Директор ДЮСШ «Темп»: «Главное – не победы, а сколько мастеров ты воспитал»
Олег Киушкин ранее был профессиональным футболистом, затем – успешным детским тренером в СДЮШОР Алексея Смертина
25 сентября 2018, 07:50, ИА Амител
В сентябре в Барнауле открылась новая футбольная школа в СК "Темп". Портал Amic.ru пообщался с руководителем спортклуба Олегом Киушкиным. В свое время он был выпускником одноименной школы. В 18 лет подписал профессиональный контракт с "Динамо", затем выступал в первой лиге за новокузнецкий "Металлург-Кузбасс". Кроме того, играл во втором дивизионе за "Смену" (Комсомольск-на-Амуре). В общей сложности отыграл в профессиональном футболе более 10 лет.
В 2006 году Олег Киушкин получил травму колена и принял решение досрочно завершить карьеру игрока. В августе 2007 года принят на работу тренером в СДЮШОР по футболу Алексея Смертина. Параллельно он создал футбольную секцию "Мастербол", где с бывшими партнерами по барнаульскому "Динамо" работал с детьми дошкольного возраста.
- Олег, многие болельщики со стажем помнят вас, как игрока "Динамо". Как вышло, что закончив довольно рано карьеру футболиста, вы стали тренером детских команд?
- В то время, когда я закончил футбольную карьеру, мне было 29 лет – это средний возраст завершения карьеры среди игроков. Череда травм не позволила мне продолжать профессионально заниматься футболом. Это было в 2007 году, и в этот же год школа Алексея Смертина продолжала формировать тренерский штат (заработала школа в 2006 году), директор школы Евгений Татаринцев предложил мне возглавить команду мальчиков 2001 года рождения. Это самый младший возраст, он соответствует подготовительной группе детского сада. Я взял время на раздумье, изначально мне не хотелось работать с детьми. Я хорошо помнил, как в 8 лет сам пришел тренироваться в СДЮШОР к тренеру Александру Горбунову. Он очень нервничал, переживал на тренировках, во время игр. И я понял, что это неблагодарная работа, дети не особо хорошо относятся к тебе.
Однако, в конце концов я решил согласиться на предложение и попробовать себя в роли детского тренера. В разговоре с Татаринцевым я сразу обозначил этот момент, что я не гарантирую длительного сотрудничества, но попробую тренировать детей. Уже в августе я набирал детей 2001 года рождения. Это было сложно, детей пришло достаточно много. Бывали тренировки, на которые приходило до 40 человек, и за ними следил я один. Было тяжело: голова кружилась, горло болело, голос садился. К тому же в конце месяца я получил очень маленькую зарплату. В бюджетных организациях зарплата формируется из многих показателей: стаж, категория и т.д. Так как я только пришел, у меня не было ни стажа, ни категории, поэтому и зарплата была очень маленькая. И я крепко задумался, надо ли мне это.
Забегая вперед, скажу, что в будущем я все-таки решил заниматься с детьми, несмотря на низкую зарплату, на то, что работа где-то неблагодарная, эта профессия имеет свои плюсы. Ты видишь обратную связь, когда у них начинает что-то получаться, понимаешь, что работал не зря, постепенно привыкаешь к детям и , что главнее всего, они начинают тебя искренне любить. Дети – это магнит, к которому притягивает. Я стал понимать, почему люди работают с детьми долгие годы, несмотря на маленькие зарплаты. Это, конечно, особенная работа.
- Получается, что работа детского тренера, независимо от вида спорта, схожа с профессией педагога. С одной стороны, ты также видишь прогресс своего подопечного, а с другой, - все те же знакомые минусы. То есть можно провести между этими двумя профессиями параллель.
- Я бы не стал проводить параллель, я бы сказал, что это одно и то же. Т.е. детские тренеры – это педагоги в первую очередь. Мы занимаемся и воспитанием, мы не можем только тренировать, просто следить за техническим исполнением, контролировать физическую нагрузку. В первую очередь мы смотрим за тем, что из себя дети представляют, как они растут, какое у них воспитание. Мы тесно с ними общаемся, часто бываем на соревнованиях, на играх, и, являясь эталоном для детей, мы понимаем, свою ответственность.
С этого года произошел отход от воспитательной работы исключительно только в спорт, теперь мы не тренеры-преподаватели, а только тренеры и должны следить за физическим развитием. Но мы понимаем, что от педагогики и детской психологии никуда не денемся. И мое глубокое убеждение, что это самое главное. В 90% случаев дети не станут профессиональными футболистами, так как здесь большая массовость, огромный поток детей. Первое, что мы должны делать – это воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми.
