Очередная потеря в мирное время: с Дальнего Востока на Алтай следует "груз 200"

09 ноября 2011, 14:05, ИА Амител

Совсем скоро семья Колчевых из Бийска встретит дома своего сына. Он вернется в родной город на полгода раньше, чем ожидалось. "Когда Илюшка приедет в Бийск...", - говорит отец Виктор Колчев, словно его ребенок еще жив. Голос мужчины тверд. Произносит слова отчетливо. Стальные нервы. И только рычит в трубку телефона, когда в ворохе накопившихся за последние дни бумаг не может найти телефон следователя.

В мирное время семьи, отправившие своих сыновей учиться защищать Родину, взамен получают гробы.

Пауза для размышлений

Илья Колчев уходил в армию в весенний призыв-2011. 7 апреля ему исполнилось 20 лет, и он решил посвятить новый год своей жизни армии — и повзрослеть, и возмужать. Всего-то один год. Как время, за которое можно определиться, чему в дальнейшем можно себя посвятить. Пауза для размышлений.

"Я не хочу сказать, что он туда рвался. Большого желания он, конечно же, не испытывал. По состоянию здоровья он был признан годным. В принципе, парень здоровый. 1 м. 86 см. ростом, 45-ый размер ноги, под 70 кг. веса. Спортсмен.

Так получилось, что он поступал в Новосибирский архитектурный институт (Новосибирский  государственный архитектурно-строительный институт, - прим. ред.). Год проучился, не понравилось ему, бросил. Потом поступил в Бийский технологический институт. 1,5 года проучился. Не понравилось. Отчислили его.

Он не мог определиться по жизни. Современная молодежь такая, к сожалению. У него друг учится в Новосибирском военном училище (Военном учебно-научном центре Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (филиал г. Новосибирск), - прим. ред.). У него много друзей, которые пришли с армии. И он решил, что стоит пойти в армию.

В учебке он говорил, что, может быть, даже останется на сверхсрочную службу. Если что, пришел бы из армии и поступил. Ему был бы 21 год", - рассказывает Виктор Колчев. С корреспондентом ИА "Амител" из семьи общается только он. Жена Лида в стороне. Супруг пытается всячески оградить ее.

"Я не препятствовал, потому что сам служил. Я в общем-то и сейчас скажу, что, наверное, в армии, может быть, даже больше порядка, чем на гражданке. Несмотря ни на что у меня нет ненависти к армии. Да, там не сахар. Но никто и не говорил, что там детский сад", - делится своим мнением отец.

Его сыну в какой-то степени повезло. Илья ушел служить 23 мая. Попал в показательную учебную воинскую часть в Хабаровске, затем для несения службы — 16 октября — прибыл в поселок Сибирцево в воинскую часть 16871, батальон связи.

"Учебку прошел прекрасно. Адаптация в армии состоялась. Созванивались каждую неделю. Бывало, по несколько раз в неделю звонил. Настроение хорошее. Голос хороший. Товарищи у него там появились. Когда ехал в поезде в Сибирцево, звонил. Когда приехал позвонил. Сказал: "Пап, все прекрасно! Покормили хорошо. Поселили нас в кубриках. 14 человек. Поселили со своими же сослуживцами", - продолжает Виктор.

"Почему в этой ситуации он этого не сделал?"

Это был последний звонок от сына. Но в последующее дни он активно переписывался с друзьями.  Ни на что не жаловался. 29 октября в 9:30 утра по нашему времени в Бийск Колчевым уже позвонил заместитель командующего пятой армии по работе с личным составом Андрей Шабала и сказал, что Ильи не оказалось на вечерней перекличке 28 октября, начались его поиски, и под утро 29 октября рядовой был обнаружен на территории части удушенным. Тело находилось в положении сидя рядом с деревом. На шее был собственный ремень.

Виктор Колчев постоянно поддерживает связь с Андреем Шабалой. Отмечу, что, к сожалению, не раз приходилось писать про погибших солдат срочной службы, призванных с Алтая. И впервые военные оказались настолько открытыми. Это крайне не характерно для братии в погонах.

Андрей Шабала во время первого же разговора с Виктором Колчевым предложил приехать ему в часть и поговорить со сослуживцами. Отец погибшего сразу же отказался.

"Был бы смысл какой-то ехать, если бы Илья там месяц пробыл. А он отслужил в части всего 12 дней, по сути даже, 10. В первый день они только устроились, на второй день с ними работал психолог, снял с них психологические тесты.

Да и о чем там говорить? О том, что им скажут, солдатам этим бедным? Что-то вякните и с вами будет то же самое?", - рассуждает собеседник.

Андрей Шабала, как и отец, сомневается в возможности суицида. После ЧП были заново изучены тесты и анкеты Ильи, которые он сдавал и на Алтае в ходе призыва, и в учебке в Хабаровске, и воинской части в Сибирцево. Андрей Шабала говорил семье, что военные перевернули всю подноготную сына с самого рождения. Никаких суицидальных намерений не просматривается. Кроме того, юноша получил положительную характеристику в учебке. На здоровье не жаловался, не было никаких больничных. Попыток дезертирства не предпринимал.

