"Самое страшное – бытовая коррупция": Евгений Долгалев о взятках на Алтае
За 2017 год в Алтайском крае возбудили более 130 уголовных дел, связанных с коррупцией, ущерб составил свыше 23 млн рублей
12 января 2018, 07:24, ИА Амител
Наибольший интерес у СМИ, пишущих на криминальные темы, как правило, вызывают дела, связанные с коррупцией. Во многом это объясняется статусом фигурантов, замешанных в подобного рода скандалах. Алтайский край в этом плане не является исключением - в регионе постоянно расследуются десятки дел, имеющих в своей основе коррупционную составляющую. О том, почему это явление так прочно укоренилось в сознании граждан, куда можно жаловаться на взяточников и какой ущерб приносит государству коррупция, корреспондент портала Amic.ru поговорил с руководителем следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю Евгением Долгалевым. Также собеседник рассказал под какими нагрузками приходится трудиться следователю, как высчитывается эффективность его работы и почему человек, успешно поработавший в Следственном комитете, может без труда в дальнейшем освоить любую профессию.
- Евгений Геннадьевич, в прошлом месяце отмечался День борьбы с коррупцией. Каждый год мы видим новые громкие расследования. Какое из дел в Алтайском крае получилось, на ваш взгляд, наиболее резонансным в 2017 году и почему?
- Я думаю, все они на слуху, и вы их прекрасно знаете. Для нас нет никакой разницы — статусный это обвиняемый или нет. Когда человека, допустим, взяли с поличным, тогда даже громкие дела проходят "как по маслу". При этом нужно иметь в виду, что ситуация ситуации рознь, конечно. Ведь, как правило, при совершении преступлений коррупционной направленности взаимодействуют десятки, если не сотни людей, со своими мыслями, интересами. Ставки при этом очень высоки, и зачастую только от решения следователя зависит судьба предполагаемого коррупционера.
Многое в таких делах решает то, как следователь оценил ситуацию, собрал доказательства, на что обратил внимание, квалифицировал, в конце концов. Допустим, одно и то же деяние может в разных случаях квалифицироваться по разным составам – как тяжкое или средней тяжести, это тоже важно.
Среди наиболее значимых и успешно расследованных уголовных дел 2017 года, по части из которых уже вынесены обвинительные приговоры, можно назвать, например, дело в отношении бывшего замгубернатора Алтайского края Юрия Денисова и его супруги, признанных виновными в совершении коррупционных преступлений.
Также большой резонанс вызвало дело бывшего начальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России "Бийское" Андрея Сафронова. Бывший полицейский признан виновным в получении взяток за положительные экзаменационные оценки на право управления транспортом. Суд назначил Сафронову 6 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима с выплатой штрафа в размере 160 тысяч рублей. Кроме того, он лишен специального звания, и ему запрещено 3 года занимать должности, связанные с выполнением функции представителя власти.
Обращает на себя внимание уголовное дело в отношении главы администрации Волчихинского района Евгения Агафонова и местного предпринимателя Дмитрия Горбова, признанных виновными во взяточничестве. Суд назначил им наказание в виде штрафа: Агафонову – в размере 3,5 миллионов рублей, Горбову - 1,5 миллиона рублей.
Нельзя не упомянуть и уголовное дело в отношении бывшего начальника следственного управления УМВД России по Барнаулу Андрея Арестова и его подельника Валерия Селиванова, признанных виновными во взяточничестве. Суд признал подсудимых виновными и назначил наказание: Арестову - 8 лет 6 месяцев лишения свободы, Селиванову – 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Особняком стоит дело в отношении бывшего директора ГУП "Алтайстройзаказчик" Вадима Золотарева и его пособника — директора ОАО "Ключевской элеватор" Юрия Титова, признанных виновными в хищениях денежных средств в особо крупных размерах. Суд назначил Вадиму Золотареву наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев, а Юрию Титову суд назначил аналогичное наказание сроком 4 года. Кроме того, суд обязал мужчин солидарно возместить причиненный ущерб от совершенных преступлений (45 млн рублей).
Можно напомнить и об уголовном деле в отношении бывшего директора реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлики", признанного виновным во взяточничестве. Суд назначил экс-руководителю наказание в виде штрафа в размере 4 миллионов рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в государственных и муниципальных учреждениях сроком на 6 лет.
