Директор БГЭС Иван Василиади: Мы рассчитываем развеять сложившееся в народе мнение об энергетиках

28 апреля 2011, 10:18, ИА Амител

Энергетики призывают своих должников к сознательности. ОАО "Барнаульская горэлектросеть"  объявила, что не будет в течение двух месяцев отключать население за долги.  Действие моратория продлится до 1 июня.  БГЭС ожидает, что их абоненты воспользуются предложенной возможностью и рассчитаются за потребленную энергию без отключений.

  Подобный мораторий в Барнауле объявляется впервые. Городские энергетики решили действовать вопреки традиционным методам, которые применяют сбытовые компании по всей стране, и временно приостановить отключение должников.  "Комсомольская правда" обратилась за комментариями к генеральному директору Барнаульской горэлектросети Ивану ВАСИЛИАДИ. Мы поинтересовались, какой эффект рассчитывает получить компания от объявленного моратория.

 - Иван Данилович, что побудило Барнаульскую горэлектросеть объявить мораторий на отключения?

 -  Важно отметить, что мораторий – это  наш эксперимент.  Мы понимаем, что в связи с повышением тарифов на все коммунальные услуги, многие барнаульцы  столкнулись с финансовыми трудностями. Барнаульская горэлектросеть объявила своеобразные каникулы, чтобы дать возможность горожанам в комфортной для них ситуации разобраться с долгами за электрическую энергию и погасить их в добровольном порядке.  Таким образом, наша компания сделала шаг навстречу потребителям и освободила их не только от возникновения бытовых сложностей, но и от дополнительных трат,  связанных с отключением электроэнергии.  Если в двух словах, то Барнаульская горэлектросеть приняла подобные меры в надежде на позитивный отклик от своих абонентов и понимание с их стороны.

 - После какого периода задолженности БГЭС имеет право производить отключение электроэнергии у абонента?

 - Согласно закону потребитель должен производить платежи за электроэнергию по показаниям приборов учета или по установленному нормативу потребления.  Оплата вносится не позднее 10 числа каждого месяца. Законом так же четко прописаны сроки, когда энергоснабжающая организация вправе  прекратить поставку своих услуг. Данная мера регулируется Постановлением Правительства РФ №530. Согласно нему БГЭС может отключить должника уже после трех месяцев просрочки.

 - Не было ли опасения, что принятый мораторий произведет на абонента обратный эффект и  "безнаказанность" усугубит рост дебиторской задолженности?

 - Ограничение энергоснабжения не рассматривается Барнаульской горэлектросетью  как некая карательная мера или санкция. Скорее, это тот инструмент, который закон дает нам для побуждения должника произвести своевременную оплату ресурсов. Конечно, опасения есть всегда, особенно, когда ты начинаешь что-то новое. Но мы решили попробовать и дать нашим потребителям возможность в добровольном порядке, без отключений, погасить накопившуюся задолженность. В любом случае перспективы нашего начинания оцениваются оптимистично.

 - То есть оптимизм все-таки сыграл существенную роль в решении объявить мораторий?

 - Далеко не все абоненты, которые несвоевременно оплачивают электроэнергию, являются злостными неплательщиками или делают это осознанно и умышленно. Основная часть потребителей Барнаульской горэлектросети, которая даже если и имеет задолженность, это люди сознательные и ответственные. Неплатежи за электроэнергию возникают по разным причинам.  Многие люди временно сталкиваются с материальными трудностями. Таким абонентам Барнаульская горэлектросеть, как правило, идет на встречу. Подписываются соглашения о реструктуризации задолженности, составляются графики платежей. Обычно, потребитель соблюдает договоренность и в дальнейшем уже не доводит свою задолженность до отключений.  Можно сказать, что принятие моратория было неким моральным долгом перед абонентами  в ситуации, когда тарифы достаточно резко возросли, в отличие от доходов населения, которые, отнюдь, такими темпами не увеличиваются. К сожалению, население на сегодняшний день у нас наименее защищено  от галопирующего роста тарифов.

 Барнаульская горэлектросеть искренне надеется на понимание со стороны своих абонентов.  А что делать с закрепившимся в сознании людей стереотипом: энергетики - монополисты, завышающие тарифы на электрическую энергию?

 - Действительно, принято думать, что тарифы на электроэнергию диктует энергоснабжающая организация. Этот миф весьма устойчиво закрепился в сознании наших сограждан.  Однако здесь необходимо прояснить один, но весьма важный момент. В цепочке взаимоотношений между энергокомпанией и абонентом в качестве регулятора выступает государство. Именно государство устанавливает тарифы на электроэнергию для населения.  В Алтайском крае эту функцию выполняет Управление по государственному регулированию цен и тарифов. Кроме того, необходимо отметить, что на сегодняшний день население оплачивает электроэнергию по льготному тарифу.

