Государство решило добить бесплатное здравоохранение
28 августа 2013, 13:49, ИА Амител
О скорой помощи принято думать, что она приедет и поможет всегда, а если нет – увезет в больницу. Но теперь последнюю часть этого жизнеутверждающего представления, похоже, пора менять: в больницу увезут не всех, кто в этом нуждается. Врачам "скорой" теперь запрещено госпитализировать больных, которых еще вчера медики должны были помещать в стационар, пишет "Независимая газета". Приказ, которым это оформлено, основан на планах по "оптимизации" и "модернизации", а также на новом законодательстве.
Его плоды уже становятся достоянием широкой общественности. Так, в начале недели в интернете разразился скандал после публикации в "Живом Журнале" истории о том, как одна жительница Москвы изо всех сил пыталась устроить мужа в стационар. Тот страдает тяжелой болезнью сустава, которая, если ее запустить, может привести к ампутации конечности. По ее словам, "скорая" сначала отказалась отвезти ее супруга в больницу и посоветовала ему обследоваться в районной поликлинике. На решение бригады не повлияли ни высокая температура больного, ни его вид, говоривший о тяжелом состоянии.
Через несколько дней женщина все же смогла госпитализировать мужа, преодолев все преграды системы, но время для благополучного исхода уже было упущено: ему ампутировали палец. Впрочем, дальнейшее промедление стоило бы еще дороже. "Еще пара дней – и пришлось бы ампутировать всю стопу", – написала женщина.
А что же "скорая"? Сгорела ли она от стыда и раскаяния? По всей видимости, нет: ведь там ссылались на новый приказ, согласно которому не с каждым заболеванием требуется госпитализация. Достучаться до нее теперь не так просто: в госпитализации могут отказать даже тогда, когда "скорую" для больного вызывает врач в поликлинике, полагая его состояние опасным для жизни.
Умозрительно смысл распоряжения понятен. Как говорится, "меньше народу – больше кислороду". Чем меньше пациентов в больницах, тем дешевле их содержание обходится государству. По приказу, подписанному главным врачом столичной станции скорой и неотложной помощи В.В. Фетисовым (№ 3764 от 07.08.13 г.), больных, которым отказано в госпитализации, должны передавать под динамическое наблюдение в районную поликлинику, в том числе в отделение круглосуточной неотложной медицинской помощи.
Очевидно, приказ устремлен в будущее и несколько опередил свое время, поскольку в современности ни поликлиники в целом, ни их отдельные части круглосуточно не работают. Или, может быть, кому-то известны исключения?
Что же касается болезней, с которыми можно обойтись без госпитализации, то их список довольно большой, и некоторые его пункты вызывают недоумение даже у врачей.
Так, не нуждаются в госпитализации, по мнению доктора Фетисова, больные с приступом бронхиальной астмы, если она средней степени тяжести, пациенты с хронической сердечно-сосудистой недостаточностью при кризе, больные с припадком эпилепсии с судорогами, происшедшим в общественном месте, а также с температурой выше 39 градусов при инфекционных заболеваниях.
Но тут вот ведь какая штука. Астма средней степени при таких условиях вполне может перейти в астму тяжелую, чреватую летальным исходом. И с гипертоническим кризом не все так просто. Приказ, видимо, предполагает, что "скорая" быстро снизит у больного артериальное давление и уедет – некогда ей задерживаться. Но у пожилых людей давление необходимо снижать медленно, иначе может развиться инсульт.
Кстати, среди пожилых бытует устойчивое мнение, будто у врачей "скорой" имеется другой, негласный уже приказ – после 70 лет в больницу не везти ни с какими диагнозами и состояниями. Поэтому многие 80-летние уменьшают в разговоре с врачом свой возраст на десять лет, благо тот паспорт не проверяет. Обман раскрывается только в стационаре, но там это уже не страшно: в госпитализации не откажут, раз привезли. "Унизительная ситуация, – говорят больные, – а что делать?"
Но вернемся к приказу гласному, с которого и начали. Инфекционное заболевание с температурой выше 39 градусов – это выраженная интоксикация. Кроме того, "скорая" в состоянии поставить не все диагнозы: многие она может только заподозрить. Больной, несмотря на это, останется дома.
"Наиболее странным кажется распоряжение не госпитализировать при флегмонах и абсцессах, когда они не располагаются на коже лица и шеи, – подчеркнула в беседе с газетой на условиях анонимности врач одной из московских клинических больниц. – Где бы ни располагались абсцесс или флегмона, если их не вскрыть вовремя, может развиться сепсис". Она подчеркнула, что даже если трагических последствий от реализации этого приказа не произойдет, будет больше больных с осложненным течением заболеваний.
"По сути, это самое настоящее преступление против людей, продолжение того же самого геноцида. По той простой причине, что ряд заболеваний, по которым мы теперь не можем госпитализировать, в конечном итоге могут привести к инвалидизации либо смертности", – заявил в интервью телеканалу "Дождь" сотрудник пункта скорой помощи № 15 Эдуард Каляманов. Медик уверен: появление такого приказа неслучайно, и он представляет собой не что иное, как акт сознательного разрушения бесплатного здравоохранения.
Остается упомянуть, что приказ издан в соответствии с Федеральным законом "Об охране здоровья граждан Российской Федерации" от 2011 года, а закон этот, несмотря на все возражения медицинской общественности, пролоббировала Татьяна Голикова.
Теперь глава Минздрава оказалась в сложном положении. Перед министром Скворцовой непростой выбор: или признать, что без ее ведома появляются такие жесткие циркуляры, или открыто заявить, что под ее началом права больных ущемляются.
Пока напрашивается вывод, что министерство решило откреститься от скандального приказа и переложить вину на нижестоящие структуры. На днях пресс-секретарь Минздрава Олег Салагай сообщил, что Росздравнадзор по поручению министра проведет проверку информации об отказах московской скорой помощи в госпитализации больных. Неужели все вернется на круги своя?
Комментарии 0