От зимней резины автолюбителям не «уехать»
08 февраля 2013, 08:25, ИА Амител
В Государственную думу внесен еще один законопроект, который
вводит штрафные санкции за неиспользование зимней резины. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, которое вступило
автором второй подобной законодательной инициативы, несколько иначе подошло к
трактованию проблемы, распространив новое обязательство лишь на легковые
и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т.
Законопроект носит название "О внесении изменений в
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях". Предполагается, что новые требования будут звучать так: "В период с 1 декабря по 28 февраля на
территории субъектов Российской Федерации, в которых в связи с особыми
погодными условиями в зимний период эксплуатация транспортных средств без
использования зимних шин не является безопасной, владельцы легковых
автомобилей, а также грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой не
более 3,5 т обязаны использовать зимние шины. Перечень субъектов Российской
Федерации, на территории которых эксплуатация транспортных средств без
использования зимних шин в период с 1 декабря по 28 февраля запрещается,
утверждается Правительством Российской Федерации.
В период с 1 ноября по
31 марта на территории субъектов Российской Федерации, перечень которых
утверждается постановлением Правительства Российской Федерации, владельцы
транспортных средств вправе использовать зимние шины с шипами
противоскольжения.
Использование зимних
шин без шипов противоскольжения владельцами транспортных средств допускается в
течение всего года".
Сами законодатели объясняют свою законодательную инициативу защитой
прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства путем повышения
безопасности дорожного движения, сокращения количества ДТП, которые происходят
в результате ненадлежащего использования автовладельцами зимних шин. Также, по
мнению авторов законопроекта, он направлен на сохранение качества дорожного
покрытия.
Проект разработан в целях установления требований к порядку
использования автовладельцами зимних шин на территории субъектов России, где
погодные условия в зимний период (снег, гололед, снеговая каша) исключают
безопасную эксплуатацию транспортных средств, не оборудованных зимними шинами. Как
отмечают специалисты, управление автомобилем с установленными на нем летними
шинами в зимний период сравнимо с эксплуатацией автомобиля с неисправными
тормозной или рулевой системами. Коэффициент сцепления с дорогой у летних шин
зимой существенно снижается, в результате чего ухудшается управляемость
автомобилем и увеличивается тормозной путь. Таким образом, управление в зимний
период автомобилем, не укомплектованном зимними шинами, значительно повышает
вероятность наступления ДТП.
В соответствии с данными Управления ГИБДД ГУ МВД России по
Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за ноябрь 2011 - февраль 2012
(включительно) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано 950
ДТП с пострадавшими при состоянии проезжей части: заснеженная - 267, гололедица
- 300, обработана противогололедными материалами - 297, со снежным накатом – 86
при общем количестве ДТП с пострадавшими за этот период – 3 тыс. 693. Больше
всего ДТП (без пострадавших) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
происходит при низких сцепных качествах дорожного покрытия (гололед,
заснеженное дорожное покрытие, снеговая каша): с 1 ноября 2011 года по 29 февраля
2012 года зарегистрировано 5 тыс. 393 ДТП в Санкт-Петербурге и 757 ДТП в
Ленинградской области.
"Указанные данные
свидетельствуют о том, что в зимний период значительное количество ДТП
происходит в результате неиспользования автовладельцами зимних шин. В то же
время использование зимних шин с шипами противоскольжения в летний период
негативно влияет на сохранность дорожного покрытия автомобильных дорог, а также
на безопасность дорожного движения. Ошипованные зимние шины, изготавливаемые из
особых резиновых смесей, на чистом сухом асфальте становятся очень
"податливыми", что влечет такие опасные явления, как ухудшение
курсовой устойчивости, управляемости, тормозных свойств транспортного средства.
Автомобиль с запозданием реагирует на поворот руля, при маневрах
"плавает" по всей полосе движения, замедление движения происходит с
трудом, а тормозной путь существенно возрастает", - считают депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Также они подчеркивают, что, несмотря на перечисленные
негативные последствия ненадлежащего использования владельцами транспортных
средств зимних шин, в законодательстве России до сих пор отсутствуют требования
к порядку их использования, что не соответствует международно-правовой
практике. Так, в ряде Европейских стран на законодательном уровне давно
закреплена обязанность владельцев транспортных средств устанавливать зимние
шины в зимний период, а также полный или частичный запрет использовать зимние
шины с шипами противоскольжения.
Согласно закону Австрии в период с 1 ноября по 15 марта
легковые автомобили и автобусы, включая зарегистрированные за границей, при
зимних погодных условиях (снег, лед или снеговая каша) должны быть оборудованы
или четырьмя зимними шинами или цепями противоскольжения. Использование
ошипованных шин допускается в период с 1 октября по 31 мая. За нарушение закона
предусмотрен штраф в размере 35 евро, а при серьезной угрозе безопасности
дорожного движения — до 5 тыс. евро.
В Германии действует ситуативный закон о зимних шинах,
согласно которому использование зимних шин является обязательным в зимнюю
погоду. Нарушители наказываются штрафом в 40 евро, а в случае, если автомобиль
попал в ДТП - штраф составляет 80 евро. Использование шин с шипами
противоскольжения запрещено, в частности, на территории Болгарии, Боснии и
Герцеговины, Германии, Венгрии.
Если предложение депутатов Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга будет принято, то с 1 декабря по 28 февраля
владельцы легковых автомобилей, а также грузовых автомобилей с разрешенной максимальной
массой не более 3,5 тонн обязаны использовать зимние шины любого вида. Кроме
того, проектом предусматривается, что использование на территории субъектов
России, перечень которых подлежит утверждению постановлением Правительства
Российской Федерации, зимние шины с шипами противоскольжения владельцами
транспортных средств любой категории допускается в период с 01.11 по 31.03.
Согласно проекту закона, использование зимних шин без шипов
противоскольжения владельцами транспортных средств допускается в течение всего
года. Проектом предлагается установить административную ответственность за
управление транспортным средством с нарушением требований использования зимних
шин. В качестве наказания предлагается установить административный штраф в
размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей.
Примечательно, что около 1,5 месяцев назад в Госдуму был
внесен примерно такой же "по основной идее" законопроект. Поправки в закон "О
безопасности дорожного движения" предлагает член Совета Федерации Вадим Тюльпанов. "Этот законопроект призван оградить наших
граждан – как водителей, так и пешеходов – от опасных ситуаций в зимний период.
Безусловно, он должен снизить аварийность на наших дорогах", - так
официально прокомментировал свою законодательную инициативу политик.
Он предлагал дополнить статью 12.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях частью: "3. Управление
транспортным средством, не укомплектованным зимними шинами, удовлетворяющими
требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных
средств, в зимний период - влечет наложение административного штрафа на
водителя в размере пяти тысяч рублей".
Говоря о штрафе в 5
тыс. рублей, сенатор пояснил, что такой размер штрафа приемлем для
физических лиц. "Для юридических и
должностных лиц штрафы должны быть выше, и мы намерены этот вопрос обсудить
отдельно. Скорее всего, в законопроект будут внесены соответствующие дополнения",
- добавил Вадим Тюльпанов.
Вадим Тюльпанов напомнил, что в декабре 2012 года из-за
обледенения дорожного покрытия был на несколько дней парализован участок
федеральной трассы М-10 (Москва-Санкт-Петербург). "Возник настоящий транспортный коллапс: стояли большегрузные фуры,
водители которых не позаботились о смене покрышек на зимние. В результате ни
они не могли ехать, ни другие автомобилисты. Такие ситуации недопустимы: помимо
угрозы безопасности на дорогах они наносят урон экономике нашей страны", -
подчеркнул сенатор.
9 декабря 2011 года Россия присоединилась к техническому
регламенту Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества
(ТС) "О безопасности колесных транспортных средств", согласно которому водители
стран ТС (Россия, Белоруссия, Казахстан) с 2015 года будут обязаны в холодный
период года использовать зимнюю резину. "Подписав этот документ, Россия
подтвердила, что готова обязать своих водителей использовать зимнюю резину. Но
регламент вступает в силу только с 2015 года, почему не сделать это раньше: это
даст нам возможность спасти многие человеческие жизни, повысить безопасность на
дорогах", - заключил политик.
В документе оговаривается, что шины должны соответствовать
"требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных
средств". Согласно тексту законопроекта, зимним периодом считается время с 1
декабря по 1 марта, однако для ряда регионов РФ правительство может установить
другие временные рамки.
Как уже ранее сообщал АвтоАмик,
сам законопроект был довольно ожидаем, и то, что его примут уже в скором
времени у многих опрошенных автолюбителей не вызывает больших сомнений. Как
выразился один из водителей со стажем более 25 лет: "Примут, и нас не спросят.
Хотя сама по себе инициатива вообщем-то неплохая".
Многие отмечали, что особенно нужен такой закон для
пассажироперевозчиков. Вызывали вопросы лишь сроки деления на лето-зиму.
Понятие зимы - 1 декабря по 1 марта – слишком общее для такой обширной страны
как Россия, где есть теплые Сочи и заснеженная Якутия.
"Грустную" улыбку у барнаульских автолюбителей вызвала и
скорость, с какой был разработан законопроект. Так, в начале декабря на
совещании у премьер-министра Дмитрия
Медведева был поднят вопрос о необходимости законодательного
регламентирования смены резины в соответствующий сезон, и вот законопроект уже
внесен в Госдуму. К сожалению, не все нужные и необходимые вопросы решаются с
такой скоростью.
Напомним, на совещании в декабре 2012 года заместитель
премьера Дмитрий Рогозин заявил о том, что в России сложилась
"безобразная ситуация с использованием летней резины, в том числе на
большегрузном транспорте". Но Дмитрий Медведев напомнил о том, что
это уже ответственность самих автовладельцев.
В свою очередь Рогозин ответил: "Есть мнение, что, наверное,
был бы смысл законодательно ввести такого рода обязанности. Конечно, это
зависит от региона: у нас есть и теплые регионы. Но дальнобойные машины,
которые пересекают территорию страны, скажем, в период с 1 ноября по 1 апреля,
должны быть оборудованы зимней резиной, а некоторые тяжелые машины, когда они
преодолевают препятствия – подъемы, спуски, в том числе должны иметь и цепи".
"С учетом специфики, я думаю, это можно было бы рассмотреть.
Вы, Дмитрий Олегович, довольно долго работали в Европе и отлично знаете, что в
подобных ситуациях у них просто все умирает: ничего не происходит, цепи не
спасают", - заявил в ответ премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Таким образом, новый закон об обязательной резине, скорее
всего, будет принят. Только остается вопрос: какой из двух вариантов депутаты
Госдумы сочтут наиболее приемлемым и привлекательным. Ведь изначально на
совещании у Дмитрия Медведева шла речь об использовании резины на большегрузном
транспорте, а в результате получается, что всю "ответственность" за "зимний
коллапс" на дорогах перекладывают на плечи рядовых автолюбителей.
Опрос ИА "Амител":
Нужно ли заставлять водителей менять резину по
графику? |
|
да |
203 чел. |
нет |
154 чел. |
Всего проголосовало: 357 чел. |
Редактор "АвтоАмика" Светлана Яковлева
Комментарии 0