"Я в субботу в последний раз созванивался с заместителем командующего армией. И он мне сказал такую вещь. Как бы, говорит, нам не хотелось списать на суицид... Потому что они там искали и несчастную любовь, и что у него семья не полная... Ну поняли... Все, все, все. Ничто не подходит.

У него в принципе не было предпосылок: ни вскрывания вен, ни наркотиков, ни алкоголя.

Можно было бы так: выгнали с одного университета — повешусь, выгнали с другого — повешусь. Все стойко переносил.

У него полная семья. У жены я один, у меня она одна. Мы уже живем 21 год. Мы его во всем поддерживали. Ну не пошло здесь, давай попробуем тут.

Но здесь-то ситуация абсолютно непонятная. Он половину срока нормально отслужил. 12 дней не достаточно, чтобы довести человека до суицида", - аргументирует Виктор.

Судя по словам отца, сын любил перемены в жизни. Постоянно искал себя.  "Он Овен. 7 апреля. Возможно, это специфика знака. Любил что-то новое, все пробовать. Ему интересно жить было. А как там? А как там? А как там? Постоянства у него не было", - повествует мужчина. Вот и с самого детства, к примеру, Илья "перебрал" множество видов спорта. В основном занимался баскетболом — высокий рост способствовал. Пробовал себя в шахматах, плавании, боксе. Вместе с родителями увлекался активным туризмом.

Единственно, отмечает в разговоре с журналистом, Андрей Шабала, было видно, что у Ильи в армии произошел некий срыв.

"Конкретно сказать, что что-то стало причиной, мы не можем. Но срыв произошел.

Он у нас служил-то всего 10 дней. Видно, что были трудности адаптации к новому месту службы. Но многие, естественно, испытывают трудности.

Тесты показывают, что у него была высокая самооценка. Возможно, он "надорвал" себя.

Пугает, что у Ильи была возможность пообщаться с родителями. Насколько я знаю, у них был хороший контакт. Он делился с отцом. Почему в этой ситуации он этого не сделал?", - задается вопросом заместитель командующего пятой армии.

Заключения судебно-медицинской экспертизы тела солдата еще нет. Предварительную проверку проводит старший следователь военного следственного отдела по Спасск-Дальнему гарнизону Владислав Фомин. Сейчас только известно, со слов Шабалы, что внешних признаков насильственной смерти не было, характерных повреждений костно-мышечной ткани не выявлено.

Точное время смерти не установлено. Но есть предварительные данные, которые не стыкуется с одним обстоятельством. Допустим, смерть наступила в 10 вечера. А нашли Илью через несколько часов. За это время ведущие поиски дважды были в районе, где находился труп, а нашли только на третий — под утро. Об этом сказал Андрей Шабала.

Может люди вначале не заметили тело, мало ли что бывает? А может тело позже принесли и инсценировали повешение?

Немаловажный момент. Военные носом все перерыли в поисках предсмертной записки. Ее нет.

28 октября

Насколько известно со слов военных, 28 октября Илья заступил в наряд по роте, где у него произошел конфликт — не хотели принимать наряд. Он пришел в столовую после наряда. Был немножко бледный. Поел неохотно. И после этого какой-то офицер его снова со сослуживцами отправил в наряд, чего, замечает Виктор, категорически нельзя делать по уставу. Юношам нужно было убрать листву с газонов у казармы. Листву уносили к заброшенному полуразрушенному зданию на территории части (расстояние от казармы — несколько сотен метров), где было организовано место для складирования и дальнейшей отгрузки отходов.

Офицер должен был назначить среди солдат старшего, тот доложить офицеру, что задание выполнено, все на месте. Доклада не было. После уборки наступило личное время, когда ребят сильно никто не контролирует. А во время вечерней переклички вскрылось отсутствие рядового. Его сразу же начали искать.

Независимая экспертиза

Сейчас "груз 200" находится в пути. Тело Ильи сопровождают майор и лейтенант. Завтра они будут в Новосибирске в 8 часов вечера. Оттуда его привезут в Бийск, предполагается, что в субботу в 6:30 утра. Похороны намечены на воскресенье.

"Когда Илюшка приедет в Бийск, будем делать независимую военную экспертизу для объективного расследования и во избежание эксгумации с прокуратурой Бийского гарнизона. Константин Лепехин (военный прокурор Бийского гарнизона, - прим. ред.) дал добро. У меня лежит гербовая бумага. После мы будем хоронить", - говорит Виктор Колчев.

Помимо Ильи у Колчевых есть девятилетняя дочка.


 Татьяна Труфанова

Иллюстративное фото предоставлено семьей Колчевых.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров