отдельно, работа отдельно. По такому принципу живут многие жители России. Кроме тех, кто решил развивать свой бизнес вместе с родственниками. И таких много. В том числе и на Алтае, где работает компания «Магия трав». Её исполнительный директор Константин Лунин рассказал в эфире радио «Эхо Москвы в Барнауле», как они с сестрой пошли по стопам отца и какие проблемы есть у такого вида предпринимательства.
Константин, чем занимается ваша компания?
Мы производим фитобальзамы, в том числе и известный «Золотой олень Алтая», фиточаи, плодово-ягодные сиропы, масла.
«Магия трав» работает с 2012 года. Но и до этого было предприятие «Травы Алтая», которое занималось выпуском безалкогольных бальзамов. Основатель обеих компаний Пётр Александрович Лунин в этом бизнесе с 1993 года.
Мы с сестрой Натальей присоединились к нему в 2012 году, уже после окончания медицинского института и некоторого собственного опыта работы.
Наверное, уже в институте понимали, что ваша жизнь будет связана с семейным бизнесом?
Тогда я даже и не представлял, что мы все будем работать вместе. Даже наоборот, после вуза мы с Натальей каждый пошли своей дорогой. Хотя все трое мы и папа окончили фармакологический факультет нашего меда.
Но как же вышло, что вы вернулись под семейное крыло?
Внезапно. Я в тот момент был в заграничной поездке. Позвонили отец и сестра и рассказали о своих планах реорганизовать компанию «Травы Алтая» и начать производство, что называется, для широких масс.
Решили, а почему бы и нет. У нас есть нужное образование, мы все одинаково преданы региону и в общем-то всё это нам понятно и близко.
Как распределили роли?
Отец занимается всей технологией и производством. Наталья Петровна руководством, она уже имела такой опыт до прихода в семейный бизнес, я занялся вопросами снабжения и регистрации. Как тогда решили, так сейчас и работаем.
Насколько сложно иметь бизнес с родственниками?
Бизнес это вообще непросто, а семейный ещё сложнее, потому что мера ответственности выше. Но в то же время мы друг друга поддерживаем. Ты знаешь, что рядом с тобой человек, который никогда тебя не подведёт. Работаем как одно целое. Может, в начале и были спорные истории, но мы очень дружные и компромиссы всегда находим.
В январе вы побывали на форуме «Успешная семья успешная Россия». Что это за мероприятие и какие впечатления оно оставило?
Это ежегодный форум Торгово-промышленной палаты в рамках проекта «100 семейных компаний под патронатом президента ТП РФ». Участие в нём принимают представители разных сфер: производство молочной продукции, изделий из металла, сувениров, товаров для здоровья, дезинфицирующих средств, медтехники, а также центры реабилитации, медицинские центры.
В этом году была встреча шести семейных компаний с председателем правительства Михаилом Мишустиным.
От нас были папа и сестра. Встреча прошла легко и даже тепло. Семьи задавали вопросы. Наши, например, спросили о порядке наследования семейного бизнеса с целью его сохранения. Ведь есть такая практика, когда дети или родственники получают дело, дробят его и продают. Это происходит, когда в наследство вступают люди, далёкие от бизнеса. Очень грустно, если человек вкладывает в дело, желая пронести его через века, чтобы это работало на благо, на государство. А потом всё рушится.
Михаил Мишустин сказал, что как раз в марте этого года выйдет документ, который будет регламентировать наследование семейного бизнеса для его сохранения.
О каких ещё проблемах говорили на встрече?
О том, зачем нужно такое огромное количество отчётности от малого бизнеса. Это очень мешает ему развиваться. Затронули земельные темы. В России много земли, сельхозугодий, и есть такие участки сельхозназначения, на которых семейному бизнесу запрещено строить торговые здания для реализации продукции.
Есть ли для семейных компаний специальные меры поддержки?
По сути, нет, потому что семейный бизнес не выделен на законодательном уровне. Но этот вопрос постоянно поднимают. И это важно, ведь такие предприятия будут гарантированно работать. Мы не фирмы-однодневки, мы заинтересованы в том, чтобы расширяться, создавать рабочие места.
Кстати, теперь вы не только входите в список «100 семейных компаний», но ещё и получили звание «Хранители династии».
Да, мы получили такую награду. Наверное, в нас увидели то семейное предприятие, которые хранит традиции и ценности. И мы активно пропагандируем этот бизнес, говорим, что это правильно и хорошо.
Более того, в рамках проекта есть перспективы быть кураторами новых предприятий. Да и нам участие в «100 семейных компаний» даёт новый опыт, партнёров, возможность обсудить проблемы.
Хотели бы вы, чтобы и ваши дети продолжили вашу работу?
Конечно. Отчасти мы всё это создаём и для них. Но времена меняются, сейчас совершенно иные тенденции, другие направления бизнеса. Пока рано говорить, кто из них куда пойдёт, и кому что будет интересно.
Но вот сын Натальи, например, уже участвовал в проекте ТПП «100 надежд бизнеса». Он организован для детей участников «100 семейных компаний». И в нём подрастающее поколение может посмотреть, что такое бизнес, понять, интересно ли им это. Для них проводили онлайн-встречи и тренинги, давали задания на развитие предпринимательских качеств. Моему племяннику было интересно.
Вы давно сотрудничаете с алтайским фондом МСП? Как строится ваше взаимодействие?
Уже несколько лет, и работаем в разных направлениях. Специалисты фонда помогали нам с переводами текстов для упаковки и рекламных буклетов, в smm-продвижении, проводить маркетинговые исследования. Нас включали в коллективные стенды на выставках, в том числе и «Продэкспо», мы участвовали в тренингах, бизнес-миссиях, в том числе и в формате онлайн в период локдауна. Центр поддержки экспорта оказывал содействие по своему направлению. Что важно, все мероприятия были результативными, нет ничего, чтобы прошло бы впустую.
А насколько активно вы экспортируете продукцию?
До локдауна мы работали с рядом инвесторов. Сейчас возобновляем сотрудничество. С логистикой сложновато, но мы работаем с Европой, Америкой, Китаем и ближним зарубежьем Казахстан и Белоруссия.
Комментарии 0