Натуральные ингредиенты и классические технологии производства
Генеральный директор БПЗ Алексей Рыбников рассказал о первых заработках, стратегии бизнеса и самом сокровенном
18 декабря 2017, 07:50, ИА Амител
Фото: Андрей СоколовОбычно в рамках нашего проекта "Бизнес-ланч с профи" мы приглашаем гостя в один из лучших ресторанов Барнаула, где и проходит наша беседа. На этот раз все было по-другому.
Генеральный директор БПЗ Алексей Рыбников накануне своего дня рождения (отметил его руководитель одного из крупнейших предприятий Алтайского края 17 декабря - прим. авт.) пригласил нас в гости на завод, а потому были и бизнес-ланч, и интересная беседа, и экскурсия по предприятию.
Оксана Бассауэр: Алексей Анатольевич, вот сколько раз с Вами беседовали, а никогда речь не заходила о том, как Вы пришли в этот бизнес. С чего начинали?
Алексей Рыбников: Начинал с нуля. Но если заглядывать еще в более ранний период, то началось все со школы. Учился я в одном из сел Краснощековского района Алтайского края в восьми километрах от райцентра. В школу нас возили на автобусе. И уже тогда что-то делал. Например, два года работал почтальоном. И летом, и зимой после школы развозил почту на мопеде и велосипеде. Знал всех пофамильно. Зарабатывал 83 рубля. Для мальчишки это были серьезные деньги тогда. А дома помогал по хозяйству. Работу на почте сменила новая деятельность – пчеловодство. Бабушка мне выделила один улей, научила всему. И стал разводить пчел. Развел до четырех ульев. А с каждого улья я накачивал по фляге, а то и по полторы меда, который продавал. Купил себе первый видеомагнитофон в деревне. Потом у меня появился мопед – тоже единственный в деревне был. Занимался этим прибыльным и хлопотным бизнесом до самого одиннадцатого класса. А потом, успешно сдав экзамены в школе, уехал в Барнаул и поступил на экономический факультет Алтайского госуниверситета. Обучался по новой тогда специальности "Менеджмент". Никто тогда толком и не понимал, кто такой менеджер, каким он должен быть. Все новое и непонятное, как обычно, многих притягивает. Я не стал исключением. Будучи студентами, тоже не сидели только за книжками. Был это 1996 год. На пару с товарищем купили компьютер. А тогда это тоже было редкостью – домашние компьютеры у студентов. И мы занялись написанием курсовых, дипломных работ, набором, распечаткой и копированием текстов. При этом мы были отличниками, получали повышенную стипендию. Не помню, правда, сколько тогда была стипендия, помню точно – денег не хватало. Поэтому-то и приходилось дополнительно зарабатывать. Писали мы работы серьезные. Приходилось ходить в библиотеку, там изучать материалы, последние научные статьи по проблематике курсовых или дипломных работ. Плагиатом мы не занимались, работу свою делали добросовестно. Как результат, эти работы оценивались на "отлично" в большинстве случаев. К слову, эта работа приносила тогда вполне солидные деньги.
О.Б.: А вам потом помогли эти изыскания?
А.Р.: Конечно! Работу-то проделывали не механическую. Ведь в подобном труде обязательно должен быть стержень, четко продуманная логика наполнения информацией. Этим занимался и пару лет после окончания вуза. Мои работы заинтересовали и моего научного руководителя. Особенно ему понравилась тематика управления предприятием на основе бизнес-процессов, бизнес-структуры. Тогда эта тема только становилась популярной. По ней мало было работ. В основном были иностранные авторы, а вот российских авторов не было практически. А взять и переложить западную теорию на нашу практику было нереально. Перед этим я успел пройти практику в концерне "Алтайпромстрой", который находился тогда на проспекте Ленина, 54, где Главпочтамт. Я написал несколько курсовых работ и отчетов по практике по этому концерну. Мой преподаватель это увидел, работы его заинтересовали, и в 2000 году меня пригласили в научную лабораторию Барнаульского пивоваренного завода практикантом. В то время она была только создана, и шло наполнение штатами. Я долго не раздумывал, потому что знал о заводе с 1998 года: у моего товарища здесь работал главным механиком дядя. И мы тогда, помимо своих всех дел, в летнее время успевали подрабатывать разнорабочими. Так что с предприятием я знаком, можно сказать, со студенческой скамьи. Представляете, насколько в жизни все связано? Вот так и началась моя карьера на заводе. Был переведен на должность экономиста, отработал в ней два года. Затем меня перевели на должность ведущего экономиста. Параллельно с товарищами занялись бизнесом: взяли в аренду коммерческий киоск на Петровском рынке (этот киоск и сейчас там стоит) и начали торговать пивом Барнаульского пивоваренного. Это была одна из первых дилерских точек (смеется). Мы сами торговали за прилавком. И я - в вечернее время после работы. Затем появилась еще одна точка розничной торговли на Урожайном. Там уже были продукты питания – хлеб, молоко, крупы и другое. Такому бизнесу надо уделять много внимания. Два года занимались этим, а потом решили попробовать бизнес серьезнее и начали торговать оптом. Сделали ставку на оперативную доставку товара покупателям. И выигрышно мы выглядели на фоне наших многочисленных конкурентов потому, что они доставляли товар только большими грузовиками, а мы – небольшими грузовичками. И потому были оперативнее, ведь заполнить заказами небольшой грузовик можно быстрее, чем огромную фуру.
