Дороги перемен. Помешают ли санкции строить и ремонтировать трассы и мосты на Алтае
Большинство материалов, которые используют при строительстве и ремонте дорог, — российского производства
16 марта 2022, 07:20, Вячеслав Кондаков
Стремительное удорожание строительных материалов на фоне западных санкций практически заморозило возведение социальных и коммерческих объектов в Алтайском крае. Металл и бетон растут в цене буквально не по дням, а по часам. При этом если в строительном секторе существует большая неопределённость, то в дорожной отрасли всё более-менее стабильно. По мнению специалистов, никакие санкции не помешают освоить весь дорожный фонд Алтайского края в 2022 году, который будет рекордным в истории региона — почти 20 миллиардов рублей. А значит, новые дороги и мосты построят в срок. Правда, некоторые опасения у специалистов края всё же есть. И вот какие.
«Настрой положительный»
Согласно планам краевого Минтранса, дорожный фонд в 2022 году составит 19,3 миллиарда рублей, что на 20% больше, чем годом ранее. На эти деньги планируется построить и отремонтировать 703 километра автодорог. На сегодняшний день с подрядчиками заключено 53% контрактов на выполнение работ. Как пояснил министр транспорта Алтайского края Антон Воронов, численность работников дорожной сферы региона составляет более 4 тысяч человек. По словам главы ведомства, санкции и высокий курс доллара никак не влияют на планы алтайских дорожников по ремонту и строительству трасс в 2022 году. Дело в том, что около 95% всех строительных материалов, которые используют дорожники, — российского производства и они не зависят от курса доллара или закрытых границ.
Всего в 2022 году на реализацию всех планов дорожным службам региона необходимо около 2,1 миллиона единиц инертных материалов (весь перечень комплектующих, — прим. авт.). Среди них 43 тысячи тонн ГСМ и 42 тысячи тонн битума. В настоящее время около 25% всех материалов уже заготовлено. Как отметил Антон Воронов, с производителями инертных материалов проведено несколько совещаний, на которых их попросили не повышать стоимость продукции. Также относительно стабильные цены на ГСМ. Однако из-за того, что у компаний нет оборотных средств, которые они обычно брали в кредит ещё по низким ставкам, на уровне правительства РФ принято решение увеличить долю аванса (предоплату за работу подрядной организации) с 10% до 30%.
«Настрой положительный. Мы уверены в том, что проведём дорожный сезон в плановом режиме», — пояснил Антон Воронов 11 марта на заседании рабочей группы по обеспечению устойчивости экономики Алтайского края в условиях западных санкций.
Если санкции никак не повлияют на ремонт дорог, то повлияют на закупки. Так, приобретение новой зарубежной техники временно приостановлено из-за высокого курса доллара. При этом в краевом Минтрансе рассчитывают, что имеющегося автопарка хватит алтайским дорожникам, чтобы не сорвать сезон 2022 года и выполнить все работы в срок. Запаса запчастей хватит минимум на полгода.
«Сейчас есть некоторое непонимание по логистике. Дальше, уверен, ситуация улучшится и мы вернёмся к вопросу приобретения той техники, на которую заложены средства в краевом бюджете на этот год», — заключил Антон Воронов.
«Мы самодостаточны»
В целом дорожная отрасль, уверяют эксперты, меньше всего зависима от импорта. На уровне правительства РФ принят целый ряд мер, которые позволяют быстро менять проектные и технические решения, проводить замену оборудования, материалов в оперативном режиме, — где-то с ускоренной повторной экспертизой, а где-то вообще без неё. Как пояснил amic.ru начальник краевого управления автомобильных дорог Василий Мотуз, в 2021 году, несмотря на пандемию, были достигнуты исторически высокие показатели в области дорожного строительства. В целом отрасль выдержит любые санкции, потому что большая часть материалов — алтайского производства.
«Мы самодостаточны. У нас все материалы для возведения и строительства дорог и мостов имеются. Техника имеется. Люди подготовлены. Мы готовы к паводковой ситуации, к работе в плановом режиме», — сообщил Василий Мотуз.
По его словам, единственное, что может вызывать опасения, — высокие цены на металл и бетон. Их используют при строительстве мостов. Например, путепровод на проспекте Ленина в Барнауле, который закроют в мае почти на два года на реконструкцию. Однако на уровне правительства РФ приняты меры, чтобы заказчики работ могли в ручном режиме пересматривать цены на строительные контракты и ремонт переправ, а также других дорожных объектов. Однако резкого скачка цен не произойдёт, потому что цемент и бетон производят в России и не зависят от санкций.
«Пока мы никаких рисков вообще не видим. Более того, могу сказать, что дорожная отрасль меньше всех зависит от внешнеполитических процессов. Мы пройдём эти процессы менее болезненно, чем другие», — отметил Мотуз.
Ранее вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что планы по дорожному строительству в России остаются, действующие программы пересматривать не будут. Однако чтобы поддержать отрасль, регионам страны выделили на ремонтные работы в этом году дополнительно 163 миллиарда рублей.
Комментарии 0