Кто уговорил Ельцина? Как распадался Советский Союз
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще подписаны соглашения, упразднившие Советский Союз. Процесс был непростым.
08 декабря 2015, 15:55, ИА Амител
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще были подписаны соглашения, похоронившие Советский Союз и декларировавшие создание СНГ. Об этом событии вспоминает ИА "Амител".
Поближе к польской границе
Между прочим, многие участники сбора в "Вискулях", охотничьей усадьбе в Беловежской пуще, где некогда отдыхали советские руководители (России, Украины, Белоруссии), поначалу не знали, что им придется подписывать судьбоносные документы.
Тогдашний председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич вспомнил, что "вообще-то мы съезжались для обсуждения поставок нефти и газа в Белоруссию и на Украину". Впрочем, Шушкевич понимал, что такое своеволие республиканских начальников может быть чревато большими проблемами для них. Более того, он даже не исключал, что союзный президент Михаил Горбачев (несмотря на его очевидную деморализацию в тот период) может отдать приказ об их аресте. Как позднее вспоминал бывший народный депутат СССР Виктор Алкснис, "недалеко от "Вискулей" находится государственная граница с Польшей; и участники переговоров расставили поблизости охрану, чтобы та, в случае опасности, перевела их на территорию сопредельного государства".
Договор привезли втихаря
На дворе был декабрь, после событий 19-21 августа 1991 года прошло уже несколько месяцев, и лидеры крупнейших республик еще существовавшего Союза понимали, что надо как-то определяться с будущим своих территориальных образований. Интересно, что склонный к авторитарному стилю президент РСФСР Борис Ельцин поначалу вообще демонстрировал желание ограничиться сменой вывески с СССР на ССГ (такой вариант широко декларировался в СМИ), а также заменой Горбачева на себя на посту главы нового образования. Более того, к такому решению его подталкивала часть окружения (в частности, вице-президент Александр Руцкой), некоторые из него вообще надеялись вскоре убрать Ельцина с руководящего кресла, заменив на другую фигуру. Одним из таких возможных "других" был помощник президента РСФСР по вопросам безопасности Юрий Скоков.
Однако этот вариант явно не устраивал либеральное крыло ельцинского окружения во главе с госсекретарем РСФСР Геннадием Бурбулисом. Стоявшие за ним лица (которых позже назовут "командой реформаторов") считали, что Россия должна "сбросить балласт" в виде союзных республик и идти своим путем. И эти члены команды российского президента приехали в Беловежскую пущу уже с готовым проектом декларации, о которой, впрочем, молчали до последнего момента.
Никто не хотел расходиться
Все участники понимали двусмысленность ситуации. С одной стороны, центробежные тенденции были налицо. С другой стороны, никто не хотел расходиться. Тот же Шушкевич вспоминал, что участники "не собирались принимать решение о выходе из состава СССР, думаю, у других тоже…". Вначале лидеры трех славянских республик собирались принять декларацию, в которой бы заявлялось, что ново-огаревский процесс (создание союзного государства на основе нового договора) зашел в тупик и нужно искать другие решения, использовать другие подходы.
Известно, что у Ельцина так и не сложились отношения с украинским лидером Леонидом Крачуком (и это, кстати, сыграло свою в 1994 году, когда российское руководство на выборах президента Украины негласно поддержало его соперника Леонида Кучму). А вот с Шушкевичем у него сразу был "налажен контакт", и оба лидера отправились в один из охотничьих домиков, где заботливые помощники уже приготовили выпивку и закуску. Тем временем, либералы из ельцинского окружения усиленно обрабатывали Кравчука и белорусского премьер-министра Вячеслава Кебича, чтобы те согласились с их разработанным вариантом. Кебич был не против, Кравчук согласился почти сразу. И когда краснолицые от возлияний Ельцин и Шушкевич появились в зале для переговоров – с ними вступили в разговор члены их команд.
Согласие Кравчука решило дело
Как вспоминают некоторые из участников тех событий, Ельцин не горел желанием брать на себя ответственность за сомнительное с юридической точки зрения соглашение. Ведь оно содержали фразу о том, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Он спросил, что думает по этому поводу Кравчук. Тот молча кивнул, и Ельцин дал распоряжение готовить необходимую документацию. Возможно, его успокаивало то, что в первой статье говорилось об образовании Содружества независимых государств (СНГ). Члены ельцинской команды уверяли Ельцина, что СНГ станет прообразом нового союза государств, в котором он станет играть первую скрипку, а ненавистного ему Горбачева теперь можно отправлять в политическое небытие. Видимо, это и стало решающим аргументом для российского президента.
Дальнейшие события развивались очень быстро. 12 декабря 1991 года Верховный совет РСФСР ратифицировал Беловежские соглашения. Против голосовали: Сергей Бабурин (один из авторов "Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 года), Николай Павлов (позднее один из лидеров русских националистов), Владимир Исаков, Илья Константинов, Сергей Полозков, Виктор Балала, Павел Лысов. Пятеро воздержались, 34 депутата не голосовали. Это был последний гвоздь в крышку гроба Советского Союза. Менее чем спустя два года этот парламент, согласившийся со столь радикальным решением президента России, будет разогнан и расстрелян из танков.
Для лидеров других республик Союза распад Союза и создание СНГ были неожиданностью. Но они вынуждены были согласиться с этим решением трех лидеров и уговорить свои парламенты ратифицировать документы.
25 декабря свой пост покинул президент СССР Михаил Горбачев.
Силовое крыло команды российского президента считало, что последующие события дадут им возможность заменить Ельцина на того же Скокова. Но Борис Николаевич оказался политически куда более живучим, чем о нем думали.
Впереди был 1992 год – первый год, в котором бывшим республикам еще недавно единого государства пришлось жить самостоятельно. Начинались лихие 90-е.
Комментарии 0