О.Б.: Как же основная работа на заводе?
А.Р.: Здесь тоже все шло успешно. Начался карьерный рост. В 2006-м я стал начальником планово-экономического отдела, потом – заместителем генерального директора. Не стало времени заниматься чем-то еще. В итоге в 2014 году на собрании меня избрали генеральным директором предприятия. Так что в следующем году будет порядка 20 лет как я знаком с заводом.
О традициях
О.Б.: Если оглянуться назад и посмотреть весь период Вашего пребывания на заводе, как он изменился за эти годы?
А.Р.: Кардинально! Сегодня на предприятии абсолютно новое оборудование. Пожалуй, традиционным у нас осталось хранилище солода. Да сегодня и надобности нет его хранить в больших количествах: на рынке всегда есть. Приоритет мы отдали обновлению линии розлива, варочному оборудованию, отделению брожения и дображивания, фильтрационному отделению, ряду вспомогательных цехов, холодильному оборудованию. Завод расширился и по площади, увеличил объемы выпускаемой продукции. Двадцать лет назад объем был на уровне двух миллионов декалитров. Если сравнивать с теперешними объемами – это работа двух летних месяцев. Причем пиво было в стеклобутылке, и в 1997 году поставили линию розлива в кеги. Тогда разливной формат не особо был развит.
О.Б.: А каким был ассортимент?
А.Р.: Он был гораздо уже. Не выпускались квас, вода. Сорта пива были наперечет: "Атлант", "Златогорье", "Пантовое", "Медея". Их сейчас нет. Сейчас эти сорта назвали бы пивными напитками со специальными добавками, хоть и натуральными: мед, пантогематоген. Появились другие наименования. Завод сильно шагнул вперед и по ассортименту, и по номенклатуре.
О.Б.: И сколько наименований сегодня насчитывает ассортимент?
А.Р.: Тридцать пять пивных сортов. У завода серьезный портфель сформировался за эти годы.
О.Б.: В скольких городах страны сегодня представлена ваша продукция?
А.Р.: Если честно, не считали. География достаточно обширная – начиная от Камчатки, Сахалина, заканчивая Калининградом. При этом в различных регионах разная представленность. Разнятся и предпочтения потребителей. И все-таки 50% продается в домашнем регионе. Это скорее традиции. Ведь Барнаульский пивоваренный завод – самое опытное предприятие на рынке. В самом начале пути он назывался "Комбинат пива и безалкогольных напитков". Предприятие было построено чехами. Место выбрали тоже неслучайно. Чехи искали, где есть хороша вода. Провели серьезные изыскания и установили, что именно на этом месте – на Трактовой – очень высокие качественные показатели воды. К слову, такие заводы были построены практически в каждом регионе России, но сохранились они не везде. Например, до недавнего времени такой завод был во Владивостоке, однако он прекратил свое существование: его попросту растащили.
О.Б.: Почему так получилось? Не востребовано такое производство?
А.Р.: Технологии шагнули вперед, и дешевле стало построить новое здание, а не реставрировать старое. Наши собственники пошли по другому пути. Стратегия БПЗ и сейчас абсолютно понятна для потребителей – это натуральность используемых ингредиентов и классические технологии производства. Все, что производится на других предприятиях, мы называем коммерческой технологией производства.
О.Б.: К вопросу о традициях… А что сейчас охотнее покупают: новые сорта или традиционные?
А.Р.: Продается все. Если мы возьмем классический SWOT-анализ, посмотрим на продукт, конечно, в нашем портфеле есть самые разные позиции – и локомотивы, и звезды… Локомотив составляют четыре сорта, и 80% продаж приходится именно на эти сорта. Остальные 20% приходятся на оставшийся 31 сорт. Рынок не стоит на месте, заставляет и нас двигаться, разрабатывать новые сорта напитков.
О.Б.: Кто у вас занимается разработкой сортов пива?
