Барнаул теряет шикарный памятник архитектуры федерального значения

30 апреля 2013, 07:01, ИА Амител

Два Вадима попали в объектив моего фотоаппарата. Они идут мимо этого шикарного дома, задирают голову вверх, разглядывают крышу, комментируют увиденное. До меня, на противоположную сторону улицы, ветер доносит слово "красивый". Я радуюсь за маленьких школьников: радуюсь за то, что они успели застать в живых этот необыкновенный дом; радуюсь за то, что они смогли оценить его красоту и говорят об этом вслух. Мне хочется обнять мальчишек и сказать им: "Спасибо!"

"Красивые" и "мало осталось"

Я долго наблюдала за жителями Барнаула, которые проходили мимо "Дома Лесневского". Все они, кроме Вадимов, были взрослыми. И никто из них даже не кинул взгляд в сторону дома. Лишь дети выказали неподдельный интерес.

- Ребят, здравствуйте! - подбегаю к ним.

- Здравствуйте! - смутившись, приветствуют они меня хором.

- Часто проходите мимо этого дома?

- Да, - снова хором отзываются мальчишки.

- Наверное, каждый раз рассматриваете какие-то элементы?

- Да, - опять хором отвечают два Вадима.

- Чем он вам нравится?

- Ну... он такой старый. Раньше такие же были дома, - говорит бойкий Вадим помладше. - Они …красивые.

- Их только мало осталось, - добавляет скромный Вадим постарше.

- Жалко?

- Ага, - кивают головой Вадимы.

- Вот такой бы дом самому. Таких бы домов побольше, - мечтательно выводит Вадим помладше.

- Как вы думаете, ваши детки этот дом увидят или уже нет?

- Я надеюсь, что да, - Вадим помладше.

- Я тоже, - Вадим постарше.

- А какой элемент дома вам больше всего нравится? 

- Крыша, - показывает вверх Вадим помладше.

- Чердак, - говорит конкретнее Вадим постарше.

Историю "Дома Лесневского" оба Вадима не знают. Вкратце им пересказала "биографию" усадьбы, показав ее на старинной открытке, на которой к "Дому Лесневского" еще подбирается вода заводского пруда. Надеюсь, что незапланированная "лекция" задержится у них в памяти.

Первый хозяин

К фасаду "Дома Лесневского" прибито три таблички с обозначением современного адреса "ул. Ползунова, 56", что свидетельствует о его преклонном возрасте. А им предшествовали таблички, на которых фигурировали улицы Набережная Пруда (раньше) и Левый берег Пруда (позже).

По данным, предоставленным заместителем начальника МПЦ "Наследие" Мариной Целищевой, деревянный дом построили на стыке 19 и 20 веков на улице Набережная пруда для заведующего Чертежной Алтайского округа, межевого инженера Александра Адольфовича Лесневского (1866—1934). Автор проекта неизвестен. На первом этаже располагались людская, оранжерея, служебные комнаты, на втором – жилые комнаты и гостиная. У дома были выстроены конюшня и теплица "Флора". О работе теплицы в номере от 21 марта 1910 года писала "Алтайская газета". В ней было опубликовано объявление о продаже в "Доме Лесневского" растений, луковиц и свежих огурцов.

Хозяин великолепного дома вошел в историю Барнаула. Благодаря каким делам?

Происходил Александр Адольфович Лесневский из дворянской семьи. Образование он получил в Константиновском межевом институте (Москва).

В статье о Лесневском, которую подготовила историк Ирина Силина, сказано, что Лесневский трудился в наших краях на разных поприщах - в качестве межевого инженера, картографа, члена городской думы, городского головы, общественного деятеля.

До прибытия в Барнаул Александр Лесневский жил Вологде и заключил там брак с дочерью статского советника Екатериной Федоровной Бояриновой (в их семье родилось шестеро детей - Мария, Павел, Екатерина, Сергей, Антонина и Татьяна). Потом вместе с семьей Александр Адольфович переехал в Нижний Новгород, а затем, в 1895 году, поселился в Барнауле.

Не будем перечислять все должности Александра Лесневского, на которых он работал в Барнауле, а упомянем о тех, работая на которых, он оставил яркий след в истории города.

Под руководством Александра Адольфовича, когда он заведовал чертежной Главного управления Алтайского округа, в 1907 году была составлена новая топографическая карта Алтайского округа. Прежде в округе использовали топографическую карту, составленную в 1856-1864 годах. Долгое время на основе карты Лесневского составляли различные специальные карты.

Другим достижением Лесневского стала организация продажи карт чертежной Главного управления населению. В результате длительной переписки с Кабинетом Его Императорского Величества он получил в распоряжение чертежной две литографические скоропечатающие машины с механическим двигателем. Ранее печатные работы производились в Томске.

Являясь членом городской думы, Лесневский был горячим сторонником телефонизации Барнаула. На заседании Барнаульской городской думы в начале лета 1907 года им был предложен для обсуждения вопрос о создании в городе телефонной сети. Он считал, что Барнаул в ее строительстве может обойтись собственными силами без привлечения частных лиц. Однако эта точка зрения не нашла поддержки в думе. И телефонную сеть принялись развивать с участием фирмы "Гельвич и Черных".

Александр Адольфович внес серьезный вклад в культурную жизнь Барнаула. Театровед Ирина Свободная пишет, что Александр Адольфович был страстным поклонником театра. По прибытии в Барнаула он легко вошел в высший свет барнаульского общества, нашел там группу единомышленников, увлеченную устройством домашних спектаклей, благотворительных вечеров и концертов, и скоро стал ее творческим лидером. В 1897 году по инициативе Александра Лесневского был создан Кружок любителей драматического искусства.

Отбором пьес и их режиссурой занимался сам Лесневский. Он ставил пьесы про произведениям Александра Островского - "Лес", "Бедность не порок", Максима Горького - "На дне", Алексея Толстого - "Князь Серебряный" и т. д. Прогрессивный человек...

Каждый спектакль Кружка давался любителями с особой, оговоренной в театральной афише, благотворительной целью: "в пользу первых воскресных школ города Барнаула", "в пользу недостаточных учеников Барнаульского реального училища" или "бедных учениц Барнаульской женской гимназии", "на обучение студентам Алтайского землячества", "в пользу Общества Красного Креста", или даже "на усиление средств Арестантской библиотеки при Барнаульском тюремном замке".

На великолепно выполненных афишах Кружка любителей драматического искусства часто встречается такая декоративная композиция: на большой ветви сибирского кедра, увенчанной лирой и увитой цветами и лентами - печать с гербом Барнаула; мудрая птица-сова распростерла свои крылья над фолиантом с названием "Драма", и в завершении - пергамент с благородным латинским девизом: "Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает больше".

Театральные афишки к спектаклям Кружка любителей драматического искусства порой печатались на шелке, являя высокие образцы декоративной шелкографии. Напомним, что Александр Лесневский заведовал типолитографией округа, развивая печатное дело.

Время от времени сцена перемещалась в дом самого Лесневского. Здесь ставились спектакли домашнего детского театра. Его первое представление состоялось 1 января 1906 года. Дети сыграли отрывки из повести Ивана Тургенева "Бежин луг", из басен Ивана Крылова "Квартет",  "Стрекоза и муравей", а по окончании представления исполнили дивертисмент с песнями и танцами. Театральная программка сохранила имена маленьких актеров – Люба, Лида и Вера Сегедий, Котя, Тоня и Паша Лесневские.

По данным Ирины Силиной, в 1917 году после национализации его усадьбы Александр Лесневский отбыл в Новониколаевск. "О дальнейшей судьбе этого неординарного человека ничего не известно, каких-либо документов обнаружить пока не удается", - резюмирует в статье о Лесневском историк.

Приют для эвакуированных

- Когда моя мама была маленькой, в подполье находили украшение от серебряной ложечки, подвесочку из горного хрусталя. Детство есть детство. Где только не лазили, - рассказывает Элеонора Бруева. Она сейчас живет в "Доме Лесневского". Угол в нем перешел Элеоноре Николаевне по наследству от бабушки и дедушки. Их семья въехала в "Дом Лесневского" в годы Великой Отечественной войны.

По данным НПЦ "Наследие", с 1915 года "хозяева" у "Дома Лесневского" часто менялись. То комнаты сдавали в наем, то дом целиком отдали под центр художественной студии, то разместили в нем штаб четвертых сибирских пехотных курсов командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии и т. д.

Во время Великой Отечественной войны "чехарда" закончилась. Дом заселили сотрудники эвакуированных на Алтай сельхозинститутов. В НПЦ "Наследие" сообщают, что "Дом Лесневского" стал приютом для сотрудников эвакуированного из-под Ленинграда Пушкинского сельхозинститута. Ученые-"пушкинцы" положили начало (1943 год) Алтайскому сельскохозяйственному институту.

Элеонора Бруева говорит, что ее дедушка и бабушка - Александра Михайловна и Георгий Васильевич Дроздовы — приехали в Барнаул и поселились в одной из комнат "Дома Лесневского" в 1943 году. Их эвакуировали из города Рославль. Данный факт опровергает версию о том, что "Дом Лесневского" принял исключительно "пушкинцев". Дедушка Элеоноры Николаевны работал в Алтайском сельхозинституте мастером производственного обучения.

Внучка Дроздовых с удовольствием поделилась старыми черно-белыми фотографиями, на которых изображены ее предки на фоне "Дома Лесневского". Вот ее дедушка и бабушка в конце 40-х сидят в компании других жильцов дома у парадного входа со стороны ул. Ползунова. Теперь на месте парадного входа мы видим окно с игрушками из "Киндер-сюрпризов" между рамами. А вот какой-то парнишка стоит у дома на дороге, которая залита водой, вышедшей по весне из берегов реки Барнаулки. Снимок тоже из 40-х. А вот семья Дроздовых сидит на крылечке дома у входа в людскую со стороны пр. Красноармейский, который теперь выполняет роль главного. Александра Михайловна рукодельничает — держит в руках вязанье. Фото сделано в 50-х. Следующее колоритное фото сделано в 60-х. Георгий Васильевич стоит, прислонившись к забору, обрамленному цветами.

На сегодняшний день в "Доме Лесневского" проживают две семьи из числа старожилов - Элеоноры Бруевой и Людмилы Хохловой. Но последняя не помнит, в какие годы именно и почему ее родственники - мать и тетя - вселились в "Дом Лесневского". Фотографий с домом у нее нет. Кстати, тетя Людмилы Николаевны тоже была связана с Алтайским сельхозинститутом. Она работала в нем кем-то вроде завхоза.

С 40-х годов "Дом Лесневского" числился на балансе вуза, в 2006 году университет передал его городу. Постепенно 11 квартир, на которые был разбит дом, расширились до 7. С 90-х годов жилье по мере необходимости, допустим, чтобы продать или обменять, приватизировали. И теперь 5 числятся приватизированными, а 2 — муниципальными.

Таких у нас два

Внутри и снаружи дом разрушается. Внутри сыпется штукатурка. А снаружи облетает оригинальное ажурное убранство, которому идет второй век. Но сильнее остального, мне кажется, дом уродуют множественные переделки, на которое "отважились" его жильцы. Чего только стоят листы темного пластика, прибитые к окну, чтобы убрать "лишнее солнце".

Площадка вокруг дома совершенно не ухожена: завалена мусором и прошлогодней растительностью. На днях я дважды подходила к дому, в том числе позавчера. Вокруг него до сих пор не навели порядок.

По словам Элеоноры Бруевой, в последний раз дом ремонтировали в начале 70-х. На ремонт выделял средства сельхозинститут. Люди от него отремонтировали завалинку, починили крышу (изначально кровля была разноцветной в шашечку), заменили ставни, поставили новый забор и калитку, починили ворота. Кроме того, вуз дал жильцам материал, чтобы они сами кое-что сделали. Жильцы залили бетонное крыльцо у ныне главного входа, обновили штукатурку в коридоре на два этажа, где располагаются входы в большинстве квартир, побелили и покрасили.

Случалась вторая попытка со стороны сельхозинститута подновить дом. От института привезли груду железа на замену кровли. А на следующий день приехал человек из руководства и увез его в неизвестном направлении.

"Дом Лесневского" нуждается в капитальном ремонте. И ясно, что жители дома, хоть будь у них на то огромное желание, финансово его не потянут. Властям же "Дом Лесневского", думается, не нужен. 

Кстати, деревянный каркас дома пребывает в прекрасном состоянии.

- Недавно смотрим — дырочка в стене появилась (сучок, наверное, выпал, - прим. ред.). А в нее птички залезают. Мы решили проверить, что там завелось. Убрали одну досочку. А внутри опилки видны лиственницы. Они белого цвета и пахнут смолой! Мы опять все это аккуратно заделали, - вспоминает Элеонора Николаевна.

Много ли в Барнауле домов, подобных по ценности "Дому Лесневского"? Нет. "Дом Лесневского" - один из двух сохранившихся до наших дней памятников деревянного зодчества в Алтайском крае, которые являются памятниками архитектуры федерального значения. Второй объект - "Дом Шадрина" (г. Барнаула, пр. Красноармейский, 8), который многим известен под названием "Ресторан "Русский чай". Так что не слишком мы богаты уникальными деревянными домами, чтобы забывать о них.

Татьяна Труфанова 

Современные фотографии "Дома Лесневского" и старых снимков сделаны автором.

Открытка с изображением дома, а также фото Лесневского и документа с решением о выделении Пушкинскому сельхозинституту помещения в Барнауле в 1943 году предоставлены НПЦ "Наследие".


Ссылки по теме "Деревянное зодчество Барнаула":

Барнаульский дом-фантом: бриллиант в обмен на погреб
Барнаульский дом-фантом: бриллиант в обмен на погреб ... ... под его руководством по проекту петербургского архитектора Ивана Ропета сооружали Народный дом - центр культурной и просветительской жизни Барнаула, ...
08.11.2012 http://www.amic.ru/news/198475/

Барнаул: дом с уникальным архивом под штукатуркой
Барнаул: дом с уникальным архивом под штукатуркой ... ... А теперь в нем располагается Дом архитекторов. В рамках знакомства с деревянным зодчеством Барнаула нам рассказал об этом замечательном двухэтажном особняке ...
24.10.2012 http://www.amic.ru/news/197057/



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров