Барнаул архитектурный
Стили краевой столицы от XVIII века до современности
Классицизм, деревянное зодчество и конструктивизм: лик Барнаула украсили многие архитектурные стили, сделав наш город по-настоящему особенным. Каждое направление связано с определенной эпохой, за каждым зданием стоит известное имя того или иного мастера, особенности времени и свои представления о прекрасном. Хотели узнать об этом чуть больше? Читайте новый проект Amic.ru и отправляйтесь на виртуальную прогулку по разным уголкам краевой столицы.
Классицизм
Меде-сереброплавильный завод
Начало истории Барнаула принято связывать со строительством меде-сереброплавильного завода, который подарил городу множество памятников архитектуры, выдержанных в традициях классицизма. До наших дней сохранились первая плавильная фабрика (главный производственный корпус), вторая плавильная фабрика (производственный корпус), дом горных офицеров, лаборатория, обжигательная фабрика (здание склада), рудоприемная контора, заводоуправление, въездные ворота и фрагменты плотины с кирпичной стеной на реке Барнаулке, они включены в туристический комплекс "Барнаул — горнозаводской город" и входят в состав объекта культурного наследия федерального значения.

Фабрики завода возводились по проекту Андрея Ивановича Молчанова, первого профессионального архитектора Барнаула. Он обучался в Петербурге, где в то время процветал строгий, или Екатерининский классицизм. Так как сереброплавильный завод был собственностью императорской семьи, нетрудно понять, почему промышленное здание имеет такое сложное и элегантное убранство в виде портиков с колоннами дорического ордера, будто прямиком из Афин. Эхо петербургской моды одарило первые строения завода строгостью, лаконичностью и симметрией классицизма.
Лидия Рыжова, культуролог
Классицизм — художественный стиль европейской культуры XVII–XIX веков, эстетическим идеалом которого стало искусство Античности — Древней Греции и Рима. В основе лежит система определенных пропорциональных соотношений несомых и несущих частей конструкции зданий. В античной архитектуре это были колонны и лежащие на них перекрытия.
Сейчас в краевой столице идет активное формирование туристско-рекреационного кластера "Барнаул – горнозаводской город", в рамках которого будут приводить в порядок многие исторически важные здания и площадки. Не обошли вниманием и комплекс завода, он получил статус "Музея под открытым небом", а территория обзавелась владельцами, которыми стали ООО "МАТЧ" и сеть "Мария-Ра".

Архитекторы и общественники активно обсуждают то, что можно было бы здесь разместить: предложения разные - от культурных заведений до торгового центра. Пока инвестор не представил полноценную концепцию развития этой площадки.

Демидовская площадь
В 1820—1850 годах был создан ансамбль Демидовской площади, это название дал 14-метровый Демидовский столп, сложенный из блоков серого гранита, который появился в честь 100-летия горного дела на Алтае.

В ансамбль входят здания горного училища, Горного госпиталя и богадельни для инвалидов сереброплавильного завода с церковью Дмитрия Ростовского.
Демидовская (ранее – Предзаводская или Конюшенная) площадь вполне соответствовала статусу главной площади города, где выплавлялось до 90% всего российского серебра. С трех сторон площадь окружают здания, строго выдержанные в стиле классицизма: горный госпиталь, горное училище и богадельня. С четвертой стороны ранее располагалась набережная горнозаводского пруда с изысканной кованой оградой. Демидовский столп в центре площади, а также вертикальные доминанты церквей и храмов вместе с главными зданиями сформировали уникальный пример гармоничного сочетания европейской и русской архитектурной традиции.
Лидия Рыжова, культуролог
Через Демидовскую площадь проходит улица Ползунова - одна из старейших в городе. Здесь можно увидеть постройки конца XVIII и первой половины XIX века, среди них Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов (Ползунова, 41) 1794 года постройки. Его признают редким в Сибири памятником общественной архитектуры конца XVIII века.

Архитекторами ансамбля были Андрей Молчанов и Яков Попов, по их же проекту возвели здание на Ползунова, 39, относящееся к первой половине XIX века. Оно служило для инструментального магазина барнаульского завода, а также здесь хранили заводские инструменты, материалы и заводскую казну. Внешний облик строения дополняла каменная ограда с декоративными портиками.

На Ползунова, 46 находится здание бывшей Горной лаборатории (1845—1848), в котором сейчас расположился старейший музей Сибири — Алтайский краеведческий. Рядом с ним - здание горной аптеки (Ползунова, 42). Появилась оно в 1794 году.
На Ползунова, 46 находится здание бывшей Горной лаборатории (1845—1848), в котором сейчас расположился старейший музей Сибири — Алтайский краеведческий. Рядом с ним - здание горной аптеки (Ползунова, 42). Появилось оно в 1794 году.
Барнаульская городская дума на Ленина, 18 - Дом начальника горного округа. Построили его в конце XVIII века. Автором проекта стал архитектор Дмитрий Маулов. Он же создавал Собор Петра и Павла. Он был на площади, которая сейчас носит название Свободы, но в 1935 году был взорван.
Андрей Молчанов
Сын солдата Андрей Молчанов поступил на службу при Колывано-воскресенских заводах на Алтае в 1771 году. Здесь в течение пяти лет был учеником плотника, потом механика, затем маркшейдера. В 1786 году колыванский губернатор Гавриил Качка направил его в Санкт-Петербург на обучение к итальянскому архитектору Антонио Порта. В Барнаул Молчанов вернулся в 1790 году и был произведён в чин унтер-шихтмейстера 3 класса и назначен архитектором Барнаульского завода.
Каменным строительством он занимался как в Барнауле, так и в других рудниках и заводских поселках Алтая. Благодаря ему появилась Горная аптека, церковь в Змеиногорском руднике (не сохранилась), Барнаульский инструментальный магазин, Ансамбль Демидовской площади, Канцелярия Колывано-Воскресенского завода.

Кстати, могила мастера находилась на Нагорном кладбище, но ныне она не сохранилась.
Яков Попов
Сын обер-офицера Яков Попов обучался в Барнаульском Горном училище. Службу на Колывано-Воскресенских заводах учеником маркшейдера он начал в 1816 году.

В 1820 году его так же, как и Молчанова, отправили учиться в Петербург, где он окончил архитектурный класс Академии художеств. В Петербурге участвовал в строительстве Михайловского дворца.

В Барнаул он вернулся в 1829 году, где получил должность заводского архитектора. В краевой столице он занимался ансамблем Демидовской площади, преобразованием Петропавловской улицы (ныне Ползунова) в формах классицизма и другими работами.
Комплекс «Демидовская площадь вместе с ансамблем улицы Ползунова» также планируют развивать и приводить в порядок. В рамках формирования туристско-рекреационного кластера «Барнаул – горнозаводской город» за счет средств частных инвесторов здесь приступили к строительству административного здания в историческом стиле по адресу Ползунова, 52а, административно-культурного центра на Пушкина, 62, реконструкции торгово-офисного комплекса Plaza на Короленко, 105 и памятного места, на котором в XVIII веке находилась усадьба Ивана Ползунова (Пушкина, 78), восстановлению объекта культурного наследия на Пушкина, 66, «Аптеки Крюгеръ» (Пушкина, 64) и «Усадьбы купца Шадрина» (Красноармейский, 8).

Не обошли вниманием и комплекс «Соборная площадь»: сейчас реставрируют объект культурного наследия регионального значения «Духовное училище» (Ленина, 17), построенного во второй половине XIX века. Восстанавливается городское 4-классное училище (Короленко, 51), восстанавливается исторический облик памятника архитектуры «Купеческий особняк» (Короленко, 63).
Деревянное зодчество
Может похвастаться Барнаул и своими деревянными постройками, среди которых памятник архитектуры начала XX века федерального значения Дом купцов Шадриных, расположенный на Красноармейском проспекте рядом с площадью Спартака.

В советское время в здании находился ресторан «Русский чай», после - ресторан «Император».
Дом купцов Шадриных – это памятник жилой деревянной архитектуры с элементами стиля модерн. В отличие от других стилей, близких к эклектике, модерн искал новые возможности для планировки и декора зданий, которые ранее никогда не использовались. Это дерзкий и экспериментальный стиль, в котором по-новому истолкованы старые материалы или используются новейшие. Отсюда асимметрия фасадов, округлые формы, сложная и оригинальная резьба с растительными мотивами. Всё это есть в доме купцов Шадриных.
Лидия Рыжова, культуролог
По своей значимости Дому купцов Шадриных компанию составляют гостиница «Империал», которая сгорела в 1997 году, и «Дом Лесневского».
Деревянная архитектура — разновидность архитектуры, связанная с использованием дерева. Присуща многим культурам, в которых дерево является местным материалом, доступным сырьем. В искусстве и архитектуре некоторых стран на протяжении веков имела преобладающую роль.
В XIX веке, на заре существования Барнаула, дерево было основным материалом строительства зданий. Однако немногие здания пережили катастрофический пожар 1917 года и избежали реконструкции. Прогуливаясь по ул. Анатолия, Короленко и Никитина, можно увидеть сложный декор деревянных зданий: резные наличники, ажурные фризы и многое другое. Для оформления зданий резьбой горожане приглашали сельских мастеров, таким образом, мы можем наблюдать сохранившиеся традиционные промыслы Алтая в центре города
Лидия Рыжова, культуролог
Дом Носовича
Особняк на улице Анатолия принадлежал архитектору Ивану Носовичу, который создал проект города-сада, так и не реализованный в Барнауле. Сложно представить, что этот памятник архитектуры в советское время был заброшен, а в 1980-е годы его вовсе хотели снести. Спасли его местные художники, объявившие голодовку. Важно, что расположен он был изначально на улице Чернышевского, после выступления в его защиту общественности дом разобрали, перенесли и отстроили там, где он ныне находится.
Иван Носович
Русский и советский архитектор. Он окончил Санкт-Петербургский императорский институт гражданских инженеров, после чего служил архитектором строительного отделения при управлении приамурского генерал-губернатора. Тогда за создание триумфальных арок и украшений Хабаровска к приезду императора Александра III Носович был произведен в титулярные советники.
Трудился он и в Семипалатинской области, и в Семиреченской области, а уже будучи опытным архитектором, получил приглашение служить в Барнауле, куда он переехал в 1899 году. Здесь он осуществлял безвозмездный надзор за строительством Народного дома, вел проектирование и строительство казённых зданий, а в 1908 году католическая община начала строительство костёла по его проекту.
Но самым главным проектом Носовича в краевой столице стал проект города-сада в северной части Барнаула. Под реализацию задумки требовалось около 9 гектаров. Город-сад должен был иметь круглую площадь в центре, от которой отходило шесть радиусов-бульваров, один из которых выходил на железнодорожный вокзал. Замысел в жизнь воплощен не был: городские власти не смогли профинансировать это предприятие. Хотя планировка Ивана Носовича все-таки проглядывается в устройстве центра Барнаула.
Дом архитектора
Этот купеческий особняк на Анатолия, 106а появился в Барнауле в начале XX века. В 1985 году его реконструировали, так что новый облик немного отличается от первоначального.
Гимназия Будкевич
Эркер -
выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру. Эркер может быть круглой, прямоугольной или многогранной формы.
Двухэтажное деревянное здание на Красноармейском, 14 с кирпичным цокольным этажом и угловой композицией фасадов было построено в 1905 году и с 1907 до 1915 года служило частной гимназией бийской предпринимательницы Марии Будкевич. В советское время здесь располагался Институт усовершенствования учителей.
Здание входит в список памятников архитектуры краевого значения. За свою историю оно многократно перестраивалось и постепенно потеряло свой первоначальный облик. Так, например, в 1912 году тут надстроили верхний этаж, из-за чего увеличили угловой эркер, который завершили большим шлемовидным куполом и шпилем.
Да наших дней дожило не так много барнаульских памятников деревянного зодчества: многие были уничтожены временем или пожарами.
Купеческий период
Этот период в архитектуре Барнаула плотно связан с эклектикой, образцом которой служат здания, расположенные на улице Толстого.
Торговый комплекс купца Андрея Морозова
У семьи Морозовых недвижимость была не только в Барнауле, но и по всему краю. В столице региона сохранились ее магазины на Толстого, 38 и 36, на Толстого, 33 — жилой дом, на Ползунова, 31 — контора и львы в восточных традициях на проспекте Социалистическом, украшающие фасад дома купеческой семьи. Интересна история их появления в Барнауле: вроде как в первой четверти XIX века фигуры стояли на воротах главного отводного канала сереброплавильного завода и испускали из пастей струи воды. Привез их из Китая известный исследователь Никита Бичурин. А после того, как завод пришел в упадок, их перекупил купец Андрей Морозов.
Андрей Морозов
Купец первой гильдии Андрей Григорьевич Морозов был известной в Барнауле личностью, одним из богатейших людей нашего города. Он основал торговый дом «А. Г. Морозов с сыновьями», филиалы которого работали как в Барнауле, так и в других городах края - в Бийске, Камне, Кузнецке, Шелаболихе, Усть-Чарышской Пристани. Морозовские магазины торговали всевозможными товарами: одеждой, обувью, тканями, посудой, скобяными изделиями, винами, зерном, сельхозтехникой. В 1914 году его компания заняла первое место в Барнауле по оборотам торговли. Сыновья купца тоже не жаловались на нехватку денег. Один из них – Михаил – даже купил первый в нашем городе автомобиль. Морозовы активно занимались благотворительностью, выделяли деньги на нужды образования, были уважаемыми в обществе людьми. И сам Андрей Морозов, и его сын Михаил избирались гласными городской думы.
После закрытия Сереброплавильного завода Барнаул стал центром торговли. Купеческие особняки и торговые дома в Барнауле проектировались с использованием элементов самых разных стилей для привлечения внимания покупателей. Было популярно такое стилевое направление как купеческая (кирпичная) кладка, для которого характерны сложность и даже вычурность оформления фасадов неоштукатуренным красным и белым кирпичом.
Лидия Рыжова, культуролог
Универмаг купца А. Г. Морозова
На Ползунова, 34а располагается еще одно здание из владений семьи Морозовых — универмаг, который считался одним из крупнейших магазинов торговой сети этих купцов. На втором этаже находилось отделение Русско-Азиатского банка, на первом торговали всевозможными товарами - от тканей до посуды.

В 1930-1950-е в здании размещалось управление НКВД Алтайского края и следственная тюрьма. Примечательно, что ограда была выкована во второй половине XIX века для Петропавловского собора и перенесена к зданию бывшего универмага в 1930-е годы.
Универмаг Торгового дома "Д. Н. Сухов и сыновья"
На проспекте Социалистическом, 12 находится двухэтажный универмаг, построенный в 1880 году другой богатейшей семьей Барнаула - Суховыми. У них так же, как и у Морозовых, была большая торговая сеть, которая работала по нескольким городам края. Этот универмаг был их самой крупной и старейшей точкой.
Дмитрий Сухов
Самый известный ее представитель – купец 1-й гильдии Дмитрий Никифорович торговал универсальными товарами, хлебом, держал свечной и кожевенный заводы, жертвовал большие суммы на благотворительность. В 1882 году его избрали городским головой. Кстати, будучи на посту главы Барнаула, предприниматель отказался от жалования, передав его на нужды города. Из детей Дмитрия Сухова особенно отличился его сын Василий, который тоже становился городским головой, расширил отцовское кожевенное производство и показал себя как большой сторонник технического прогресса, оснастив завод паровым двигателем. Произведенная на заводе обувь не раз завоевывала престижные награды на ярмарках. Как и отец, Василий жертвовал большие суммы на развитие барнаульского образования и медицины, в том числе на постройку городской больницы.
Жилой дом купцов Флягиных
В объекте культурного наследия на Толстого, 23 находится Наркологический диспансер, а вообще это дом купцов Флягиных постройки начала XX века.
Аптекарский магазин
Здание было построено в 1893 году, а находится оно на Толстого, 28В. Кроме позитивной истории, связанной с помощью людям, у этой постройки был и кровавый период - в 1930-е годы расположенная здесь арка служила проездом во внутренний двор НКВД. В силу нехватки мест в камерах там могли держать арестантов, запирая их с двух сторон большими воротами. До ремонта арки на кирпичных стенах можно было увидеть выцарапанные надписи с фамилиями репрессированных и датами их заключения.
Торговый дом И. Ф. Смирнова
В доме на Льва Толстого, 21 в 1870-1900-х годах находился торговый дом И. Ф. Смирнова и специализированные лавки купца А. Г. Морозова.
Иван Смирнов
Купец 1-й гильдии Иван Фёдорович Смирнов был крупным барнаульским предпринимателем второй половины XIX – начала XX века, избирался гласным барнаульской городской думы. В 1909 году он построил самый большой на тот момент магазин в городе – пассаж Смирнова, располагавшийся на Ленина, между Пушкина и Гоголя. К сожалению, здание уничтожил пожар 1917 года.
Городские власти серьезно взялись за этот участок так называемого «старого города», притом привели в порядок не только внешнюю его составляющую, но и то, что обычно скрыто от глаз общественности: за счет бюджетных средств в рамках создания данного комплекса построили сети бытовой канализации по улице Льва Толстого, сети ливневой канализации по Льва Толстого и Мало-Тобольской и модульную котельную на Чехова, 24.
Здесь создали красивую пешеходную зону. Где планируется проведение народных гуляний и праздников. Так, в декабре 2017 года эта территория стала основной площадкой для праздника "Алтайская зимовка" в Барнауле. Кроме того, возможно, в будущем именно сюда перенесут главный снежный городок и новогоднюю елку Барнаула. Реконструировали мосты через Барнаулку по проспектам Ленина и Социалистическому. За счет частных средств приступили к строительству выставочного центра с дегустационным залом и музеем зарождения и развития пчеловодства на Алтае (Мало-Тобольская, 8а), возведению общественного, историко-культурного комплекса на Льва Толстого, 12. Также отреставрировали и отремонтировали фасад торгового дома И. Ф. Смирнова, магазина «Дешевка», магазина купца А. Ф. Второва. Привели в порядок фасад и отремонтировали подъездные пути памятника архитектуры XX века «Торгового дома «Сухов и сыновья, продолжили восстановление «Дома купца А. Г. Морозова» и реставрацию объекта культурного наследия регионального значения «Знаменская церковь» (Большая Олонская, 24).

Эклектика
С середины XIX и вплоть до начала XX века в городской застройке доминировала эклектика, образцами которой могут служить два памятника архитектуры: торговый дом Полякова - универмаг «Красный» (Ленина, 12), построенный в 1913 году, и здание Городской думы, которое возводили с 1914 по 1916 год по проекту Ивана Носовича на муниципальные средства. Первый этаж архитектор отвел для торговых целей — здесь находился универсальный магазин торгового дома купцов Яковлева С. Я. и Полякова А. И. На втором этаже разместились органы городского самоуправления — дума и управа.
Эклектика – это сочетание элементов разных стилей в одной постройке. Ярким примером является русский стиль в архитектуре, когда для проекта и декора здания из кирпича за основу берется древнерусское зодчество, элементы традиционных ремесел. Магазин купца Морозова и Торговый дом Д. Н. Сухова – это постройки с заимствованиями из классицизма. В этом случае наоборот элементы, присущие каменным зданиям, имитировались с помощью кирпича и иногда даже дерева.
Лидия Рыжова, культуролог
К этому же стилю относится и Народный дом, объединявший театр, библиотеку и студии. Над проектом работал столичный академик Иван Ропет.

Стиль модерн виден в зданиях телефонной станции на Интернациональной, 74 и в ряде купеческих особняков, жилых зданий, например, на Никитина, 90 и Никитина, 78.

Сюда же относят Дом купцов С. Я. Яковлева и И. И. Полякова (Короленко, 50). Это памятник федерального значения.
Советский период
Советская классика
В 1910—1930-е годы планировалось застроить Барнаул по принципу города-сада, центром которого стала бы идеально круглая площадь, от которой отходило бы шесть по длине симметричных радиусов — бульваров.

В 1930-х годах начал формироваться ансамбль центрального проспекта - Ленинского, облик которого с подачи ленинградских проектных институтов был завершен в 1950-е. Этот период ярко характеризует «Дом под шпилем», построенный с 1953 по 1956 годы.
В советское время Барнаул активно застраивался по типовым проектам. Конструктивистские здания при БМК и сталинская архитектура на проспекте Ленина спроектированы в основном москвичами, подобные здания есть и в других крупных российских городах. Куда интереснее для нас проекты барнаульских архитекторов. Пусть их стилевые особенности обусловлены государственной политикой, но при этом они строились с учетом окружающей застройки и традиций, которые были заложены еще в XVIII веке первыми архитекторами города.
Лидия Рыжова, культуролог
"Дом под шпилем" стал не только памятником архитектуры середины ХХ века, но и символом Барнаула. При этом созданию этой визитной карточки города барнаульцы обязаны московскому архитектору Якову Додица, который стал автором не только данного проекта, но и приложил руку к застройке всего Ленинского проспекта.

Вообще "Дом под шпилем" собирались закончить еще в 40-х годах, но помешала война. Зато после нее компанию роскошному зданию составили новые жилые дома возведенные на Октябрь­ской площади "Стройгазом". По сути, и "Шпиль" и так называемые "сталинки" можно считать первым элитным жильем краевой столицы.
Конструктивизм
Активно развивался в это время конструктивизм, который полноценно представлен жилым массивом меланжевого комбината, госпиталем (Комсомольский, 115), швейной фабрикой на улице Воровского и кварталом по проезду 9 мая. К сожалению, не все здания дожили до сегодняшних дней — госпиталь полностью поменял свой облик, одно из зданий обшили сайдингом, скрыв всю первоначальную красоту.
Отголоски конструктивизма можно увидеть и в зданиях, появившихся после 50-х годов, когда активно начали бороться «архитектурными излишками». К ним относятся Алтайский краевой театр драмы, Дворец зрелищ и спорта, бассейн «Обь», Главпочтамт, гостиница «Центральная» и ЦУМ.
Современная архитектура
Достойными примерами современного стиля в Барнауле можно назвать дом «Три богатыря» (Ленина, 31), созданный в духе купеческой эпохи, сюда же относится главный офис Сбербанка.

Интересные «высотки» построены между Красноармейским проспектом и проспектом Ленина, а также в районе Комсомольского проспекта. Например, 15-этажный дом на Социалистическом проспекте, прозванный в народе «Титаником». Также довольно интересным можно назвать жилой комплекс «Анастасия» высотой 86 метров.
После 90-х годов в Барнауле процветали новые виды эклектики, постмодернизм и неомодернизм. Здания в центре города зарифмованы с соседними памятниками, купеческими особняками и заимствуют у них некоторые стилевые элементы (например, арки, портики и колонны). Тут же мы снова встречаем фольклорные мотивы в узорах из красного и белого облицовочного кирпича. Застройка новых районов куда более разнообразна: используются переменная этажность, новые материалы, оригинальный световой дизайн. Высотная архитектура — это то, что характеризует нашу современность.
Лидия Рыжова, культуролог
Они сохраняют историю
Еще несколько лет назад на многие памятники архитектуры в городе было больно смотреть: обветшалые фасады, кое-где выбитые окна, просевший фундамент. Теперь же благодаря некоторым меценатам многие здания восстановили свой достойный облик. Людей, взявших под свое крыло старинные здания, пока не так много, но делают они огромную работу, так как восстановить намного сложнее, чем снести и построить новое. Что рассказывают инвесторы о сохранении истории и о том, зачем им это нужно.
Короленко, 63 и Короленко, 51
Владимир Остроухов
член Совета директоров АО КБ «ФорБанк»
«Мы занимаемся этим без государственных средств, а деньги вкладываем потому, что хотим сохранить городскую красоту, чтобы здесь было приятно как жителям, так и гостям краевой столицы. Эта тенденция - сохранять памятники архитектуры и истории благодаря частным инвестициям - сейчас активно развивается во многих городах: Калининграде, Красноярске Иркутске и так далее, при правильном подходе это все работает. Вот и в Барнауле нашлись собственники на многие объекты, что говорит о том, что здания, у которых есть хозяева, в любом случае будут в хорошем состоянии.

У нас таких объектов два: на Короленко, 51 и 63. Первое здание мы купили разваленным полностью. Отреставрировали его снаружи, сделали в классическом стиле ремонт и внутренних помещений, чтобы экстерьер у нас совпадал с интерьером: мы полностью сохранили высоту потолков, арочные оконные проемы, кирпичную кладку, выковали решетки. Здесь все сохраняет дух истории: от пола до дверных ручек.
Второе здание, на Короленко, 63, на первый взгляд выглядело лучше, на самом же деле оказалось, что вода затопила фундамент на полтора метра, и нам пришлось делать новый, проводить водозащитные мероприятия, а после подземных работ приступать непосредственно к реставрации. Здание было треснутое, нам пришлось делать два пояса. Это была кропотливая и щепетильная работа, но за год мы закончили все, что запланировали, и сделали все как положено, чтобы дом после реставрации простоял еще лет 200. Городская администрация нам помогает провести газ, так что у здания будет своя котельная. Мы, в свою очередь, подвели все коммуникации, отопление, а ремонт уже будем делать под тех людей, которые решат арендовать данный объект. Но это не бизнес, это хобби Проще снести и построить новое: так быстрее, дешевле, меньше согласований, а главное - ты видишь, сколько сможешь заработать. С памятниками архитектуры и истории все совсем не так, зато ты оставляешь после себя что-то важное, что радует как тебя, так и окружающих».
Толстого, 23
Сергей Лазарев
Заместитель главного врача КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер»
«Мы делаем капитальный ремонт в рамках программы "Барнаул -горнозаводской город". У нас в нее вошли два здания на Толстого, 25 и 23 – первому просто придают стиль той эпохи, а второе реставрируют и восстанавливают по утвержденному архитекторами проекту. Но это касается только фасада, так что в будущем году нужно будет заниматься еще и внутренней стороной.
Я убежден, что такие работы нужны Барнаулу. Сохранять исторический облик места, где ты живешь, очень важно, мы патриоты своего города».
Каким будет Барнаул?
С каждым годом Барнаул растет и развивается. Особенно это заметно, когда смотришь на старые фотографии улиц, парков и домов - как сильно изменилась краевая столица, сколько появилось новых мест и как преобразились старые. Но на этом все, естественно, не закончится: город активно меняет свое лицо, не забывая сохранять важные и ценные элементы прошлого. Каким будет Барнаул через несколько лет, чем он отличается от других, кто принимает решение о строительстве и о многом другом Amic.ru рассказал главный архитектор города Сергей Боженко.

Фото предоставил Константин Гришин
— Расскажите, как и кто сохраняет объекты культурного наследия.
— Все объекты культурного наследия заносятся в реестр, к ним относятся памятники истории, архитектуры и археологии. Они бывают федерального и регионального значения: первых в Барнауле меньше, вторых - больше. У каждого объекта есть собственник, который обязан его сохраненять. Когда законодательно разрешили продавать такие объекты, часть из них попала в хорошие руки, и многие здания уже восстановили, а другая часть объектов пока не имеет своего собственника и продолжает морально стареть.

За содержанием и ремонтом таких строений следит Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. Все проектные решения, связанные с реставрацией, приспособлением под те или иные нужды, ремонтом, проходят через него. Специалисты управления выдвигают требования по объему и качеству работ, к ним всегда можно обратиться за помощью. Этот вопрос отрегулирован. При этом как сохранять, когда сохранять объект, определяет собственник. Ели он видит, что здание рушится, он обращается в госорганы, в проектную организацию, у которой есть допуск к проведению подобных работ, и они вместе определяют сроки и объемы финансирования и разрабатывают проект.
— А если та или иная компания хочет, напротив, построить новое здание рядом с объектом культурного наследия, кто дает разрешение в этом случае и следит за тем, чтобы облик исторического или архитектурного памятника не пострадал?
— Любое строительство начинается с осмысления возможностей земельного участка. Инвестор выбирает место и покупает ветхую недвижимость, которую после сносит и оформляет земельные документы для последующего проектирования и получения разрешения на строительство. Для решения вопросов, касающихся сохранения исторического облика, инвестор обращается в органы охраны, где его консультируют. Существуют требования по соблюдению двухсотметровой зоны вокруг объекта культурного наследия, где строительство вести нельзя. Но если строить необходимо, то застройщику предлагается разработать и утвердить охранную зону объекта с целью ее уменьшения. Это идет на пользу как инвестору, так и объекту культурного наследия.

Когда же человек приобретает сам объект культурного наследия, ему сразу предоставляются все ограничения, связанные с реставрацией и эксплуатацией здания. Яркие примеры этого - «Горная аптека» на улице Ползунова и «Аптека мадам Крюгер».
— Планируя развитие Барнаула, его благоустройство, вы изучаете опыт других городов?
— Мы следим за мировой и отечественной практикой, однако у нас самих столько идей, что нам не нужно обращаться к чужому опыту. Мы уже благоустроили склоны Нагорного парка, сделали два моста, создали пешеходную зону на Мало-Тобольской: замостили площадь, посадили деревья, поставили ограждения и фонари. Потом добавим еще декоративную скульптуру. На пешеходной улице найдутся места и для музыкантов, и для художников, и для фотографов. Пешеходная зона будет продолжаться в парке Центрального района. Так что планов у нас много. Такую массированную работу в части благоустройства исторического центра города на современном уровне мало где проводят. Поэтому к нам в Барнаул едут за опытом.

Работы по набережной Оби мы продолжим в сторону Речного вокзала. Займемся оживлением парка Центрального района. Есть идеи и по поводу комплексного благоустройства Демидовской площади и гигантские задумки по восстановлению здания бывшего барнаульского сереброплавильного завода. Нам нужно обустроить фрагмент проспекта Социалистического от улицы Мало-Тобольской до лестничного подъема к храму, насыщать его объектами торговли и услуг. А на улице Льва Толстого работы на всю жизнь хватит.
— Это все нужно только ради привлечения туристов?
— Если реализовать все идеи, заложенные в концепцию туркластера, исторический центр города заметно преобразится, что привлечет внимание не только туристов, но и потенциальных инвесторов. Мы сознательно работаем над улучшением имиджа Барнаула, как города, достойного внимания и пригодного для инвестирования. Иногородние и иностранные туристы увидят, какие большие подвижки в части обустройства исторической среды у нас происходят, и невольно захотят в этом поучаствовать, вложить финансы. Наша задача, чтобы люди в нас поверили. Только своей работой мы можем доказать, что Барнаул - это не провинция, а город, руководство которого работает на современном уровне.
— А чем вообще с точки зрения архитектуры уникален Барнаул?
— Если говорить о градостроительстве, то Барнаул уникален тем, что размещается на одном берегу великой сибирской реки Обь, а не на двух, как другие города. Кроме того, мы находимся на верхушке ленточного-реликтового бора, что создает предпосылки для развития города. А также за последнюю четверть века мы создали выразительный, активный силуэт города: еще каких-то 30 лет назад была видна лишь пятиэтажная застройка. Мы разместили ряд высоких, оригинальных объектов в административно-деловом центре нашего города.