 Какие еще методы использует БГЭС для повышения платежной дисциплины своих абонентов?

 - Барнаульской горэлектросетью достаточно эффективно применяется инструмент судебных приказов. То есть взыскание задолженности через мировых судей. Практически в 98,5% случаев суд становится на сторону энергоснабжающей организации, принцип прост – потребил, значит, заплати. Так же нами осуществляется работа с милицией по выявленным фактам хищения электроэнергии и с приставами по исполнению принятых судебных решений. В комплексе все эти меры приносят результат. В процентном отношении, показатель задолженности по оплате за электроэнергию у нас ниже, чем аналогичные цифры по энергетической отрасли Сибири.

 Барнаульская горэлектросеть идет навстречу всем своим должникам?

 - Да, это так. Другое дело, что у БГЭС нет экономической возможности позволить себе предоставление длительных рассрочек. Именно возможности, а не желания. Поэтому сроки стандартной рассрочки варьируются от трех до шести месяцев. На период  действия такого соглашения между Горэлектросетью  и абонентом, режим ограничения энергоснабжения не вводится. Мы заинтересованы в том, чтобы наши потребители приходили к нам в офис, уточняли суммы дебиторской задолженности  и гасили их максимально комфортным для себя  способом.

 Опишите социальный портрет должника за электроэнергию?

 - Чаще всего среди наших должников встречаются люди, которые потеряли работу или не имеют постоянного источника дохода. Совершенно понятно, что для такого абонента  во главе всего  стоит проблема, как прокормить себя и свою семью. Электроэнергия в списки его затрат занимает далеко не первое место. Поэтому наиболее распространенный тип неплательщиков – это безработные.  Среди пенсионеров должников за электроэнергию  практически не встречается. Эта категория потребителей очень аккуратно и своевременно вносит платежи за коммунальные услуги. Однако  есть и совершенно "особенные" абоненты, которые искренне считают, что электроэнергия это некое "народное достояние", поэтому оно должно быть бесплатным. Таких людей мучает чувство социальной несправедливости:  якобы электросети строили их деды и отцы,  и электроэнергия стоила тогда сущие копейки. Хорошо, что таких "идейных" неплательщиков у Барнаульской горэлектросети совсем немного.

 В Барнаульской горэлектросети относительно недавно было организовано новое подразделение – Служба безопасности. Она тоже выполняет функции по работе с должниками?

 - Служба безопасности в основном занимается хищениями электроэнергии. Кстати, энерговоры - это еще одна группа неплательщиков, которые имеют криминальные наклонности или, проще говоря, "не чисты на руку". Данная категория потребителей  занижает и фальсифицирует показания приборов учета, может осуществлять набросы и другие способы хищения. Наши "безопасники"  выявляют таких нарушителей и обращаются в правоохранительные органы. Это и милиция, и суды, и прокуратура. За несанкционированное потребление электроэнергии таким нарушителям согласно Уголовному кодексу (статья №165)  грозит лишение свободы сроком до двух лет. В копилке юридического отдела Барнаульской горэлектросети подобных судебных решений по энерговорам достаточно. Однако все эти случаи скорее исключение из правил. Основная масса неплательщиков это не те люди, которые злоупотребляют, воруют или не доплачивают за электроэнергию умышленно, а те, кто не имеет реальной финансовой  возможности. На таких потребителей и рассчитан мораторий, объявленный Барнаульской горэлектросетью.

 Иван Данилович, последний вопрос. Какой эффект ожидает  получить Барнаульская горэлектросеть от введенного моратория?

- Во-первых, делая шаг навстречу своим потребителям, попавшим в сложную ситуацию, Барнаульская горэлектросеть рассчитывает в некоторой степени снизить остроту конфликта с отдельно взятыми абонентами. Мы рассчитываем развеять сложившееся в народе мнение об энергетиках, как о монополистах, которые при первой же возможности хватаются за рубильник. А, во-вторых, Барнаульская горэлектросеть всегда понимала и понимает меру своей ответственности за энергообеспечение граждан, даже тех, кто имеет задолженность. Временно приостановив отключения, мы надеемся улучшить свои отношения с абонентами, и тем самым повысить их платежную дисциплину, не используя сильнодействующих средств. Надеюсь, что барнаульцы с пониманием отнесутся к нашему начинанию.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров