Почему и когда в России изменят государственные образовательные стандарты?
Поправки должны заработать после 1 октября 2016 года
07 сентября 2016, 15:56, ИА Амител
Министр образования и науки России Ольга Васильева намерена в ближайшее время внести первые реальные изменения в систему образования. Начать новый руководитель ведомства решила с работы над федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОСы). Что это такое и зачем их меняют, попробуем разобраться в нашей рубрике "Вопрос-ответ".
Как пояснила порталу Amic.ru начальник отдела общего образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Ирина Дроздова, сейчас есть стандарты дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Существуют и стандарты для высшего образования, а также много других.
Стандарт регулирует требования к образовательной программе, к ее результатам, а также затрагивает и кадровый вопрос, который прописывает квалификацию педагогов.
ФГОС предписывает, что целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую функцию, как умение учиться. Человек, который не освоил стандарты, не сможет получить документ об образовании государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.
"В ФГОСы каждый год вносят поправки и изменения. Пока работаем по прежним стандартам", - добавила Ирина Дроздова.
Нынешние ФГОСы делают акцент на личностном развитии учащихся, выделяя такие главные моменты, как:
- воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
- формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
- освоение норм социальной жизни;
- развитие эстетического понимания мира и прочее.
Последний раз ФГОСы корректировали при предыдущем министре Дмитрии Ливанове. По мнению Ольги Васильевой, документ нуждается в конкретизации и доработке.
Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.
"Стандарт подразумевает инструмент измерения. А их нет, поэтому трактовать его можно в зависимости от уровня трактующего. Если у нас есть стандарт, значит, мы на выходе должны получить деталь с определенными параметрами, которые можно измерить. А здесь этого нет", - отозвался о действующих ФГОСах профессор Высшей школы экономики Константин Ушаков.
Эксперты сходятся во мнении, что действующие ФГОСы действительно слишком абстрактны и детально не определяют для педагога, какими именно знаниями должны обладать ученики. И только ЕГЭ на сегодняшний день дает представление учителю о необходимом минимуме, которому нужно обучить школьников.
По имеющейся информации, в первую очередь изменения будут внесены в ФГОС в части требований к результатам освоения основной образовательной программы. Больше внимания теперь будет уделяться нравственному воспитанию ребят. Также пересмотрят программу развития школьников.
Читайте также: Что изменится в школах в новом учебном году?
Отметим, что пересмотром образовательных стандартов для 5-6-х классов уже занимается другая рабочая группа. Также отмечается, что, скорее всего, в ближайшее время под руководством Васильевой будут сформированы и программы по отдельным предметам.
Комментарии 0