В настоящее время продолжается расследование уголовного дела в отношении старшего следователя одного из отделов ГСУ ГУ МВД России по Алтайскому краю, обвиняемого в получении взятки в особо крупном размере - 10 тысяч долларов США.
Кроме того, отмечу, что были возбуждены и расследованы резонансные уголовные дела не только в отношении сотрудников правоохранительных органов, но и в сфере лесопромышленного комплекса, ЖКХ, хищения должностными лицами премиального вознаграждения, выдаваемого сотрудникам, и др.
- Как много уголовных дел, связанных с коррупцией, было выявлено в прошедшем году?
- За 9 месяцев 2017 года в следственное управление Следственного комитета РФ по Алтайскому краю поступило 189 сообщений о преступлениях коррупционной направленности. Было возбуждено 122 уголовных дела, в суд направлено 76 дел о 120 коррупционных преступлениях. В основном преступления коррупционной направленности, как и в прошлых периодах, совершались в правоохранительной сфере, в сфере образования и здравоохранения. Кроме того, они совершались в сферах ЖКХ, строительства, государственных и муниципальных закупках и т.д.
За указанный период перед судом предстали 8 сотрудников МВД, в том числе 2 руководителя, 3 члена избирательной комиссии, 4 – органов местного самоуправления, 5 – системы здравоохранения, 1 – системы образования. Кроме того, в суд направлены уголовные дела в отношении 47 граждан по обвинению в даче взятки и посредничестве во взяточничестве.
- Откуда чаще всего к вам поступает информация о совершении подобного рода преступлений?
- В основном сообщения коррупционной направленности поступают от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: МВД и ФСБ (наиболее громкие и общественно резонансные), а также от прокуратуры, граждан. Нам, конечно, хотелось бы больше видеть активности от контролирующих органов - муниципальных и государственных. Пока, к сожалению, все это происходит очень редко и не очень метко.
Также хотелось бы добавить, что для эффективности работы по противодействию коррупции у нас в составе следственного управления создан специальный отдел, следователи которого занимаются расследованием наиболее громких и сложных преступлений коррупционной направленности. Это второй отдел по расследованию особо важных дел. В отделе работают 11 высокопрофессиональных следователей.
- Может быть, что-то посоветуете гражданам, куда можно обращаться в случае вымогательства взятки?
- Устную информацию о готовящемся или совершенном коррупционном преступлении можно сообщить по нескольким телефонам. Среди них:
• телефон доверия следственного управления СК РФ по Алтайскому краю: (3852) 29-80-94 (круглосуточно);
• телефон доверия ГУ МВД РФ по Алтайскому краю: 128, (3852) 63-03-15 (круглосуточно);
• телефон доверия УФСБ России по Алтайскому краю: (3852) 63-81-55 (круглосуточно);
• прокуратуры Алтайского края: (3852) 66-62-62.
Также о возможных фактах коррупции можно сообщить по телефону "02" либо обратиться с заявлением в любой ближайший отдел органов внутренних дел. Кроме того, на сайте каждого ведомства есть соответствующий раздел, где через интернет-приемную можно анонимно или открыто сообщить о коррупционном преступлении. Письменные заявления также принимаются в правоохранительных органах круглосуточно.
- Евгений Геннадьевич, можете ли привести общую статистику по тому ущербу, который нанесли коррупционные преступления?
- За 9 месяцев прошлого года был причинен ущерб на сумму более 23 миллионов рублей. Следствием принимаются меры к возмещению данного ущерба, в целях обеспечения исполнения приговора накладывается арест на имущество обвиняемых.
К примеру, по уголовному делу в отношении бывшего начальника ОЭБ и ПК ОМВД России по Новоалтайску Владимира Сагайдака, обвиняемого в получении взятки в крупном размере, по ходатайству следователя судом был наложен арест на сумму 2 миллиона 700 тысяч рублей. Уголовное дело в настоящее время рассматривается в суде.
- Как вы относитесь к так называемой бытовой коррупции, много ли таких дел сейчас возбуждается в Алтайском крае? Какие профессии чаще всего связаны с этим преступлением?
- К сожалению, бытовая коррупция не считается чем-то предосудительным в массовом сознании. Этим легко пользуются всевозможные мошенники. То и дело становятся известны факты, когда, допустим, кто-то звонит пожилым людям, говорит, что их родственник попал в беду, и нужны срочно деньги для положительного решения вопроса.