И одно из самых важных отличий - в Барнауле сохранился комплекс сереброплавильного завода, который обрел статус объекта культурного наследия федерального значения. Такого комплекса промышленной архитектуры в классическом стиле нет ни в одном городе Сибири.
— Как будет развиваться Барнаул и каким вы видите его через несколько лет?
— Общие позиции можно предугадать. Первое: из года в год будет совершенствоваться дорожно-уличная сеть, произойдет максимальное расширение проезжей части. Кроме того, появятся пешеходные и общественные пространства. Их примеры: улица Мало-Тобольская, набережная Оби, парк Центрального района.

Следующее, что повлияет на облик города, — доминирование современных строительных технологий, что приведет к увеличению числа остекленных поверхностей, увеличению этажности и плотности застройки в деловом центре города. Постепенно Барнаул будет наращивать этажность в административно-деловом центре, но это возможно только в условиях подъема финансовой активности, что мы и пытаемся спровоцировать реализацией градостроительных идей туркластера.
— А частный сектор в Барнауле останется?
— Процесс замены ветхого сектора идет и будет идти. Свободные площадки в центре города почти застроены, а инвестор ищет ветхие объекты как можно ближе к коммуникациям - это общая тенденция. Мы ее улавливаем и отражаем в Генеральном плане Барнаула. В нем мы указали полтора десятка территорий с ветхой застройкой, которые подлежат обновлению. Мы будем создавать условия для инвесторов, чтобы они могли заниматься приобретением недвижимости и земли, сносом ветхого жилья, комплексным освоением ранее застроенных территорий. При этом город готов помогать инвесторам в части возведения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры - это взаимная работа, идущая на пользу горожанам.
— Говоря о ветхом жилье, хочется затронуть тему пятиэтажных домов, коснется ли их участь московских домов?
— Мы не настолько богаты и легкомысленны, чтобы сносить панельные или кирпичные пятиэтажки. Эта идея рождена столицей, чей бюдэет неизмеримо больше нашего. Там, видимо, такая поэтапная замена возможна, да и то только в тех местах, где это экономически целесообразно и не ущемляет интересов людей. У нас в Барнауле снос пятиэтажек - это либо техническая, либо социальная глупость. Мы финансово не готовы к реализации столичных идей. Для начала нам нужно избавиться от ветхого жилого фонда, снести старые бараки, заняться заменой двух- и трехэтажных послевоенных построек, и только потом можно задуматься о демонтаже пятиэтажек.
— Еще очень интересно, не решились ли застроить правый берег Оби?
— Нет, понимаете, то, что в обиходе называют правым берегом, - это правобережная затапливаемая пойма. Поэтому там будет развиваться рекреационная зона с размещением объектов отдыха, спорта, здравоохранения, торговли и обслуживания, возводимых на насыпных территориях. У нас есть правобережный тракт, который сделан в насыпи, выведенной до незатопляемых отметок. Освоение правобережной поймы будет идти вдоль этого тракта. При этом инвестор должен будет найти грунт для отсыпки места под застройку. Размещение крупных жилых микрорайонов здесь технически невозможно, так как связано с громадными затратами. Чтобы подняться до незатопляемых отметкок, нужно насыпать несколько метров грунта – сотни гектаров. Кроме того, чтобы там существовало жилье, нужно построить котельную, решить вопрос с канализацией, водоснабжением и многим другим, что в условиях нынешней экономической ситуации пока невозможно. Мы трезво смотрим на вещи. Нам нужно развивать левобережную территорию города, менять ветхое жилье на благоустроенное со всем комплексом инженерно-технического оснащения.
— Какие у городской администрации дальнейшие планы по развитию Барнаула?
— К сожалению, Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" в следующем году уже заканчивается. Мы успели получить по ней финансовую помощь, но сейчас нужно искать другие источники финансирования. Сегодня руководство города готовит документы, чтобы попасть в программу по развитию физкультурно-туристического направления. У нас рядом роскошный бор, медкластер, туркластер, и мы планируем развивать физкультурный комплекс, в частности готовимся построить ряд спортивных площадок в парке Центрального района.
Made on
Tilda