Штраф за перевес: как федеральный закон "душит" грузоперевозчиков на Алтае?
Из-за огромных штрафов транспортные предприятия Алтайского края оказались на грани банкротства
11 марта 2016, 15:55, ИА Амител
Дальнобойщики, руководители транспортных компаний и производители в Алтайском крае бьют тревогу из-за ситуации, которая сложилась на рынке грузоперевозок. В июле 2015 года в силу вступил Федеральный закон №248, главной миссией которого являлось сохранение дорог и борьба с недобросовестными грузоперевозчиками. Но вместо ожидаемых плюсов закон нанес сокрушительный удар по тем, кто ведет бизнес по правилам. Подробнее о своих проблемах участники этого рынка рассказали на круглом столе, побывал на котором и корреспондент портала Amic.ru.
Как все задумывалось?
Вот уже восемь месяцев дальнобойщики и перевозчики грузов работают по новым правилам. Закон №248 должен был обеспечить сохранность дорог. Законодатели указывали, что в погоне за сиюминутной прибылью при перевозке тяжеловесных грузов наносится огромный вред дорожному полотну. Неумолимая общероссийская статистика утверждает, что с превышением весогабаритных параметров по дорогам страны движется более 30% грузового транспорта.
Теперь ответственность за превышение допустимого веса несут не только водители, перевозчики, но и грузоотправители. Если для физлица максимальная сумма штрафа при самом большом перегрузе составляет порядка 7-9 тысяч рублей, то для юрлиц – 400-500 тысяч рублей. Интересен тот факт, что индивидуальных предпринимателей в этом законе приравняли к юрлицам, и, соответственно, размер штрафов для них стал таким же. Для небольших транспортных компаний такие дополнительные затраты могут стать неподъемными и грозят гибелью малому бизнесу.
"Нагрузка штрафов для предпринимателя колоссальная. Представители малого и среднего бизнеса, получив два-три штрафа, будут вынуждены просто уйти с рынка. Если большие компании еще могут за счет внутреннего ресурса пожертвовать 250 тысяч, то для остальных это просто невозможно. Сотрудники ГИБДД утешают тем, что штраф можно заплатить со скидкой в 50% в течение 20 дней, но это абсолютно не радует", – высказал свою точку зрения юрисконсульт транспортной компании АО "Бийсктранссервис" Дмитрий Кутляров.
Значимой поправкой стало изменение понятия "тяжеловесного транспортного средства". По сути, если грузовик превысил допустимую нагрузку хотя бы на одну из осей, он автоматически переходит в разряд "тяжеловесов". Перевозчики встали перед дилеммой при определении возможностей перевозки груза – нужно ли получать специальное разрешение или нет.
"Основной параметр, на который мы обращаем внимание перед рейсом, – это вес транспортного средства и вес груза. Зачастую общая масса не превышает допустимого параметра, и при правильном распределении груза по транспортному средству у нас не должно быть превышения, следовательно, разрешение нам не нужно. Начинаем осуществлять перевозку, и вдруг оказывается на весах, что мы являемся тяжеловесным транспортным средством, потому что нагрузка на ось показала не допустимые 10 тонн, а, например, 10,3 тонны. В результате составляется протокол об административном правонарушении и никто не пытается разобраться в причинах", – пояснил директор компании "Аско-транссиб" Юрий Сидельников.
Почему возник дефицит транспорта?
Крупнейшие предприятия-производители Алтайского края уже столкнулись с нехваткой транспортных средств. Компании-перевозчики отказываются от новых рейсов, если речь идет о поставках товаров за пределы региона. Для производства это глобальная программа, так как срываются сроки поставок.
"У нас есть планограммы, схемы размещения, на автомобилях работают датчики нагрузки на ось. Мы грузим наши машины так, чтобы не было не то что перегруза, а мы уже стараемся недогружаться, уменьшая количество поддонов. И снова идет превышение по одной из осей", – отметил генеральный директор "БПЗ-РЕГИОН" Руслан Курцев.
Органы власти в лице весового контроля и ГИБДД пошли по простому пути: виноват перевозчик. Так считает представитель Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков по Алтайскому краю Алексей Паженцев. По его мнению, проблема не решится, пока ею не займутся законодатели. Нужно разграничить, что такое тяжеловесный груз в общей массе и нагрузка на ось.
Лазейка для коррупции?
Усугубляет ситуацию то, что эти поправки, по сути, сделали барнаульский пункт весового контроля механизмом для сбора денег. Участники круглого стола в один голос заявили, что в Алтайском крае из-за процветания такого преступного бизнеса у многих водителей весовой контроль на дорогах теперь ассоциируется с незаконным вымогательством.
Как рассказал руководитель отдела логистики Андрей Казанцев ООО "Сигма-5", протоколы об административном правонарушении составляются с "закрытыми глазами". При этом виновность не устанавливается. Сами сотрудники ГИБДД говорят, что они просто исполнители. Им нужно наказать физическое и юридическое лицо. Все, что кого-то не устраивает, сотрудники ГИБДД предлагают обжаловать в суде.
Произволом на барнаульском посту ГИБДД, по мнению юриста Сергея Федорова, должны заинтересоваться прокуратура и Следственный комитет. В частности, докладчик назвал многочисленные факты нарушения процедуры прохождения весов.
"На нашем посту есть динамические и статические весы. Подтверждением выявленного нарушения должны быть показания "динамики". Это первичный документ, на основании которого может быть составлен протокол, если водитель не будет возражать, что он едет с перегрузом. После этого автомобиль загоняют на статику, и уже на них данные зачастую превосходят даже общий груз. Не может быть, чтобы на ось нагрузка после динамики увеличилась больше, чем на две тонны", – рассказал Федоров о делах, с которыми пришлось столкнуться.
Не менее интересны такие случаи, когда первичное взвешивание не показывает перегруза, но автомобиль все равно загоняют на статику, и уже там весы вдруг показывают перегруз. На основании этого выписывают протокол, хотя на второе взвешивание не было никаких оснований, рассказал о нарушениях Сергей Федоров. Хотя без предъявления первичных документов о нарушении автомобиль имел право двигаться дальше.
Как отметил Руслан Курцев, такая ситуация наблюдается не по всей России. Представители компании интересовались, как обстоят дела в других регионах, и выяснилось, что такая проблема остро стоит только в Алтайском крае и Кемерове. Юрисконсульт Бийской транспортной компании АО "Бийсктранссервис" Дмитрий Кутляров подтвердил, что машины их компании проезжают восемь постов по всей территории России и "запинаются" именно на барнаульском посту весового контроля.
"Мы видим многочисленные предложения привезти груз свыше 20 тонн, но мы даже не рассматриваем такие варианты. А ведь, например, стандартный вес контейнера с бананами составляет 25 тонн, и как-то же они попадают в магазины. Вероятно, что вопрос решается до взвешивания. А страдают те, кто не берет тяжеловесные грузы", – считает Юрий Сидельников.
Стоит отметить, что в Новосибирске уже существует организация по типу СПАСА, которая оказывает независимое взвешивание на сертифицированных контрольных весах. К сожалению, в Алтайском крае подобной альтернативы пока нет.
Что делать?
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что проблему можно решить только на законодательном уровне, изменив ответственность за нагрузку на ось, а также сократив размер штрафов за минимальное превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства. Сейчас уже ведутся переговоры для проведения круглого стола, участие в котором должны принять депутаты Госдумы, АКЗС, представители Алтайавтодора, ГИБДД и прокуратуры.
Тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются правительством Российской Федерации.
Комментарии 0