- Олег, в этой связи вопрос – с какими возрастами сложнее работать? Вы упоминали, что начинали с дошкольниками. Какие психологические нюансы есть при работе с подростками 13-14 лет и дошкольниками или младшеклассниками?
- Конечно, есть разница. Я прошел эти этапы от спортивно-оздоровительных групп дошкольников до группы спортсовершенствования. Я передал своих ребят старшему тренеру Михаилу Путинцеву. Естественно есть требования к физической подготовке, на разных этапах разучиваются разные элементы, тактические действия. Также можно сравнить отношение детей к тренеру. На этапе начальной подготовки дети оценивают нас как папу, далее мы становимся товарищами и лидерами, нас принимают в свою группу как главных среди равных.
Есть много книжек по психологии, но самое главное это практика, наблюдение за детьми, понимание того, что представляют собой дети в том или ином возрасте. Здесь поможет только опыт, ты должен быть с ними каждый день и только тогда ты начинаешь понимать, как они меняются, и какие подходы к ним должны быть в каждом возрасте.
- Олег, вы отработали в школе Смертина более 10 лет, можете какие-то вехи, основные достижения выделить. Возможно, какие-то турниры ваши подопечные выигрывали или удалось какие-то "звездочки" для юношеского спорта "зажечь"?
- Есть и знаковые матчи, и знаковые турниры, даже и невыигранные, но очень хорошо проведенные, свидетельствующие о качественной работе тренера. В 2011 году мы выиграли в турнире детской футбольной лиги и стали чемпионами России с мальчиками 2001 года рождения – это первое и большое достижение в детском футболе. В юношеских соревнованиях мы проходили зональные первенства России, но, к сожалению, в финальные матчи нам не удавалось отбираться. Хотя были и хорошие ребята, и очень хорошие игры. Также можно выделить и футболистов, которые в то или иное время уезжали от нас в лучшие футбольные академии России – это тоже показатель качества работы тренера.
Дети, которые занимаются у нас, хорошо себя зарекомендовывают на турнирах, той же ДФЛ или всероссийских соревнованиях, их замечают и приглашают продолжать обучение в известных академиях. Если называть по фамилиям, то Миша Наумов - сейчас в "Чертаново", Степан Никитин родом из Бийска, играл долгое время в нашей команде, сейчас в академии Краснодара, оканчивает ее и подписывает контракт, будет играть за команду "Краснодар-3". Робинзон Звонков – в академии "Динамо", Артем Карпукас тоже бийский парень, но папа на каждую тренировку возил его из Бийска, находится под выпуском в академии "Локомотива". Первенство города, первенство края мы постоянно выигрывали, практически не чувствуя конкуренции, соревнуясь даже с более старшими командами.
Моя команда из ребят 2001 года рождения достаточно сильная и ровная, сейчас перешла к Михаилу Путинцеву и составляет костяк команды "Алтай", которая считается главной на первенствах города и края по взрослым.
- Получается, что через несколько лет о многих из этих ребят мы услышим на уровне как минимум ФНЛ или премьер-лиги?
- Главное в работе тренера это не те достижения, которые ты добиваешься в течение воспитательного или тренировочного сезона в команде. Это не более, чем приятная вещь. Самое главное – это воспитание детей до уровня мастеров. Если тренер довел воспитанника до команды мастеров, если он подписал профессиональный контракт, это можно считать признаком успешной работы. И чем больше у тебя на выпуске профессиональных футболистов, тем более успешным тренером тебя можно считать.
- Олег, до 2018 года вы были тренером школы Смертина, но вот уже несколько месяцев работаете в ДЮСШ "Темп". Как вы решили поменять "прописку", что входит в ваши функции как руководителя ДЮСШ?
- Началось все с того, что инвесторы в Барнауле построили спортивный клуб "Темп" - это крытый футбольный манеж, на настоящее время уже достаточно известный в городе. Я являюсь одним из участников этого общества. Первоначально возглавлял его, совмещая должность управляющего спортивного клуба "Темп" и тренера школы Смертина, моим ребятам на тот момент было по 15-16 лет. Естественно, чем дольше ты занимаешься управленческими вещами, тем тяжелее это совмещать.
Директор Евгений Татаринцев сказал, что мои ребята однозначно переходят к Путинцеву. И я могу набирать ребят 2011 года рождения или перейти на средний возраст – ребят 2006 года. В футбольных академиях существует два варианта тренерской работы с детьми. Первое, ты набираешь детей и выпускаешь их через 10 лет, либо работаешь с командой 1-2 года и передаешь ее другому тренеру, специализируясь на каком-то одном этапе. Второго варианта работы тренера в Барнауле пока нет.
У меня уже давно родилась идея о создании в СК "Темп" одноименной футбольной школы. Тем более, что я сам являюсь воспитанником ДЮСШ "Темп", распавшейся в 1994 году. И хотелось каким-то образом возродить эту школу, потому что много ребят моего возраста и помладше в ДЮСШ "Темп" сами воспитывались и, возможно, хотели бы видеть своих детей именно в этой школе.
- Олег, собственно "Темп" - это название легендарной барнаульской футбольной команды 60-х годов.
- Да, но мне хотелось бы, чтобы это название соотносилось именно со спортивной школой. Так как у этой легендарной команды как раз и была ДЮСШ "Темп", при заводе "Трансмаш". Плюс ко всему, имея такую великолепную базу (имеется в виду крытый манеж), мы посчитали неправильным не иметь собственной футбольной школы.
С сентября 2018 года функционирует футбольная школа "Темп", у нас занимаются дети с 2006-го по 2013 год рождения. Набор еще продолжается, с 4 сентября у нас было уже около 40 человек, сейчас ходит 70. Я думаю, чем больше ребят к нам придет, тем лучше и для них самих и для школы.
- Кого вы могли бы назвать в качестве своих основных конкурентов кроме школы Смертина?
- Школа Смертина вне конкуренции, потому что она бесплатная, в отличие от других бесплатных муниципальных школ у них есть своя материальная база и имя. Об этом свидетельствует большой наплыв детей, тот набор, который существует. Процентов 70 из 100 , которые хотят заниматься футболом , идут в школу Смертина. Остальные 30% и не прошедшие отбор распределяются между остальными школами. Среди наших преимуществ стоит отметить хорошую материальную базу, которая нам позволяет заниматься круглогодично. Зимой и в межсезонье там тепло, а летом наоборот прохладно и, что немаловажно, отсутствуют комары и мошки, то есть условия идеальные.
Тренерский состав – Иван Старков, Александр Яркин, Максим Цвык. Яркин и Старков еще в прошлом сезоне являлись действующими футболистами и смогут передать воспитанникам профессиональные практические навыки. Наблюдая за ними как методист и руководитель, я вижу, что это очень талантливые и потенциально сильные тренеры. И, самое главное, - желание работы, у них горят глаза, это сразу передается детям, их не обманешь и не вдохновишь простым отбыванием номера.
- Олег, какова стоимость обучения в ДЮСШ, и куда обращаться желающим?
- Наша ДЮСШ не бюджетная, она не имеет финансирование от города или края, это автономное некоммерческая организация, которая существует за счет оплаты родителей. Стоимость в месяц – 2500 рублей. Родители соглашаются на такую плату, они понимают, что приводят детей в очень комфортные и безопасные условия к людям, которые готовы выкладываться на 100%. Если мы берем оплату, то мы должны быть на две головы выше конкурентов. В стоимость оплаты входит тренерская работа и оплата аренды, т.к. помещение нам бесплатно не предоставляют.
- В завершение немного отвлечемся от основной темы. Как вы расцениваете современное состояние команды мастеров "Динамо"? Почему ФК не может подняться рангом выше? Руководители ссылаются на нехватку средств, тренерский состав - на отсутствие достойных кадров и пазл никак не сложится.
- Давайте начнем с руководящего состава. Отсутствие финансирования – это проблема руководящего состава как менеджеров, это их работа – находить деньги, привлекать их. На одном бюджетном финансировании ни одна профессиональная команда не проживет, необходимо искать внебюджетные средства и это прямая обязанность руководства.
Что касается тренерского состава, то мое личное убеждение в том, что играть со своими воспитанниками, как сейчас и происходит в Барнауле, должен их тренер. Приглашенный человек непонятно откуда не нужен, он не отслеживает ни тренировки, ни игры молодежи в городе Барнауле, не знает, кто и что из себя представляет. Он должен изнутри знать абсолютно всю кухню юношеского и молодежного футбола города.
У нас в "Темпе" открылась молодежная лига, интереса с команды "Динамо" нет никакого, мы сами просим их прийти. В рамках лиги мы собираем лучших футболистов Барнаула от 17 до 20 лет. Поэтому повторюсь, с командой "Динамо" должен работать только местный тренер.
Беседовал Артем Кузнецов
Комментарии 0