А.Р.: Предпочтения потребителей изучает отдел маркетинга. Он же и заказывает вкус, который востребован на рынке: легкий, хмелевой вкус, высокоплотный сорт, когда кладется больше солода, процесс брожения дольше. У одних процесс брожения порядка 30 дней. Мы вот недавно сделали новый сорт, одноименный с сетью наших ресторанчиков, и, знаете, по темпу роста продаж он опережает все. Так, в Новосибирской области этот сорт сейчас – лидер продаж.
О конкуренции
О.Б.: Некоторые потребители предпочитают импортные сорта пива. О чем и заявляют. Вас это не смущает?
А.Р.: Если мы говорим про Барнаул, то здесь ресторанов с настоящим импортным бельгийским, немецким, датским пивом – единицы. Нередко в барнаульских заведениях подают пиво из частных местных пивоварен, которые изготавливают небольшие партии напитка. Как показывает статистика, сегодня наш потребитель четко ориентирован на нашу продукцию. Продукцию местных производителей. И потребление нашей продукции, пожалуй, на первом месте. Затем идут "Бочкари". Есть еще 28 предприятий пивоварения – Борихинский, Славгородский, которые ориентированы на узкого потребителя. И если сложить объем этих предприятий в одно целое, то получится объем нашего одного предприятия.
О.Б.: Как вы относитесь к этой конкуренции?
А.Р.: Конкуренция – это нормально. Она заставляет производителя держать свою марку, держать качество продукта. И у потребителя должен быть выбор. В условиях конкуренции мы чувствуем себя нормально: в Алтайском крае в этом году прирост продаж чуть больше 20%.
О партнерстве
О.Б.: Наверное, работа с продуктовыми сетями помогает достигать таких результатов?
А.Р.: С сетями работать очень сложно. Они всегда диктуют свою политику, в том числе и ценовую. Зачастую очень жесткую и не взаимовыгодную. Нас это не устраивает. Считаем, что рынок в плане ценообразования нужно регулировать, работать с торговыми точками, дистрибьюторами. Тщательно контролировать эти процессы.
О.Б.: Именно поэтому появилась сеть "Заправка"?
А.Р.: Да. Это альтернатива торговым сетям. И это более выгодный для нас проект. Как результат, продажи выросли в пять раз. К тому же мы тщательно контролируем эти точки. Следим за соблюдением температурных режимов. При необходимости на точку выезжает наша лаборатория. Мы считаем, что это более короткий и качественный путь до потребителя.
О.Б.: Это собственные точки или партнерские?
А.Р.: Эти точки по согласованию с нами открывают индивидуальные предприниматели по франчайзингу. Мы готовы сотрудничать, если у человека есть желание работать с этим бизнесом, первоначальный капитал. Есть определенные требования к санитарному состоянию точки, дизайну. К слову, у завода в свое время была розница. Но могу говорить прямо и открыто — это был неэффективный и убыточный проект. Дело в том, что штат такого магазина составляли: директор магазина, его заместитель, завхоз, продавцы. То есть только управленческое звено было человека четыре. Ну и немаловажно то, что задача индивидуальных предпринимателей – не просто свою зарплату отработать, а развиваться, получать прибыль с точки. Мы же даем потребителям торговых точек под брендом "Заправка" гарантию качества продукции, ассортимент.
О.Б.: Алексей Анатольевич, были случаи, когда прекращали партнерский договор из-за несоблюдения стандартов?
А.Р.: Конечно. И в основном из-за нарушения санитарных норм. Мы сначала даем время — порядка двух месяцев — на устранение недостатков. Если предприниматель по какой-то причине не выполняет наши требования, мы прекращаем сотрудничество.
О качестве
О.Б.: Как подбирается сырье для вашей продукции?
А.Р.: Основное правило в нашем деле, как говорится, солод, холод, совесть пивовара. Это наша классическая технология (смеется). Конечно же, четкий входной контроль не только за сырьем, но и за материалами от колпачка до этикетки на бутылку. Так и выходной контроль. Каждая выпускаемая единица должна соответствовать ГОСТу или ТУ, в зависимости от продукции. Что касается солода, то основные потребности — 70% – мы закрываем собственным производством. У нас есть солодовня, где на грядках проращивается сырье. Еще одну важнейшую составляющую – хмель – закупаем у немцев. Это компания с более чем столетней историей, Barth-Haas Group. Наши партнеры раза три-четыре в год приезжают, спрашивают, все ли нас устраивает. Мы также бываем в гостях у партнеров в Германии. В общем, мы с ними в режиме постоянного диалога. Все остальное — российского производства.
О.Б.: А разве хмель у нас не выращивают? Почему немецкий покупаете?
А.Р.: Российский хмель пока не обладает необходимым качеством. Да и объемы не те. Скорее для частных пивоварен. Более масштабно этим занимается республика Чувашия. Возможно, мы попробуем в этом направлении посотрудничать.
О.Б.: Что входит в состав безалкогольных напитков кроме воды?
А.Р.: Используем натуральный сахар, экстракты "Киви", "Экзотика" и другие, тоже натуральные концентраты, также немецкой компании "Вильд".
О.Б.: Ваш бизнес — сезонный? Ведь основное потребление прохладительных напитков происходит летом.
Р.А.: Если мы опять вернемся к истории завода, то раньше сезонность была очень ярко выраженная. Сейчас ситуация достаточно сильно сгладилась. Конечно, июль – месяц пиковых продаж. Но расхождение с другими месяцами незначительное. Возможно, повлияло и расширение географии реализации нашей продукции. Сегодня напитки безалкогольные, например, пьют в любое время года. И динамика роста у нас по ним порядка 40%. Так, летом мы выпустили линейку безалкогольных коктейлей Good Stripes, и они моментально стали популярными. Их сразу завели в сеть магазинов "Мария-Ра".
О соцориентированности
О.Б.: Барнаульский пивоваренный часто принимает участие в социально значимых проектах, поддерживает спортивные мероприятия. Для чего?
А.Р.: Социальную политику предприятия можно поделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — это работа с сотрудниками завода. На предприятии сегодня работает порядка 1300 человек. Наша задача, чтобы все эти люди чувствовали себя комфортно на рабочем месте, работали с удовольствием. У нас организовано бесплатное питание. То есть выдается талон на 70 рублей. На эту сумму в нашей столовой можно покушать. Если же человек хочет купить что-то еще, оплачивает уже дополнительно. У нас есть денежная помощь по случаю бракосочетания, дня рождения и других жизненных событий. Специалисты с ненормированным рабочим днем получают дополнительные отпуска. Работники наши получают спецодежду. Мы обучаем людей. Тем, кто болеет более двух месяцев, помогаем приобретать лекарства. На днях налоговая инспекция Алтайского края объявила список крупных налогоплательщиков края. И мы снова в этом числе. А это значит, что мы социально ориентированы. Мы прекрасно знаем, что эти деньги идут на развитие города и края.
Что касается внешней социальной политики, мы — крупное предприятие. Чувствуем свою социальную ответственность. А потому не остаемся в стороне от различных событий, участвуем в разных мероприятиях разного уровня: и краевого, и городского, и районного. Сотрудничаем с рядом спортивных федераций (например, шахмат, тхэквондо), с футбольными клубами. Это большая поддержка с нашей стороны – как материальная, так и организационная.
С гордостью могу сказать, что мы практически единственное предприятие, которое работает с таким количеством школьников и студентов. Ежегодно во время так называемой "пятой трудовой четверти" мы трудоустраиваем порядка 180 школьников. Мы уже несколько лет в этом проекте. И за это время через нас прошло около 1000 ребятишек. В этом году, например, работая по четыре часа в день, получали зарплату и льготное питание наряду с сотрудниками предприятия. Ребята работают в хозяйственном отделе, в лаборатории, в отделе маркетинга, выполняют курьерские функции. Старшие школьники допускаются на розлив безалкогольных напитков. Важно еще то, что дети формируют мнение о деятельности промышленного предприятия. Полагаю, что многим это помогает определиться с дальнейшей профессией и стать профессионалами своего дела.
О личном
О.Б.: Какие понятия вы вкладываете в слово профессионал?
А.Р.: Это человек, который владеет знаниями, опытом, навыками. Тот, кто сам может созидать.
О.Б.: Что для вас главное в жизни?
А.Р.: Главное для меня — это семья и работа. Причем работа должна нравиться.
О.Б.: Как по-вашему, семья и работа могут сосуществовать?
А.Р.: Прекрасно могут! Есть вечера, выходные дни, отпуска, которые я посвящаю семье. Ведь у детей, а их у меня трое, есть своя работа — сад, школа. Отлично можно пообщаться и по дороге домой. А в выходные мы любим гулять, вот зимой - играть в снежки. Со старшей дочерью в кино ходим.
О.Б.: Совсем скоро Вы будете отмечать день рождения! Что бы Вы себе пожелали?
А.Р.: Мой день рождения символично совпадает с концом года, подведением итогов. Чего бы пожелал себе? Конечно же, стабильности, дальнейшего движения вперед, новых достижений вместе с коллективом.
Блиц-опрос "Продолжите фразу"
1. В выходные я предпочитаю…
- Отдыхать с семьей
2. Вот недавно прочитал…
- Книгу Виктора Богомолова "Момент истины" . Можно сказать, перечитал в который раз.
3. День рождения для меня — это…
- Новые планы, достижения, цели, поступательное движение вперед.
4. Нравится смотреть фильмы про…
- Великую Отечественную войну.
5. Предпочитаю не иметь дел с людьми, которые …
- Не держат своего слова.
Беседовала Оксана Бассауэр
Комментарии 0