Барнаул: бриллиант в обмен на погреб

08 ноября 2012, 13:55, ИА Амител

Кооперативный погреб вместо роскошного деревянного особняка получил наш Барнаул пару десятков лет назад. Старинный дом защищали изо всех сил, а когда поняли, что усилия тщетны, устроили с ним красивое прощание. Спустя пять лет на ул. Анатолия, 106 была создана копия уничтоженого властями особняка. Некоторые презирают новодел, считая его подделкой. Получился дом-фантом, образ из прошлого. И все равно хорошо, что он есть...

На этот раз, знакомя читателей с деревянным зодчеством Барнаула, мы расскажем о доме архитектора Ивана Феодосиевича Носовича. Особняк, напоминающий сказочный русский теремок, возводили по проекту градостроителя. Тут он жил с семьей и трудился.

Живая память об архитекторе

Кратко расскажем о нескольких других работах Носовича, прекрасно знакомых каждому из вас: под его руководством по проекту петербургского архитектора Ивана Ропета сооружали Народный дом - центр культурной и просветительской жизни Барнаула, который сейчас занимает Государственная филармония Алтайского края. По личным проектам Носовича построен Народный дом в Бийске, ныне Бийс кий городской драматический театр; католический костел в Барнауле, впоследствии обезглавленный и переделанный под аптеку; городской торговый корпус, первый этаж которого занимала торговля, второй - органы местного самоуправления (дума и управа), сейчас в нем располагаются комитет по культуре администрации г.Барнаула, музей "Город" и другие учреждения. Иван Носович, вдохновленный идеями английского философа и социолога-утописта Эбенизера Говарда, известного своей публикацией "Города-сады будущего", разработал проект барнаульского города-сада, так и оставшегося на бумаге.

Путаница с голодовкой

Деревянный дом Носовича вырос на ул. Чернышевского, 152 в 1908 году. Считается, что Иван Феодосиевич своими руками вырезал наличники для дома и прочие детали, предназначенные для украшения.

В свободной энциклопедии "Википедия" о доме написано, что в 1980-х годах в окрестностях здания началось стро ительство нового микрорайона. Особняк предполагалось снести, а из бревен соорудить курятник в пос. Штабка.

"Однако в апреле 1988 года в дом засели молодые барнаульские художники, музыканты и неформалы, объявив голодовку на полторы недели. В акции участвовали художники Алексей Чеканов, Юрий Эсауленко, скульптор Александр Маркин, тусовщица Вероника Боброва. В местной прессе появились публикации в защиту памятника истории. В результате власти заявили, что дом будет заново отстроен по фотографиям и обмерным чертежам", - говорится в "Википедии".

Выйдя на непосредственного участника описанных событий - скульптора и художника Александра Маркина, по-прежнему живущего в Барнауле, мы выяснили, что никакой голодовки не проводилось. Собеседник по-доброму посмеялся над вымыслом и рассказал, что было на самом деле.

Согласно воспоминаниям Александра Маркина, перед сносом в доме Носовича существовала коммуналка, а затем больница для детей, больных туберкулезом. Чиновники замахнулись на дом Носовича, потому что он им мешал построить на ул. Чернышевского девятиэтажный жилой дом.

В конце 80-х годов Маркину было под 30. Вместе с соплеменниками он предлагал городским властям оставить в покое особняк и отдать его под творческий молодежный центр. 

"Шикарный дом, - отзывается об особняке Маркин. - Мы предлагали в нем с тогдашним молодежным центром, возглавляемым Владимиром Ильичом Мордвиновым, который потом много лет был директором краевого драматического театра, сделать творческий молодежный центр с парком скульптуры, концертным залом, студиями, мастерскими, кузней.

Уже в 80-х молодежь клей по подъездам нюхала. Я говорил, что нужно сделать так, чтобы если она и нюхала клей, то только столярный в мастерской".

В перенос здания на новое место Маркин не верил. "Все эксперименты по переносу зданий в Барнауле заканчиваются безобразно. Как пример, бывший до недавнего времени Дом писателя. Было очень красивое здание на ул.Чехова. Якобы перенесли. Это одно и тоже, что вы нарисовали Мону Лизу и заявили, что это и есть Мона Лиза", - считает Маркин. 

