На грани жизни и смерти: какой бизнес может вообще не выжить из-за QR-запретов на Алтае
Будущие потери попавших под ограничение отраслей бизнеса Алтайского края оцениваются в 60-70% и более
03 ноября 2021, 07:02, ИА Амител
Новые ковидные ограничения для бизнеса из последнего указа губернатора Виктора Томенко ощутимо повлияют на выручку отдельных сфер потребительского рынка: главным образом, сферы развлечений и общепита. Бизнес уже прогнозирует убытки, которые ставят под угрозу существование предприятий. Главная причина введённых мер – низкие темпы вакцинации и, как следствие, рост заболеваемости коронавирусом. Amic.ru пообщался с предпринимателями и выяснил, что за нежелание жителей прививаться в итоге заплатят они же сами.
Согласно указу губернатора Алтайского края Виктора Томенко, ограничительные меры по коронавирусу для отдельных видов бизнеса вступают в силу в три этапа. С 28 октября (сразу после официальной публикации документа) запрещены массовые мероприятия, дискотеки, работа общепита в ночное время. С 30 октября торговым центрам предписано пускать посетителей только после предъявления QR-кода, подтверждающего вакцинацию или перенесённое заболевание коронавирусом в течение полугода. С 15 ноября же требовать QR-код должны все учреждения досуга, общепита, спортивные центры и другие.
Торговые центры на передовой
Первыми на себе ограничения испытали торговые центры. Выставить охрану для сканирования QR-кодов им пришлось с субботы, 30 октября. Руководители ТРЦ, с которыми пообщался amic.ru, не пожелали комментировать ситуацию и прогнозировать, как снизится трафик посетителей. Так, управляющий одного из самых крупных барнаульских центров сказал лишь, что им определённо придётся расширять штат охраны. Но "на рынке труда людей нет", а по договорам с арендаторами именно ТРЦ обязан обеспечивать охрану, таким образом, даже частично разделить расходы на неё с владельцами бутиков невозможно. Российские эксперты оценивают падение трафика торговых центров в 60% и более. Отметим, что показатели сходятся с прогнозами представителей и других попавших под ограничения отраслей.
Единственные под запретом
Ночные клубы – возможно, единственный вид бизнеса, который вообще не сможет работать после указа губернатора. Однозначно запрещены и дискотеки, и работа в ночное время. В барнаульской сети баров "Крыша" ограничения называют не иначе, как локдаун. Заведения работают с 18 часов, поэтому сегмент обедающих не охватывают. Тех, кто решил поужинать и отдохнуть вечером, тоже не так много в общем трафике, говорит совладелец "Крыши" Данил Перминов. Из-за запрета работы ночных клубов сеть потеряет больше 80%, оценивает предприниматель.
"Новые ковидные ограничения мы восприняли как неизбежное. В Новосибирске, где мы тоже работаем наряду с Барнаулом, ситуация, возможно, будет полегче, так как там не вводятся QR-коды для общепита, поэтому трафика с 18 до 23 часов сможем получить больше, чем в Барнауле, где можно пускать только по QR-коду. Но всех ночных посетителей мы теряем везде", – говорит Перминов.
Причина введения таких ограничений, как QR-коды, ясна: всё идёт к всеобщей обязательной вакцинации, говорит предприниматель. В "Крыше" пошли на опережение и вакцинировали весь персонал одними из первых в отрасли, отмечает Перминов. Но это стало лишь показателем ответственности бизнеса, которая фактически никак не отразилась на возможности работать и, соответственно, на финансовых результатах.
Упущенная выгода общепита
Общепиту в условиях новой волны ограничений будет действительно проще, чем ночным клубам. И тем более не такими болезненными будут потери, как во время весеннего локдауна 2020 года, когда работать можно было только навынос. Но в отрасли, которая лишь недавно приблизилась к оборотам, сопоставимым с доковидными, ситуацию называют близкой к катастрофической.
Владелец ресторана Sreda Михаил Хмелинин прогнозирует, что заведение потеряет порядка 60% выручки. Это на грани рентабельности, и, скорее, даже за ней. Бизнес-план ресторана и без этого уже сильно отличается от изначального: локдаун 2020 года грянул ровно тогда, когда Sreda должна была открыться, а значит, какое-то время предприятие несло лишь убытки. В этой ситуации Хмелинин уповает на то, что новые ограничения, по крайней мере, ускорят вакцинацию.
Владелец сети кофеен Renoir Роман Канбаров уже оперирует показателями коллег из других регионов. В Перми, где QR-коды ввели 25 октября, подсчитали, что трафик торговых центров упал действительно на 60%. Канбаров считает, что его сеть потеряет ещё больше. Например, в ТЦ Ultra в Барнауле кофейня открывалась на два часа раньше всего здания – это позволяло обслужить покупающих кофе по дороге на работу. Теперь же этой возможности не будет.
"Возможно, чтобы хотя бы как-то сводить концы с концами, нам придётся снова вернуться к доставке кофе, как мы это делали весной 2020 года. Но, конечно, мы держим в уме и то, что в определённый момент нам придётся начать заниматься уже чем-то другим", – сказал Канбаров.
Откат к лету 2020 года
Общепит – это одна из тех отраслей бизнеса, попавших под ковидные ограничения, которые регулярно оцениваются Алтайкрайстатом. А значит, состояние и динамику рынка в целом можно понять. На данный момент по 2021 году доступна статистика лишь за январь-август, поэтому будем сравнивать только аналогичные периоды прошлых лет.
За восемь месяцев 2019 года, когда до запрета работы общепита было ещё далеко, оборот отрасли показывал незначительный, но всё же рост 0,6%. Около таких показателей общепит "дрейфовал" последние несколько лет. За январь-август 2020 года оборот буквально обрушился – на 10,1%. Для такого падения понадобилось три месяца полного запрета (в апреле-июне возможно было работать только на доставку) и ещё больше месяца функционирования лишь в режиме летних веранд.
В январе-августе 2021 года общепит показал рост на 5,4%. Причём в абсолютных цифрах даже обогнал "доковидный" 2019 год: почти 6,4 млрд рублей против 6 млрд два года назад. Но с учётом большой инфляции рост оказался не столь впечатляющим. Новые ограничения отбросят общепит в лето 2020 года, сходятся во мнении представители отрасли.
Фитнес теряет, санатории – при своих
С 15 ноября допускается вход по QR-кодам и в фитнес-центры. В 2020 году эта отрасль тоже оказалась в числе наиболее пострадавших. Сейчас же, говорят представители сферы, ситуация может стать сопоставимой с положением дел весны-лета прошлого года. По оценкам Национального фитнес-сообщества, которые приводятся на их страницах в социальных сетях, в ряде регионов спрос упал на 95%.
Владелец барнаульской сети фитнес-клубов "Сафари" Сергей Зубков говорит, что после новостей о введении QR-кодов клиенты или стали отказываться от покупки карт, или возвращают абонементы с требованием вернуть деньги. Возможные потери прибыли Зубков оценивает в 70%.
Пускать непривитых граждан запретили и в санатории, и на базы отдыха. Но ударит это в большей степени по небольшим предприятиям и тем, которые рассчитаны на краткосрочный отдых. Так, в санаториях АО "Курорт Белокуриха", где отдыхают в основном по профсоюзным путёвкам, заполняемость на ноябрь близка к стопроцентной. Директор по развитию компании Олег Акимов говорит, что санэпидограничения для клиентов и до указа губернатора были жёсткими, а непривитых есть возможность отсекать ещё на стадии продажи путёвки. Сейчас же добавилась лишь необходимость сканирования QR-кодов.
Убытки бизнеса лягут на потребителя
Бизнес-омбудсмен в Алтайском крае Андрей Осипов отмечает, что в регионе не запрещена работа ни одной сферы деятельности. Теоретически, говорит он, даже дискотеки можно проводить, но только в концертных залах, не ночью и при соблюдении нормы заполняемости в 50%. Кстати, уполномоченный был против запрета на работу общепита после 23 часов, но с федеральной инициативой поспорить нельзя.
"Мы проводили много встреч с собственниками бизнеса и старались отразить позицию при разработке указа губернатора. Нам удалось сделать ограничения менее жёсткими, чем во многих регионах России. Например, у нас нет запрета на работу бьюти-центров, фитнес-клубов, фуд-кортов. Хотя предложения закрыть их как минимум на период ноябрьских выходных – были. Но моя позиция, и она совпадает с мнением большинства предпринимателей: лучше ограничение, чем полный запрет", – сказал Андрей Осипов.
Начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Александр Евстигнеев рассказал, что по всем вопросам бизнес может обращаться в органы власти по видам деятельности. Например, представители торговли, общепита – в управление предпринимательства. Бизнес сферы гостеприимства – в управление туризма и так далее.
Оценить, насколько пострадает от ограничений экономика региона в целом, говорит Евстигнеев, сейчас очень сложно. Кандидат экономических наук Дмитрий Дворядкин считает, что в любом случае все убытки бизнеса лягут в итоге на потребителя. Предприниматели будут вынуждены повышать цены, а значит, это внесёт вклад в и без того высокую инфляцию в России и крае в частности. Смягчать потери, к сожалению, скорее всего, будут за счёт "не самой усердной проверки QR-кодов".
Бизнес-омбудсмен отметил, что аппарат уполномоченного работает и в выходные дни, поэтому предприниматели могут обращаться за разъяснениями. Наша цель, говорит Осипов, сделать всё от нас зависящее, чтобы ограничения можно было бы скорее снять. Для этого нужна сознательность предпринимателей и желание граждан вакцинироваться. Но пока, заявляет владелец барнаульской сети ресторанов, ответственность за неудачную кампанию по вакцинации населения автоматически легла на бизнес.
Комментарии 0