Забыть о стали. Как на Алтае работает завод, где мечтают избавить страну от ржавых труб
На бийском предприятии "Алтик" трубопровод делают "по реактивным технологиям" – из стеклопластика
31 октября 2021, 09:05, ИА Амител
Бийское научно-производственное предприятие "Алтик" 28 октября отметило юбилей. 30 лет назад здесь придумали, как по советской оборонной технологии делать современные трубы. Их изготавливают из композитного стеклопластика, аналогов которому нет во всей стране. Изделия получаются такими же прочными, как сталь, но весят намного меньше. На заводе верят, что их продукция успешно заменит тяжёлые металлические трубы по всей стране. И с этим согласны крупнейшие российские компании: с "Алтиком" работают нефтяные, газовые и угольные гиганты. А несколько лет назад предприятие начало выполнять особые заказы для Минобороны. Рассказываем, чем хороши бийские композитные технологии, почему за ними будущее и почему такую продукцию больше не могут производить нигде.
От ракетных двигателей – к трубам
Компанию "Алтик" в 1991 году создали выходцы из Алтайского научно-исследовательского института химических технологий (АНИИХТ), где ещё в советское время разрабатывали композитные материалы. Из стеклопластика инженеры и конструкторы делали лёгкие и прочные корпусы для реактивных ракетных двигателей. Но с развалом СССР "оборонка" пришла в упадок: двигатели стали не нужны, и научные коллективы начали распускать.
Но в "Алтике" решили, что передовая оборонная технология запросто приживётся и в жизни. По-научному она называется "косослойная продольно-поперечная намотка". Выглядит это так: нити из тонких волокон стекла и пластика пропитывают эпоксидной смолой и наматывают на горячий круглый вал. Расплавляясь, маленькие верёвочки сливаются в единый композитный слой, который по прочности не уступает металлу.
Теперь из композитов в Бийске делают не корпусы двигателей, а трубы. По прочности они ни в чём не уступают стальным, зато служат намного дольше, а весят в разы меньше. Если для установки обычной трубы большого размера нужна спецтехника, с композитным изделием может управиться всего пара рабочих.
"Вот соединительный элемент для трубопровода – два образца. Один изготовили из металла, как все привыкли, а второй – наш, композитный. С виду ничем не отличаются друг от друга. По своим характеристикам – тоже. Но попробуйте их поднять, и всё поймете. Разница колоссальная. Металлический образец весит 72 килограмма, а композитный – всего девять", – демонстрирует разницу замдиректора по экономическому развитию Андрей Дроздев.
Чтобы перейти с ракет на трубы, конструкторам и инженерам "Алтика" пришлось самим создать оборудование. Технологии больше нет нигде в России, а потому покупать станки попросту негде. Одна линия производства, которую разрабатывают и запускают на предприятии, стоит около 150 млн рублей. Сегодня у бийского предприятия пять цехов, в которых работает порядка ста человек.
Облегчить жизнь
Композитные трубы из Бийска пришлись по душе крупным энергетическим компаниям: продукцию у "Алтика" покупают СУЭК, "Мечел", "Воркутауголь" и другие гиганты со всей страны. Алтайский стеклопластик используют при строительстве технологических трубопроводов, систем дегазации в шахтах (вентиляции), водоотлива и многого другого.
"Наши заказчики приобретают продукцию, которая прослужит не меньше 20 лет. В основном наши клиенты – крупные компании. Мелких заказов практически нет. Наш продукт сегодня поставляется на Дальний Восток, в Кемеровскую область, районы Севера, в европейскую часть России. Есть небольшое количество заказчиков в Новосибирской области. Сегодня у нас больше 120 видов продукции, которую мы делаем постоянно. И ещё около 70 видов мы делаем эксклюзивно – это сложные детали для горнодобывающей промышленности", – объясняет Дроздев.
Конкуренты у "Алтика" есть, но все они работают по другим технологиям. Бийский композит, в отличие от остальных, абсолютно не токсичен и имеет гигиенические сертификаты. Предприятие даже поставляет водоподъемные трубы на несколько российских водоканалов.
Все эти преимущества компания демонстрирует на различных форумах, выставках и бизнес-миссиях, куда ездит при поддержке алтайского минэкономразвития. "Алтик" входит в Алтайский полимерный композитный кластер, который объединяет 12 региональных производителей. Ведомство субсидирует поездки на большие выставочные мероприятия, где алтайскую продукцию могут увидеть большие компании федерального уровня. Сейчас бийским композитом заинтересовались и нефтегазовые гиганты, которым приходится строить трубопроводы в суровых условиях Севера. От холода стеклопластик становится только прочнее, подчёркивает замдиректора "Алтика".
Сегодня бийский "Алтик" – инновационно-активное предприятие, член Алтайского полимерного композитного кластера. Разработки защищены множеством патентов. Неоднократно получало меры государственной поддержки – как от федеральных институтов развития, так и от региональных органов власти, в частности, Минэкономразвития региона. В числе наиболее эффективных на предприятии называют участие в составе коллективных стендов Алтайского края на международных мероприятиях, субсидирование затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, содействие в продвижении продукции на рынок крупнейших заказчиков.
Так, благодаря участию в форуме "Армия-2016" удалось наладить взаимодействие с Минобороны. Оказалось, ведомственные институты уже давно искали замену металлическим трубам. Военным нужно в кратчайшие сроки прокладывать топливные трубопроводы в труднодоступные места, где дислоцируется техника. Бийские инженеры нашли решение: для военных тут изготавливают металлокомпозитные трубы, не имеющие аналогов в мире.
"Такой трубопровод можно проложить в любой местности, поскольку он легко гнётся. А прочность потрясающая. Мы во время испытаний по трубе проезжали и грузовиком, и тяжёлым гусеничным трактором. Потом проверяли трубу на давление – все характеристики сохраняются. А главное – установить трубу в полевых условиях могут всего два человека. Всё это и оценили в Минобороны", – рассказал Дроздев.
Во всём мире, подчеркнул замдиректора, композитные трубы используют уже давно. Больше всего современный материал ценят в Европе и Эмиратах. Но Дроздев уверен, что со временем все преимущества трубопровода нового поколения оценят и в России.
Надежда на опоры
На трубах бийское предприятие не остановилось. По той же технологии из стеклопластика "Алтик" делает дорожные столбики и опоры линий электропередачи (ЛЭП). Преимущества всё те же – опоры ничуть не хуже деревянных или бетонных, зато перевозить их и устанавливать гораздо проще. Новинку оценили и уже используют в Новосибирской области, рассказал Дроздев.
Кроме того, стеклопластик отлично пропускает свет. Поэтому в Бийске придумали ещё один продукт – светящиеся столбики, которые можно использовать на парковках и для украшения улиц. Их тоже уже смогли оценить новосибирские заказчики. В компании надеются, что скоро оригинальное решение найдёт применение в Алтайском крае и в остальных регионах России.
Композитные опоры, по словам Дроздева, вообще не нужно обслуживать: можно установить их и забыть на несколько нет. Чтобы это доказать, на 25-летие компания поставила на своей территории дорожные знаки, столбы и опоры ЛЭП из стеклопластика. Сегодня, через пять лет, они выглядят как новые. А ещё на глянцевом покрытии композита невозможно что-то написать или наклеить на него объявление. Всё легко смывается, объяснил замдиректора предприятия. Поэтому коммунальным службам не придётся тратиться на обслуживание.
Но дорожники, по его словам, к новой технологии пока относятся с опаской. Предприятия всё ещё отдают предпочтение старым добрым металлу и железобетону. Добавляет проблем и отсутствие ГОСТов для такой продукции. Поэтому пока светящиеся столбы и опоры остаются лишь красивым образцом. А бийское предприятие тем временем продолжает заменять ржавые металлические трубопроводы в разных уголках страны современным и долговечным материалом.
Комментарии 0