Убедившись в твердости намерений чиновников, творческое объединение "Тихая мансарда" организовало в стенах заброшенного особняка выставку "Прощание со старым домом". Александр Маркин точно не помнит, задолго ли до этого съехала детская больница.

"Судя по невеликой загаженности, прошло немного времени. Естественно, часть окон успели выбить. У нас коли здание заброшенное, обязательно надо кирпичом засветить. А какие окна были! Уникальные рамы с бронзовыми шпингалетами и крючочками...", - сокрушается художник.

"Прощание со старым домом" проводилось в апреле. На улицах грязища, к дому в частном секторе с трудом пробирались через нее. Внутри жутко холодно. Дом за зиму промерз.

Помимо Александра Маркина свои картины и скульптуры на выставке представили юные творцы - Юрий Эсауленко, Ирина Болдина, Алексей Чеканов, Александр Боровец. Им было в пределах 20.

"Было еще несколько музыкантов из группы "Дядя Го". Они приходили к нам и пели песни. Поклонницы "Дяди Го" и "Тихой мансарды" приносили нам кофе в термосах, какую-то еду.

Каждый день выставку посещало около 150 человек. Это очень большой для Барнаула поток. Обычно на выставках мухи от скуки дохнут. 

Народ, помнится, из-за грязи думает, то ли идти на выставку, то ли нет. Слышат, что песни Гребенщикова из окна орут. "О, свои! Идем!"", - ностальгирует Маркин.

Акция продлилась шесть дней: выставка проходила в течение двух недель по пятницам, субботам и воскресеньям.

Ну а вскоре дом разодрали на части. Процесс разрушения Александр Маркин не видел. Трагедию наблюдала его сестра, что проживает поблизости.

"Зацепили двумя бульдозерами толстенный, толщиной с руку, трос. Рванули дом. Трос лопнул. Зацепили два троса. Рванули. Дом развалился. - продолжает рассказчик. - Я специально ходил посмотреть на оставшееся. Вы не представляете! Дерево снаружи чернеет. А в местах, где бревно к бревну примыкало, оно было красивого кремово-розового цвета! Ни капли не пострадало почти за 100 лет!

Самое печальное заключается в том, что девятиэтажку построили в 40 метрах от уцелевшего фун дамента. И фундамент торчал из земли несколько лет. В итоге его снесли и поставили  кооперативный погреб".

В какой-то алтайской газете Александр Маркин прочитал, что из оригинального леса построили некое хозяйственное помещение. Подробностей из материала он не запомнил.

Председатель правления Алтайской краевой общественной организации Союза архитекторов России Петр Анисифоров нам сообщил, что лес собирались перетащить на ул. Анатолия, но "по пути" в один с лишним километр бревна, скорее всего, разворовали. Анисифоров утверждает, что от дома уцелел флигель. Его горожане сняли до разборки основной части особняка, сохранили и передали строителям нового дома.

Новое рождение

Копию особняка возводила за свой счет одна из горожанок. Перед ней власти поставили условие: желаете получить участок земли на ул. Анатолия, стройте дом Носовича. У первоначального собственника его купил хозяин стоматологической клиники "Спектра". В особняке нынче находится офис клиники, часть площадей под офис у нее арендует туристическая компания.

Будите проходить мимо современного дома Носовича, обратите внимание на кованый флюгер с датой нового дня рождения дома — 1993. 

PS: Откуда же взялась голодовка? По словам Александра Маркина, одновременно с выставкой "Прощание со старым домом" устраивала голодовку упомянутая в "Википедии" "тусовщица Вероника Боброва". Отказом от еды она добивалась опровержения недостоверной информации, опубликованной о ней в местной прессе. 

Татьяна Труфанова

Фото ИА "Амител", а также из личного архива Александра Маркина.

Ссылки по теме:

Барнаул: дом с уникальным архивом под штукатуркой
Барнаул: дом с уникальным архивом под штукатуркой ...  
24.10.2012 http://www.amic.ru/news/197057/


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров