Герасименко: "Рекламу фаст-фуда надо убрать, деньги за лекарства – вернуть"

Кому должны возвращать деньги за лекарство, какая инициатива Минпромторга неприемлема и сколько сигарет должно быть в пачке?

31 марта 2016, 12:12, ИА Амител

''
''

Здравоохранение – тема, которая касается всех и каждого. Депутат Государственной думы от Алтайского края в разговоре с порталом amic.ru рассказал о новых законопроектах, над которыми уже идет работа. Почему некоторые из них не нравятся правительству, почему нельзя повышать акцизы на газировку и кто может помешать закрытию ФАПов и больниц в селах? На эти и другие вопросы отвечает первый заместитель председателя комитета ГД РФ по охране здоровья Николай Герасименко.

– Николай Федорович, ведутся разговоры о запрете рекламы фаст-фуда. Причина понятна – увеличивается количество людей с ожирением, зафиксирован рост таких болезней, как сахарный диабет, проблемы с желудком и далее по списку. Но могут ли запретительные меры изменить ситуацию?

– Эта инициатива связна с тем, что за последние десять лет в нашей стране увеличилось количество людей с ожирением. И это касается в первую очередь детей. По телевизору постоянно идет реклама газировки. Реклама агрессивная, красивая, дорогая. Она побуждает пить газировку. Также в списке вредных продуктов чипсы, попкорн - все продукты с избыточным содержанием соли, жиров, сахара. Чтобы эти продукты перед глазами не маячили, необходимо запретить их рекламу. Дети же воспринимают рекламные ролики как данность - раз показывают, значит, полезно, значит, вкусно.

Поэтому для начала необходимо убрать рекламу, чтобы не было искушения и постоянного напоминания. А затем необходимо проводить разъяснительную работу. У нас есть передачи на федеральных телеканалах, где говорят о здоровье, вот там и должны рассказывать о вреде этих продуктов.

Необходимо перестраивать сознание, менталитет. Наше поколение газировку видело только по большим праздникам.

Эстетическая сторона ожирения не так важна. Дело в том, что ожирение - это куча болезней. Сахарный диабет, атеросклероз, заболевания печени, поджелудочной железы, желудка. И это далеко не полный список.

– Правительство предлагает повысить акцизы на газировку. Как вы к этому относитесь?

– На данный момент я не сторонник повышения акцизов по простой причине – пострадают люди.

– Еще одна важная инициатива: вы предлагаете работодателю предоставлять работникам оплачиваемый выходной для прохождения медосмотра.

– Культура отношения к здоровью в России довольно низкая. Люди начинают заботиться о себе, когда случается что-то серьезное: инфаркт, инсульт, рак. У нас выявляемость онкологии на 3-4 стадии примерно 70%, когда помочь уже нельзя. А диспансеризация могла бы выявить болезнь на более ранней стадии. Также врачи могли бы раньше заметить другие опасные изменения в организме человека. После 30 лет надо знать свой сахар, холестерин, давление, размер талии. И нужно наблюдаться у врача. На диспансеризацию выделяются огромные деньги. Для работодателя это смешно - отпустить человека на один день раз в три года, сохранив ему при этом оклад. Однако не все работодатели предоставляют такую возможность.

Сейчас идет согласование этого вопроса с правительством. В апреле законопроект пройдет первое чтение. Если все будет нормально, то во втором чтении его рассмотрят уже в этом году.

– Вы предлагаете возмещать стоимость лекарств, самостоятельно купленных льготниками. Речь идет о ситуации, когда нет в наличии положенных им бесплатных лекарств.

– Государство выделяет довольно серьезные деньги для обеспечения лекарствами льготных категорий граждан. Но случается, что в аптеке нужных препаратов нет, приходится искать их в других аптеках. Поэтому иногда люди предпочитают соцпакету денежную компенсацию. Те льготники, которые все-таки оставили соцпакет и при этом не всегда могут получить положенные им препараты, вынуждены покупать их за свой счет. Такого не должно быть. Я считаю, что в таком случае людям необходимо выплачивать компенсацию за понесенные расходы. Механизм прост: человек с чеком приходит в соцзащиту, пишет заявление, ему возмещают деньги. Но размер выплаты не должен превышать сумму, утвержденную правительством РФ.

– Минпромторг недавно выступил с предложением разрешить продажу алкоголя и других товаров возле школ, ПТУ, вузов. Логика очевидна. С другой стороны, если бы продавцы не нарушали закон и не продавали алкоголь несовершеннолетним, то малому и среднему бизнесу было бы куда легче выживать. Можно ли найти компромисс?

– Я против такой инициативы. Тогда надо им разрешить продавать и наркотики! У них главный принцип: дешевле купить, дороже продать. В России больше всего точек в мире, где продают алкоголь, его доступность у нас просто колоссальная. Мы запретили продавать возле школ и больниц. И сейчас у нас произошло снижение смертности благодаря снижению потребления табака и алкоголя. Сработали две составляющие: повышение цены на алкоголь и ограничение продаж. Если разрешить, то опять повысится смертность. Здесь компромисс невозможен.

– Однако билет в кино стоит дороже, чем бутылка водки. Может быть, систему менять надо, а не только запрещать?

– Согласен, необходимо менять систему. Мы все время говорим о повышениях акцизов. Вот повысили акцизы на бензин. Было очень много справедливых возмущений. Можно было бы повысить акцизы на сигареты. Сигареты стали бы дороже, меньше бы курили. По крайней мере, дети точно.

– Вы предложили ограничить количество сигарет в пачке. Вопрос принят в первом чтении, а во втором чтении депутаты обсудят его уже 12 апреля.

– В России за последние три года на 17% уменьшились продажи табака. Это серьезно. Теперь табачники стали увеличивать количество сигарет в пачках - им так выгоднее. Они хотят есть хлеб с маслом и с икрой. Цена пачки сигарет - это себестоимость, прибыль компании и акцизы, которые идут государству. Себестоимость пачки сигарет не больше пяти рублей. За рубежом 70% от стоимости - это акцизы в пользу государства. Остальное - прибыль табачной компании. У нас наоборот. Тем более, что у нас 94% компаний - зарубежные. Прибыль идет туда. А Россия должна лечить заболевших курильщиков. Сейчас боремся с тем, чтобы количество сигарет в пачке не увеличивали.

– Вы считаете, что без согласия жителей села не может быть принято решение о закрытии ФАПа. Законопроект принят в первом чтении, сейчас месяц будут собираться поправки и предложения. Но правительству РФ такая инициатива не нравится.

– Начиная с 2000 года в стране в два раза сократилось количество медучреждений. Реорганизация проводилась волевыми усилиями. Причины были разные – сокращали койки, ставки. Но сейчас досокращались до того уровня, дальше которого сокращать уже нельзя.

Закон, который я внес на рассмотрение Думы, выстраданный. Работа над ним шла очень сложно. Правительство было категорически против. Под смешным предлогом – мол, потребуются федеральные деньги для работы комиссий. Это не так, денег на это не потребуется. Закон предусматривает две главные вещи. Во-первых, оптимизация или реорганизация бывает правильная и нужная, но есть случаи, когда сокращают, просто чтобы уменьшить финансирование. Поэтому в регионе должны создаваться комиссии, куда будут входить представители общественности, врачи, депутаты, разные категории специалистов. И инициатору реорганизации необходимо будет доказать целесообразность этой меры.

Второй важный пункт законопроекта касается единственных лечебных учреждений в сельской местности. В этом случае нельзя закрыть тот же самый ФАП без согласия схода села. Сейчас подобные решения исполнительная власть в регионах принимает самостоятельно, не учитывая мнение селян. После принятия законопроекта и вступления его в силу в здравоохранении начнет действовать такая же норма, которая сейчас уже есть в образовании и культуре, – в случае протеста местных жителей учреждение будет продолжать свою работу.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров