Как барнаульские бизнесмены реализовали два уникальных для города проекта?
Сильный бизнес на небольших слабостях: Борис Родионов на "Завтраке со стартапом" об открытии Kennedy's Coffee и "Стаут Маклауд"
11 августа 2017, 11:51, ИА Амител
Немногие представляют свое утро без кофе, а пятничный вечер – без пива. И это не реклама и не пропаганда, просто на "Завтрак со стартапом" пришел барнаульский предприниматель Борис Родионов, который, понимая востребованность и первого, и второго, открыл в краевой столице Kennedy's Coffee и крафтовый бар "Стаут Маклауд". С чего он запускал оба своих бизнес-проекта, помогли ли ему в этом форум АТР и Бизнес-инкубатор и окупились ли вложения в новые для города заведения, читайте в нашем интервью.
Съемки рубрики "Завтрак со стартапом" проходят в баре-магазине "Брют".
-У многих бизнесменов предпринимательская жилка проявилась еще в детстве. У вас было так же?
- Думаю, да. Мы с другом скачивали игры, у нас был хороший доступ в интернет, когда его еще нигде не было, нарезали на диски и продавали. Тогда, по сути, мы были "пиратами", но это приносило деньги, было незаконно, но интересно. Как-то в 2002 году мы продали партию на 1200 рублей. На эти деньги купили записывающее устройство и продолжили это занятие. Мы все время чем-нибудь занимались. Как-то проводили дискотеки на Сулиме - страшная была жизненная пора. Мы вроде бы зарабатывали, но общаться приходилось с очень странными ребятами: как-то к нам на мероприятие принесли гранату, например. К нам приходили люди, угрожали пистолетами, появилась даже "крыша" своя, постоянно били охранников. Мы сами все организовывали, расклеивали плакаты и пытались играть музыку, которая была актуальна в клубе "Пилот", но на Сулиме в спорт-баре брали за вход 70 руб. Я помню, как мы приезжали в "Кофе-бум" и считали эти десяти- и сторублевые купюры. А так я и диджействовал, и занимался озеленением улиц, и продвижением сайтов, кроме того, у нас был свой игровой сервер - единственный в Барнауле.
-Как начали развивать идею с Kennedy's Coffee?
- Мы это придумали с моим хорошим другом Андреем Устянцевым. Я работал тогда в компании "Сибирикс" руководителем проектов, он работал в новосибирской фирме. Мы занимались тем, что было связано с digital и IT. В какой-то момент нам это надоело, вся эта текучка, хотя занятие приносило нормальные деньги, и мы решили все-таки открыть свой бизнес. Сначала мы съездили на АТР и дали зарок, что на следующий год приедем уже бизнесменами. Там мы генерировали идеи, определяли какие-то параметры, которые хотели от бизнеса видеть, например, чтобы он был массовый, недорогой и вложений требовал не более 500 тыс. рублей, обсуждали идеи. Первая совместная идея — продавать толстовки с логотипами вузов. Мы промаялись с этим полгода и ничего не заработали, но опыт получили. Потом была идея открыть автоматизированные прачечные. Также мы постоянно мониторили франшизы, изучали чужие идеи и увидели на Украине и в Новосибирске точки кофе с собой. Нам понравилось, и мы решили попробовать с нуля. Заказали дизайн у Punk You Brands, придумали название, решили все вопросы с технической частью, потому что тогда никто не знал, как кофемашина вообще без водопровода может работать посреди торгового центра.
- А АТР вообще для вас был полезен? Действительно ли эта площадка помогает начинающим предпринимателям?
- Я на АТР ездил во всех качествах. Если по-честному, это интересная площадка в плане социализации. В какие-то годы я приезжал сюда просто развлекаться, в последнее время меня приглашают в качестве эксперта по айти-площадке. Я вижу какие-то интересные проекты, но в целом сам формат не особо развивается. И кузницей он не стал. Он дает много только некоторым, которые и так, скорее всего, что-либо открыли. А так там есть профессиональные АТРщики, которые участие принимают уже лет 9 и ничего не открывают. Нам АТР дал хороший толчок, мы попали в очень интересный год на крутую площадку, куда приезжал Вадим Ширяев – известный в России маркетолог. Мы прослушали его двухдневный тренинг, что и добавило нам решимости реализовать свои планы.
- Вы также являетесь резидентами Бизнес-инкубатора. А он вам чем был полезен?
- В первую очередь нам это дало очень недорогую аренду офиса, что является плюсом для развивающегося бизнеса. Кроме того, там есть аппаратура, дополнительные помещения, зал для встреч, нам там очень комфортно.
В целом там очень хорошие люди работают, они помогают, отправляют проекты на выставки, дают возможность общаться с экспертами, до которых просто так не дотянуться. Сюда приезжают спикеры, здесь проходят различные мероприятия и выставки, оказывается и юридическая помощь, и бухгалтерская, но на самом деле многие думают, что самое сложное - это зарегистрировать свое ООО, а на практике ты понимаешь, что это было самым простым.
- А гранты пробовали получить?
- Нет, получали средства только от службы занятости, совсем небольшую сумму, за которую не смогли отчитаться и вернули. Свой бизнес мы строили на заемные деньги и мою зарплату.
- Почему решили открыть именно сеть кофе с собой, а не ресторан или кафе, и как сейчас развивается ваша франшиза?
- Нам очень понравилась идея с сетью, так как с одной точки хорошо не проживешь. Кроме того, тогда на рынке было не так много франшиз, и мы захотели развиваться именно по этому пути. Мы решили открыть точку, поработать год, получить сведения по сезонности, а после запустить свою франшизу. В итоге мы так и сделали, а наш конкурент Coffee Like не стал ждать год и на тот момент уже продавал вовсю франшизу, не отработав года.
Когда точки Kennedy's Coffee появились в разных городах, мы стали федеральной сетью, но сейчас уже мы так активно франшизы больше не продаем, выбираем только очень заинтересованных людей. Вопрос не в том, чтобы красиво упаковать франшизу, а еще и в том, чтобы найти ответственного франшизи.
А с кафе у нас был не очень удачный опыт. Мы нашли инвестора, который предложил открыть кофейню под нашим брендом. Мы нашли место, сделали дизайн, закупили оборудование, разработали меню, но жильцы оказались против установки вытяжки, и мы никак не смогли их уговорить. Тогда мы встретились лоб в лоб с гражданами Российской Федерации, которые, оказывается, бывают абсолютно недоговороспособными. И мы поняли, что не стоит там ничего открывать: я как-то обнаружил себя в полиции пишущим заявление на управдома и осознал, что занимаюсь какой-то ерундой. Мы продали оборудование и оказались в минусе примерно на 2 млн рублей.
- Как пришли к идее с открытием бара "Стаут Маклауд"?
- Идея принадлежит не нам: наши приятели из "ДНК" попросили у нас помощи, когда запускали заведение. Я их консультировал, при этом сам тогда не знал, что такое крафтовое пиво, да и вообще от этого напитка отказался в пользу других. А потом через полгода я пришел к ним на открытие, попробовал и понял, что, оказывается, можно продавать пиво хорошего качества. Мы с ними поговорили, обсудили все и решили, что откроем бар.
Вообще, все складывается так, что тренд зарождается за рубежом, идет до Москвы, если проходит испытание столицей, движется в Новосибирск, а уже года через два его можно использовать в Барнауле. Так было и с кофе с собой, и с крафтовым пивом.
- А почему просто не открыли обычное питейное заведение, которых сейчас много? Так не проще бы было?
- Нет, многие из них работают за выручку в 300-500 тыс., с их накрутками в 30-40% они могут только платить себе зарплату, даже продавцов не все могут нанять, и часто трудятся сами владельцы. У такой "пивнушки" в небольшом микрорайоне конкуренция будет огромная. Мы пошли в другую сторону, потому что, во-первых, такое, как у нас, заведение открыть непросто, во-вторых, мало кто работает с рынком выше среднего, а в-третьих, открывать еще одно такое же заведение не каждому в голову придет.
Мы делали это для себя и своих знакомых. Нам не хватало бара, обычного, где можно посидеть за стойкой, куда ты можешь прийти один, поговорить с людьми или барменом. Кроме того, это такой добрый бизнес, здесь все по-честному. Мы продаем пиво, но наши клиенты не те люди, которые последнее отдадут, останутся без денег, жилья и семьи, а те, которые могут себе это позволить.
- Кто вам помогает в работе?
- С самого начала мы все развиваем вместе с равноправным партнером и моим другом Андреем Устьянцевым. Так было с продажей толстовок, Kennedy's Coffee и бара "Стаут Маклауд", а задачи и прибыль делим пятьдесят на пятьдесят.
- Сколько Kennedy's Coffee и бар "Стаут Маклауд" потребовали вложений, когда окупятся и планируете ли вы расширяться?
- Kennedy's Coffee уже давно окупился, там все зависит от точки. Например, та, что в "Весне", окупилась за месяц, в каких-то за 8 месяцев. На "Стаут Маклауд" ушло около 2,5 млн рублей, они пошли на оборот продукции, ремонт, бренд и оборудование. Окупаемость будем считать за год. Сейчас мы открыли магазин в "Европе", еще один будет в "Весне". Эти отделы нужны еще и для рекламы. Про нас знают немногие, мы оповестили весь свой ближний круг, а потом идет сарафанное радио, но оно очень медленное. И люди, которые любят хорошее пиво, никогда про нас не слышали, нам нужен на них выход. В новых отделах у нас будет и крафтовое, и традиционное пиво, через эти точки мы будем объяснять, что такое крафтовое пиво, поднимать рынок и бар.
"Брют" бар-магазин находится по адресу: проспект Ленина, 80. Тел.: +7 (3852) 506-340. Бар работает ежедневно с 12:00 до 00:00, магазин – с 09:00 до 21:00.
Комментарии 0