Причем суммы звучат порой фантастические – вплоть до 100 тысяч рублей. И ведь люди спокойно готовы расстаться с деньгами, потому что убеждены в "силе" взятки. То есть смотрите, что получается: буквально разбуди нашего человека ночью – и он преспокойно готов дать взятку. Вот что страшно на самом деле.
Пока мы это не переломим, светлое будущее у нас не настанет. Конечно, мы работаем и над профилактикой такого явления, как коррупция. Но должно пройти время, поменяться настроение в самом обществе. Пусть, условно говоря, у тебя заберут на 3 месяца права за какое-то нарушение ПДД, но надо становиться законопослушным гражданином и не искать обходные пути решения проблем, нарушая закон.
Вот вам еще один пример. Недавно было завершено расследование уголовного дела в отношении врача-инфекциониста больницы Советского района, обвиняемого в получении взятки, а также в служебном подлоге. Установлено, что врач в 2013 и 2016 годах лично получал взятки от жителей Бийска и Советского района за изготовление фиктивных медицинских документов о наличии у них инфекционного заболевания, препятствующего прохождению службы по призыву. В дальнейшем молодые люди освобождались призывной комиссией от несения военной службы по состоянию здоровья, не имея в действительности инфекционного заболевания. При этом сумма взяток варьировалась от 25 до 100 тысяч рублей. Преступление было выявлено военной прокуратурой Бийского гарнизона. В настоящее время уголовное дело рассматривается в суде.
- Верно ли, что за последнее время в Алтайском крае выросло число коррупционных преступлений?
- Знаете, я бы так не сказал, это количество остается примерно одинаковым на протяжении последних лет. Другой вопрос, что сейчас в связи с информационной прозрачностью кажется, что их стало больше. Это в том числе связано и с работой Следственного комитета – мы достаточно активно комментируем и доводим до сведения общественности имеющие место факты.
Так что, повторюсь, какого-то резкого скачка не наблюдается. При этом напомню вам, что часть "бытовых коррупционеров" от нас ушли. Мелкими взятками теперь занимается полиция. Если только в таких преступлениях не появляется спецсубъект, например, сотрудник правопорядка, тогда им, конечно, будет заниматься Следственный комитет. Поэтому статистически количество зарегистрированных преступлений такой тематики снизилось, а вот качество расследованных осталось на том же высоком уровне.
Или вот взять тех же коррупционеров из правоохранительной системы. Часто можно услышать - зачем они берут взятку, ведь вроде и так неплохо зарабатывают. Но дело в первую очередь вовсе не в этом. Всему виной менталитет. Плюс не надо забывать, что дача взятки – она выгодна обеим сторонам, а страдает от этого в итоге государство и порядок управления.
Вот вам банальная ситуация – заехал человек под знак "кирпич" и пытается дать денег сотруднику ГИБДД, чтобы у него не забирали права и для него не наступили неблагоприятные последствия. Ведь на самом деле редчайший случай, чтобы у кого-нибудь вымогали взятку, в основном люди сами, к сожалению, идут на это, чтобы решить какой-то вопрос за разумную, с их точки зрения, сумму.
Вот еще один пример. Смотрите – в студенческой группе учится 20 человек. Скинулись они каждый, предположим, преподавателю по 500 рублей, и учить предмет не надо. И какую цену после этого будет иметь их образование? Аналогичные истории можно приводить и с выдачей фиктивных больничных листов врачами.
- Евгений Геннадьевич, сколько сотрудников работает в СУ СКР по Алтайскому краю? Как много дел в среднем приходится на одного следователя? Можно ли сказать, что в большинстве случаев ваши сотрудники работают без выходных?
- Штат следственного управления по Алтайскому краю в настоящее время насчитывает более 300 человек. Нагрузки на следователя выпадают очень приличные, поэтому выражение "работают совсем без выходных" близко к истине. Что касается количества дел на одного человека – в среднем примерно 4-5, но ведь есть еще и большой пласт так называемых материалов проверок. Это рассмотрение сообщений о преступлениях, когда нужно принять решение о том, возбуждать дело или нет. Таких материалов может выпадать до 10 штук на одного следователя в месяц. А это иной раз бывает не проще, чем расследовать одно небольшое уголовное дело.
Да, проблемы с точки зрения чрезмерной нагрузки на следователей существуют. Особенно тяжело бывает начинающему следователю на первых порах, когда человек только осваивается в профессии. В вузах зачастую учат совсем не тому, что пригодится в реальной практической работе. При этом следователи, как и обычные люди, не очень любят, когда их критикуют — "брони" у нас нет, хотя относимся ко многим моментам весьма философски.
- Какие критерии эффективности работы следователей существуют?
- Есть многоступенчатая система отчетов, где учитываются все статистические показатели (сколько дел возбуждено, сколько дошло до суда), а также качество работы следователя – согласился или нет с обвинительным заключением прокурор, какое решение принял суд и т.д. Отсюда складывается некая интегральная оценка, на мой взгляд, она наиболее объективна.
Кроме того, от действий следователя зависит судьба конкретных людей. Если что-то вызывает недовольство в действиях следователя, тут же начинается активная переписка со стороны потерпевших или обвиняемых. Причем, когда недовольны последние – это нормальное явление, а вот если первые – то не очень хорошо для нас, так как следствие действует в интересах потерпевших и отстаивает именно эту сторону. Вот и получается, что следователь у нас – самый ответственный человек.
Я вам больше скажу, по моему мнению, хороший следователь, в принципе, может справиться абсолютно с любой работой. У нас есть очень сложные дела, касающиеся, например, взрывов бытового газа, медицинских ошибок. И те, кто их ведет, вникают досконально во все тонкости, начинают разбираться на уровне высококлассных специалистов в тех или иных нюансах. Свой узкий предмет такие следователи знают очень глубоко, включая специальные методики. С годами подобная база данных у них накапливается в разных областях.
Что собой представляет уголовное дело для следователя? Это сложнейший проект с массой неизвестных величин. Есть какая-то исходная информация, а дальше пустота. И если человек с этим справляется, то он имеет все перспективы пойти дальше.
Кстати, к вопросу о сложных экспертизах и методах доказывания. Можно вспомнить недавно вынесенный обвинительный приговор главе администрации Березовского сельсовета Первомайского района, признанного виновным в растрате, совершенной с использованием своего служебного положения. Установлено, что в мае 2015 года обвиняемый предоставил в администрацию к авансовому отчету подложный товарный чек якобы о покупке щебня для нужд сельского совета, который фактически не приобретался. На основании фиктивных документов он получил из кассы более 99 тысяч рублей и распорядился ими по собственному усмотрению.
В ходе следствия в том числе была назначена и проведена судебно-техническая экспертиза по спутниковым снимкам дистанционного зондирования Земли, результаты которой позволили объективно установить, что работы по ремонту дороги общего пользования в селе Березовка в период с мая по сентябрь 2015 года не проводились, соответственно, щебень не приобретался и не использовался для ремонта дорожного покрытия. Суд назначил главе сельсовета наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с выплатой штрафа.
Казалось бы, что эти 99 тысяч не такие уж и большие деньги, но закон здесь не делает какого-либо исключения. Ситуация была неоднозначная, но мы сумели доказать вину при помощи нестандартной экспертизы. Здесь следствию пришлось проявить свое мастерство.
- Можно назвать несколько примеров проявления коррупции из сферы ЖКХ, может быть, из тех дел, что ранее не были достоянием прессы?
- Хорошо, но поскольку эти дела еще рассматриваются в суде, ограничусь только общими фактами. Одно из дел, которое расследовалось в следственном управлении, касается 30-летнего сотрудника МУП "Яровской теплоэлектрокомплекс". Он обвиняется в получении взятки в крупном размере за совершение незаконных действий в пользу того лица, от которого было получено вознаграждение. Указанные события происходили в 2015-2016 годах, а общая сумма взяток превысила 100 тысяч рублей. Сходное преступление, с нашей точки зрения, совершил 36-летний начальник одного из отделов барнаульского МУП "Энергетик". Суммы там измерялись десятками тысяч рублей.
- Евгений Геннадьевич, какой совет вы могли бы дать СМИ, пишущим о коррупционных преступлениях?
- Мы не сторонники непроверенной и недостоверной подачи информации в СМИ. Это касается любого уголовного дела, не только о преступлении коррупционной направленности. Следственный комитет всегда открыт для журналистов, и мы всегда готовы прокомментировать ситуацию, предоставить свое видение, если обнародование информации не противоречит интересам предварительного следствия и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Читайте также: Ущерб от коррупции в России составил 78 млрд рублей
Комментарии 0