"Дайте время на раскачку". Советы психолога, как помочь ребёнку вернуться в школу
Уже завтра начинайте будить детей пораньше. А перед сном мечтайте о будущем
20 августа 2021, 07:54, ИА Амител
До начала учебного года осталось чуть меньше двух недель. А это значит, что пора начинать подготовку детей к школе. Для этого уже на завтра заведите будильник пораньше, вечером мечтайте о будущем, готовьтесь драться подушками и помните: успех – это не только пятёрки, советует барнаульский психолог Екатерина Кабанченко. Она рассказала amic.ru, как не сойти с ума от нагрузки в первые учебные дни и зачем школьникам обновлять свой рабочий стол. Читайте наш материал, и вы тоже это узнаете (спойлер: для тех родителей, кто не хочет вникать в подробности, в конце мы подготовили чек-лист).
Чтобы избежать стрессовых ситуаций, за полторы-две недели до сентября нужно постепенно возвращать ребёнка к школьному режиму.
Начните с раннего подъёма и небольшой ежедневной нагрузки. Поручайте ребёнку какие-то домашние или учебные дела (как вариант, решить три примера, прочитать 15 страниц в книге). Но слишком серьёзно не нагружайте. Например, не нужно заставлять школьника за неделю прочитать список литературы, заданной на все лето. Следите, чтобы у него в течение дня чередовалось время работы и отдыха.
Не все дети ходят в школу с удовольствием. И вот тут родителям важно найти подход к ребенку. Если причина только в том, что ребёнок не любит учиться, акцентируйте его внимание на вещах, которые его в школе привлекают. Может, это спортивная секция или любимый предмет, или любимый учитель. Если ваш ребёнок учится в 3-5 классах, помечтайте вместе с ним о будущем, порассуждайте, чего бы он хотел добиться. И разговор нужно строить так: "Что ты можешь делать в школе уже сейчас, чтобы получить желаемое?" Если будет цель, то ребёнок будет стремиться к её достижению, даже если школа не особо ему нравится. А такие разговоры помогут ему адаптироваться.
Обязательно разговаривайте с ребёнком об эмоциях, которые он испытывает. Если ему страшно, или он на что-то злится, задайте открытый вопрос: "Когда именно тебе тревожно: на уроке или в какой-то другой ситуации?" Не закрывайте глаза и не отмахивайтесь от его эмоций. Нужно обязательно выяснить, что с ребёнком происходит, потому что только тогда можно найти способ, как ему помочь. Возможно, это именно та ситуация, где родитель должен вмешаться, поговорить с педагогом или просто успокоить ребёнка.
Нельзя за две недели до начала учебного года "заставить" ребёнка полюбить школу. Но с повзрослевшими детьми можно говорить уже как с равными: "Да, я понимаю, тебе туда не хочется. Понимаю, что ты можешь злиться на это, но в жизни такие правила". Аккуратно выясняем причину "нелюбви" и смотрим, как можем помочь.
Здорово, когда у ребёнка есть один или несколько любимых предметов или любимое дело, которое у него получается, и он чувствует, что молодец. Но важно, чтобы это ценили и близкие взрослые. Ведь если ребёнок великолепно рисует и делает поделки на уроках технологии, а в ответ слышит: "Ну и что, что у тебя пять по технологии, зато по математике тройка", то успешным себя чувствовать не будет.
Отмечайте то, что получается у ребёнка, хвалите, пусть он знает, что вы видите его успехи. Может быть, именно ваш ребёнок умеет решать конфликты в классе и всех мирить – это тоже полезное качество, которое во взрослой жизни пригодится.
У школьника дома обязательно должно быть организовано своё учебное пространство. Лучше делать это совместно с ребёнком, чтобы он сам выбрал себе ручку, пенал, дневник и так далее. А перед первым сентября даже для старших школьников нужно устраивать обновления: поменять органайзер на рабочем столе, переставить на другое место книги. Может быть, даже сам стол повернуть по-другому. Это очень важно для ребёнка, потому что новый учебный год для него – это новый этап жизни: "Я узнаю новое, я чего-то нового добьюсь, я уже другой человек, так как изменился за год". Поэтому даже небольшая перестановка на рабочем столе, яркий плакат с новым расписанием добавят ощущение, что действительно в жизни начинаются перемены. А так как он сам принимает в них участие, они ему приятны и он чувствует, что может ими управлять.
Ребёнок принёс двойку: не ругайтесь, поддержите его. Ему сейчас точно хуже, чем вам. Потому что даже будущий первоклашка знает, что такие отметки, как грустный смайлик или двойка, – это не очень хорошо. И когда уже в первом классе мы начинаем ребёнка наказывать за отметку, он привыкает к тому, что оценка нужна родителям. А если он сам расстроился из-за плохой отметки, а его за это ещё и наказали, то чувство огорчения сменяется переживанием за наказание. То есть включается алгоритм "я расстраиваюсь не потому, что получил не такую оценку, которую хотел. Не из-за того, что не добился цели, а из-за того, что меня наказали". И по сути, точки роста у ребёнка нет.
Поэтому сдержите свои эмоции, поддержите ребёнка и помогите понять, какие действия или бездействия привели к такому результату, что нужно исправить. И обязательно спросите, чем можете помочь.
Не только детям нужно вспоминать режим. Родителям школьника тоже за полторы-две недели нужно начать вставать пораньше, чтобы к 1 сентября войти в привычный ритм. Тогда утренние сборы в школу и на работу будут проходить для всех в спокойном состоянии.
Если ваш ребёнок первоклассник, запомните: вам, как маме и папе, сейчас тоже всего семь лет, и вы тоже в первый раз идёте в школу как родители. И это нормально, когда у вас там будут победы и поражения, и ситуации, в которых вы почувствуете растерянность. Это нормально. Повторяйте эту установку каждый раз в трудные моменты родительства.
Но очень постарайтесь отделить свой негативный опыт, который, возможно, был у вас во время учёбы, от того, что происходит с вашим ребёнком. Потому что даже если у вас что-то не складывалось, это не значит, что у ваших детей будет то же самое. Объективно оцените учительницу вашего ребёнка, найдите в ней сильные качества и достоинства. Потому что школьник должен чувствовать, что мама и папа доверяют педагогу.
1. За полторы-две недели начните подготовку к школе: вставайте рано, давайте нетрудные поручения ребенку. Да и себя приучайте к новому режиму.
2. Обустройте учебное место – обновите рабочий стол, повесьте яркое расписание дня, сохраняйте спокойную атмосферу в доме и семейные традиции.
3. Не ставьте жёстких условий (учиться только на пятерки и никаких замечаний на уроках), не пугайте его школой.
4. Дайте ребёнку почувствовать себя успешным. Тогда он будет тянуться к знаниям и расти в том, что у него хорошо получается.
5. Не ругайте за плохие отметки. Лучше помогите проанализировать, что к этому привело и как исправить.
6. Говорите с ребёнком о его эмоциях. Помогите сбросить негатив, чтобы он не вылился в драки и апатию.
И помните: детям нужно время на адаптацию и переход на новый режим. Поэтому в первые недели сентября не загружайте ребёнка спортивными секциями и учёбой, не требуйте от него больших результатов. Ребёнок только входит в школьную жизнь после длительного перерыва. Дайте ему время на раскачку.
Комментарии 0