«Это нормальная цена и она ещё упадёт». Алтайский переработчик рассказал о снижении цен на зерно

Почему упали закупочные цены на зерно, чего ждать производителям и покупателям в магазинах, amic.ru рассказал руководитель известного алтайского предприятия по производству макарон Валерий Покорняк

23 августа 2022, 07:21, ИА Амител

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Закупочные цены на алтайскую пшеницу третьего класса упали до 12 тыс. рублей за тонну, при том, что в сентябре 2021 года они доходили до 16 тыс., а позже поднимались и выше, пишет «Толк». Почему это произошло, что делать сельхозпроизводителям и как это отразится на переработчиках и конечном потребителе, мы поговорили с руководителем НПФ «АЛТАН» (марка Granmulino) Валерием Покорняком.

— Три года наши сельхозпроизводители жили в шоколаде, когда закупочные цены были аномально высокими. А в это время переработчики терпели убытки. Закупочные цены в конечном итоге сказывались на стоимости готовой продукции в магазинах. Мы работали в убыток или в лучшем случае с нулевым результатом. Предприятия по переработке разорялись, это привело к тому, что в стране остановились две фабрики — в Новосибирске и Липецке, остальные тоже выживали очень сложно, — рассказал эксперт.

Цена нормальная, но может упасть до критического уровня

Валерий Покорняк считает, что 12 тыс. рублей за пшеницу третьего класса (на четвёртый класс, по данным «Толка», цены упали до 10 тыс. за тонну) — это нормальная среднегодовая стоимость.

— Цена 9-11 тыс. за тонну — это нормально, в таком диапазоне она держалась давно. И если сейчас третий класс упадёт до девяти, а так может произойти, это при себестоимости 6,5-7 тыс. ещё рентабельно. Но она может уйти ещё дальше вниз — до 8 тыс. Поэтому производителям надо начинать привлекать власти к решению проблемы. Недавно правительство России объявило о намерении начать зерновые интервенции — скупку сельхозпродукции государством. Надо отраслевым аграрным объединениям обращаться к Михаилу Мишустину, чтобы интервенции уже начинали проводить, — говорит руководитель «АЛТАНа».

Без вмешательства государства не получится скорректировать цену, считает эксперт. По его мнению, аграриям надо обращаться в правительство края, чтобы они помогли по своим каналам с решением о скорейшем проведении интервенций на зерновом рынке. Тогда, возможно, получится цены стабилизировать.

— На элеваторах по стране есть свободные площади для хранения продукции. Нужна помощь государства по скупке зерна. Ведь сейчас его невозможно вывезти, а урожай большой. Это и влияет на цену, — поясняет Покорняк.

Почему в России скопилось зерно

В прошлые два года на цену влиял фактор ковидных ограничений по всему миру, а также неурожаи в отдельных государствах. Например, в 2021 году в Казахстане не уродилось зерно, его скупали перепродавцы по всему краю для соседнего государства, что влияло на цены внутри региона. Дефицит зерна был и в мире в целом.

Сегодня тоже видно, что во многих странах, производящих зерно, грядёт неурожай. Но теперь возникли сложности с вывозом этого сырья из РФ. Государство с марта по июль ограничило вывоз сельхозпродукции в те же страны ЕАЭС, куда входит Казахстан, один из основных получателей нашего зерна в прошлом году. Теперь российское ограничение снято, но соседи ввели свои квоты на экспорт. Да и собственный урожай у казахстанцев в этом году хороший.

Есть проблема с морским фрахтом для вывоза зерна из России, говорит Валерий Покорняк. А зерно в другие страны проще всего в больших объёмах вывозить на морских судах. Это связано с санкциями, наложенными на нашу страну после начала СВО. И если суда ещё можно найти, допустим, наши — российские, то страховать их никто не берётся, так как основные игроки на рынке страхования находятся на Западе, и они не рискуют связываться с российскими перевозками.

А это означает, что внутри страны сейчас остаётся большое количество зерна из всех производящих его в товарных масштабах регионов. При этом урожай в стране довольно высок. А укрепившийся рубль тоже делает российское сельхозсырьё не столь привлекательным, как раньше.

То есть зерна в стране по этим причинам может остаться очень много, что и влияет на падение закупочных цен на внутреннем рынке.

Упадут ли цены на товары из зерновых в магазинах?

По мнению Валерия Покорняка, если цены на конечную продукцию переработчиков и снизятся в рознице, то ненамного и ненадолго.

— Нам нужно залатать свои дыры, которые накопились за те несколько лет аномально высоких цен на сырьё, — отмечает переработчик.

Он считает, что производителям готовой продукции надо восстановиться после трёх лет работы в убыток, это своеобразная передышка для этого рынка. К тому же за недавнее время у них выросли в 2,5 раза цены на логистику и в 2 раза увеличилась стоимость упаковки. А ещё российская переработка использует импортное оборудование, к которому надо покупать запчасти, что теперь в условиях санкций тоже стало дороже и сложнее. А так же многое зависит от позиции торговых сетей, на которые переработчики никак не влияют.

Что делать аграриям с упавшей ценой на зерно?

Кроме скорейшего вмешательства государства в виде зерновых интервенций, Валерий Покорняк предлагает сельхозпроизводителям пересмотреть свои расчёты, найти, на чём можно экономить, а на чём зарабатывать больше.

— Алтайские переработчики давно говорили крестьянам сеять больше пшеницы 1-2 сорта. Хотя бы уверенного 3-го, а не как сейчас — плохого 3-го и даже 4-го. Первосортную пшеницу у них в любом случае купят, её всегда не хватает, — заявляет он. — Производители покупают такое сырьё охотнее.

А ещё эксперт сетует на то, что сейчас в агробизнесе наша страна находится на уровне начала ХХ века: крестьяне отдельно, переработчики отдельно.

— Мы отстали на 100 лет. Европа давно ушла от этого. Там все объединяются или в агрохолдинги, где совместно существует и производство, и переработка продукции, или в кооперативы, — нескольким производителям выживать легче. Те предприятия, что работали в одиночку, там давно разорились.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров