Корреспондент сайта barnaul.fm Данил Чурилов подготовил интересный фоторепортаж о сегодняшнем дне Барнаульского сереброплавильного завода.
Когда начинаются разговоры о бренде Барнаула и поиске некой привлекательной изюминки, то все забывают, что у нас всё это уже имеется. Ничего придумывать не нужно, незачем ломать голову над искусственными образами, когда у нас есть самый исторический и самый подходящий на такую роль объект — бывший сереброплавильный завод.
Наверное многие читатели знают, что Барнаул был основан именно как заводской посёлок при меде-сереброплавильном производстве. Это историческое сердце, самое старое сооружение в городе. Благодаря сереброплавильному заводу Барнаул вообще стал Барнаулом. В одно время здесь выплавлялось до 90 % всего российского серебра, что придавало городу важное стратегическое значение в XVIII — XIX веках. Ну и, конечно, всеми известный механик Иван Ползунов, что изобрёл и построил первую в мире паровую машину здесь же, при сереброплавильном заводе.
Казалось бы, мы имеем уникальное историческое пространство. Казалось бы, мы должны сохранять культурное наследие и гордиться им. Но, как это бывает в нашей стране, вместо повода гордиться, мы получаем возможность только стыдиться.
Комплекс сооружений Барнаульского сереброплавильного завода является, на минуточку, памятником федерального значения. Но если вы попробуете попасть на его территорию, чтобы просто посмотреть, то вас ожидает горькое разочарование. Руины сереброплавильного завода уже давно принадлежат не городу или государству, а коммерческим структурам. И пройти просто так, без отдельных договорённостей вы не сможете.
Можно подумать, ну и что с того, пусть территорией владеет какой-нибудь предприниматель? Ну и действительно. Вот у прошлых хозяев были грандиозные планы по восстановлению памятника:
"Здания восемнадцатого века восстановят в первоначальном виде, ненужные производственные корпуса разрушат. На их месте появятся музеи, выставочные залы, галереи, кафе, закусочные, игровые и спортивно-оздоровительные заведения, выполненные в едином стиле, а также город мастеров, демонстрирующий различные ремесла. Всего будет около ста видов досуга для детей и взрослых".
Это и многое другое в 2007 году нам обещал Григорий Гаврилов, в прошлом директор "Алтайграда", что владело территорией завода. Красивые планы были, но, как оказались, несбыточные. И теперь уже мы точно не узнаем, это были реальные замыслы или только блеф для того, чтобы поднять цену памятнику.
Какое-то время спустя "Алтайград" в ходе различных комбинаций перешёл вместе с заводом в руки одной известной корпорации под названием "Изумрудная страна", занимавшейся производством и сбытом сельскохозяйственной продукции. Новые владельцы, семья Антипиных, имеет очень скандальную известность. На них заведены уголовные дела за мошенничество. Главу семьи Ольгу Антипину и её сестру поместили в СИЗО, где они до сих пор и находятся.
То есть дело совершенно грустное. Есть исторический памятник, который нуждается в спасении и есть какие-то совершенно мутные коммерческие структуры, которые поочередно владеют заводом как ценным артефактом, словно дающим +10 к удаче. Правда у их конкурентов есть наверное и более действенные трофеи, ибо недавняя попытка Антипиных пройти в Барнаульскую городскую думу по списку КПРФ — окончилась неудачей. Да-да. Заводом официально владеют коммунисты-предприниматели. Такое может быть только в России.
Что мы имеем сейчас? Закрытая территория, которую охраняет ЧОП с собаками. Несколько офисных и складских помещений, а в основном — полуразрушенные остатки заводских корпусов. Так и не понятно, зачем коммерсанты используют эту территорию в качестве своего маленького и уютненького бизнес-центра? Неужели в городе такие большие проблемы с коммерческой недвижимостью?
Из всего комплекса сооружений до нашего времени дошло несколько построек. Первая и вторая плавильные фабрики.
Старинная кузница.
Заводоуправление, в котором еще работали Ползунов с Фроловым.
Рудоприёмная контора, обжигательная фабрика и заводская плотина.
Сохранилось это весьма и весьма частично. Где-то здания были перестроены почти до неузнаваемости, некоторые просто заброшены и пустуют. Но факт остаётся фактом, многим строениям здесь по 200-230 лет.
Многое тут изменилось в конце XIX века. Серебро кончилось и в корпусах разместилось лесопильное производство. А во время Великой отечественной войны сюда въехала эвакуированная Гомельская спичечная фабрика. Каждый новый хозяин считал своим долгом и необходимостью достраивать и перестраивать всё под свои нужды. Так появлялись архитектурные нелепицы вроде этой.
С одной стороны — классицизм XIX века.
Посередине — советский конструктивизм 1940-х годов.
И с третьей стороны — какие-то курятники смутной эпохи.
Еще более печально видеть сплошное запустение. По беглому взгляду процентов 80 % территории завода вообще не используется ни как и ни кем. Здесь вы не встретите каких-то людей, спешащих на деловую встречу или просто праздношатающихся горожан. Тихо как на кладбище.
Для тех, кто пытается пробраться сюда и посмотреть на архитектурные памятники — существует несколько КПП с охранниками, а также около десяти специально обученных на травлю собак.
Попытка пройтии на завод без подготовки и разведки может привести с плачевным последствиям. Собачки бегают здесь свободно и никто не даст гарантии, что они не перекусят вам горло.
Иногда кажется, что всё здесь могло быть по другому. Если бы не странные бизнесмены и отсутствие политической воли у местных властей.
Ведь, по сути дела, что здесь нужно сделать в первую очередь? Строить дорогие новоделы? Нет. Осуществлять наполеоновские планы по превращению завода в барнаульский Кремль? Нет.
Для начала здесь нужно просто немного прибраться. Просто вывезти отсюда строительный мусор и открыть двери для барнаульцев.
Как, например, это сделано в Санкт-Петербурге на аналогичной нашему заводу территории Новой Голландии, бывшей долгое время закрытой от постороннего взгляда.
Концепция реконструкции Новой Голландии заключалась в гармоничном вливании её площадей в городскую среду. В кирпичных корпусах разместятся галереи современного искусства, музеи, культурные центры, офисы для IT-компаний, а на большой не застроенной территории — свободное пространство для горожан, которые смогут тут устраивать пикники, играть в спортивные игры, просто лежать на шезлонге с книжкой и т. д.
Предположить такое в Барнауле? Всем станет смешно, ведь приоритеты у города и бизнеса совсем другие. История, культура и архитектура интересна лишь по остаточному принципу, когда надо сверстать какую-нибудь концепцию развития туризма.
Барнаул — "культурная столица юга Сибири".
Летом этого года собственников территории оштрафовали на целых 40 тысяч рублей за "невыполнение обязанностей по содержанию объекта культурного наследия в надлежащем состоянии". Надо полагать, такая сумма для компании, которая оперирует миллионами рублей, стала серьёзным наказанием.
Есть мнение, что у властей просто нет инструментов влияния на бизнесменов, а также отсутствуют средства на реконструкцию. Это не совсем верно, так как при необходимой политической воле, можно добиться и первого, и второго. Есть у нас и Министерство культуры, и различные целевые федеральные программы, есть и суд, через который памятник федерального значения можно передать в более надежные руки.
На территории исторического памятника стоят какие-то склады и частные гаражи. Никому в голову не приходит разместить в Кремле или Петропавловской крепости офисы сельхозпереработчиков.
Причем, даже не вооруженным глазом видно — деньги тут есть, вот газовая котельная построена с торца Первой плавильной фабрики.
Крыши двухсотлетних зданий покрыты современной черепицей. Спасибо что не шифером.
Видел бы это основатель Барнаула — Акинфий Демидов...
По самым скромным прогнозам, еще десяток лет и пара пожаров — и здесь уже нечего будет охранять.
Настанет время, когда снести всё это будет проще и дешевле, чем восстанавливать.
Вместо культурного или музейного комплекса тут может появиться продуктовый магазин, элитные дома или какой-нибудь автосалон.
У нас, барнаульцев, которым не безразлична судьба своего города еще есть маленькая надежда на чудо. А вдруг, люди образумятся и задумаются — что они оставят после себя?
Будет ли это память о людях, которые потеряли историю города.
Или же это будет слава тех, кто её сохранил и приумножил.
Нам только остается не молчать, а говорить, писать, постоянно поднимать эту тему, искать диалог с лицами, которые могут принять нужные решения. Как говорят МММщики — "вместе мы можем многое". Так и здесь. Если появятся в городе активисты и защитники памятника, то может быть дело сдвинется с мёртвой точки.
Археологи и краеведы рассказывают, что если копнуть здесь хотя бы на метр в глубь, то можно увидеть как исторический центр стоит на переработанной горной породе, шлаке. При том, что технологии позапрошлых веков были не самыми передовыми, тут можно до сих пор найти серебро.
Мы ходим по серебру и не замечаем его. Богатство не где-то далеко, а здесь перед нашими глазами.
Это очень символично.
Комментарии 0