Легенды Барнаула: "Николай Чудненко. Человек и улица"

26 июня 2009, 06:05, ИА Амител

В рамках проекта "Легенды Барнаула",  предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с рассказом Татьяны Штерцер (газета "За Родину" ОАО "Барнаултрансмаш").

Николай Чудненко. Человек и улица

Раньше эта улица называлась Заводской. Да и могла ли она носить другое название? Ул ица была именно заводской, и построена она была заводчанами и для заводчан. Находится она в центре поселка "трансмашевцев", поселка Западного.

В далеком сорок втором году в Барнаул прибыло эвакуированное из Харькова, а затем и Сталинграда, оборудование тракторных заводов. На одном из пустырей северо-восточной окраины Барнаула, в спешном порядке возводился новый завод двигателей к танкам Т-34. В военные годы ему присвоили номер 77, в последующем наименование – "Барнаульский завод транспортного машиностроения". 

В те годы было не до бытовых удобств. Все жили только одним – "все для фронта, все для Победы". Фронту нужны были танки, а танкам – двигатели. Это было главной задачей, ради этого работали и жили. Остальное было вторично.

Всех прибывших работников – три тысячи сто семьдесят, а вместе с семьями семь тысяч человек, город не мог обеспечить жильем. После двенадцатичасовой смены рабочие шли на строительство бараков и землянок. Так и появился поселок "трансмашевцев".

В послевоенное время на месте землянок и бараков вырастали дома. Улица, что вела от трансмашевского Дома культуры, перпендикулярно проспекту Ленина, по просьбе работников завода получила имя Николая Чудненко.

Николай Григорьевич Чудненко возглавил "Трансмаш" в 1946 году, а с момента строительства завода был заместителем первого директора Дмитрия Иосифовича Толмачева.

Николай Григорьевич - личность легендарная. Участник революции 1917 года, гражданской войны. Ходила по заводу легенда, что в одном из боев с белогвардейцами он спас Ворошилова.

Внешняя суровость, аскетичность, высокая требовательность к подчиненным сочетались у него с душевной простотой, большой заботой о людях. О том, как относились к своему руководителю заводчане, становится ясно благодаря воспоминаниям ветеранов "Трансмаша". Лев Лагутин, бывший начальник бюро ЦКБ: "Помню, как встречали его, уже тяжело больного, прибывшего из Москвы. На вокзале – море народу, выносили его прямо из вагона на руках…".

В последний путь, в сентябре 1958 г. Николая Григорьевича провожал весь город, людской поток, заполонил Ленинский проспект. Телеграммы соболезнования приходили изо всех уголков огромной страны: Харькова и Сталинграда, Москвы и Ленинграда, Мелитополя и Кривого Рога.

Говорят, что в любое время к нему можно было обратиться по любому вопросу, будь то жилье или снабжение.

Однажды, дело было зимой, Николай Григорьевич обратил внимание на то, что многие девушки ходят в валенках по промасленному полу цеха. Он возмутился и распорядился: немедленно выдать всем по паре парусиновых туфель. Неожиданный подарок был столь хорош и оказался весьма кстати.

А вот другое воспоминание: "Конец месяца, с выполнением плана – напряженка. По этому поводу Николай Григорьевич никогда не проводил планерок, совещаний, он приходил в сборочный цех, садился в сторонке на стуле, и коллектив работал с большим воодушевлением, план выполнялся".

По словам бывшей воспитанницы подшефного заводского детского дома Валентины Дорониной, имя Чудненко хорошо знали несколько поколений детдомовцев: "В тяжелые годы войны, когда многие из нас потеряли близких, он старался создать в детском доме теплую сердечную обстановку".

Талантливый и заботливый руководитель был отмечен Сталинской премией, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почета", медалями.

Барельеф легендарного директора, работы барнаульского скульптора Михаила Алексеевича Кульгачева, отлит рабочими завода "Трансмаш" и установлен на памятной стеле, в начале улицы. Руками трансмашевцев отлит и барельеф и памятная доска на могиле Чудненко на Черницком кладбище.

С другими легендами о Барнауле можно ознакомиться здесь.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров