Бензину предписано дорожать
18 апреля 2011, 07:43, ИА Амител
Рост мировых нефтяных котировок для российских производителей нефтепродуктов оказался более значимым событием, чем постоянное давление со стороны властей, обвиняющих их в необоснованном завышении цен на топливо. По данным информационного центра "Кортес", только за первую неделю апреля бензин в оптовом звене подорожал в среднем более чем на процент.
При этом на автозаправках стоимость нефтепродуктов остается относительно стабильной, а за март – по данным Федеральной службы статистики - розничные цены на бензин вообще снизились на 0,8 процента. В чем причина таких диспропорций? Говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:
- Сегодняшняя ситуация никакими рыночными механизмами объяснена быть не может. Есть, по сути, два рынка нефтепродуктов - оптовый и розничный, причем по ценам они идут в разном направлении. Рост мировых цен на нефть и, соответственно, рост цен на нефть внутри страны давит на оптовые цены с точки зрения их повышения. Помимо этого, оптовые цены растут еще и из-за того, что некоторые заводы останавливаются на профилактику. С другой стороны, административное давление заставляет государственные компании показывать, я подчеркиваю - показывать низкие цены.
- Что значит – заставляет показывать?
- Они как бы отчитываются перед правительством о выполнении указаний - мол, у них низкие цены. Но отгрузки по этим низким ценам нет. Есть цены на бумаге, а есть цены реальных продаж: своим сбытовым структурам они продают по низким ценам, а сторонним потребителям по существенно более высоким. Поэтому оптовый рынок идет вверх, причем достаточно существенно.
- С ситуацией на оптовом рынке нефтепродуктов все более или менее понятно. А как она влияет на формирование потребительских цен на бензин?
- В отличие от оптового рынка, где конкуренции нет, розничный рынок достаточно конкурентный. Государственные нефтяные компании, получающие топливо от своих головных подразделений по низким оптовым ценам, удерживают и низкие розничные цены. Но в условиях конкуренции независимые автозаправочные станции, доля которых в масштабах страны составляет около 50 процентов, вынуждены также держать низкие цены в рознице, несмотря на то, что покупают топливо у тех же нефтяных компаний задорого. В условиях административного давления случаются такие перекосы, которые в конце концов трансформируются в дефицит предложения на рынке, что мы сейчас и наблюдаем. Но эта ситуация рано или поздно должна разрешиться. И, к сожалению, разрешиться только одним способом - ростом розничных цен.
- Иначе говоря, существующий сейчас диспаритет цен на нефтепродукты в оптовом и потребительском звене фактически делает невыгодным бизнес продавцов топлива, независимых от крупных нефтяных компаний. Но ведь это может привести только к дальнейшей монополизации рынка.
- Да, сегодняшнюю ситуацию некоторые нефтяные компании используют в своих интересах для передела рынка. Понимая это, и министерство энергетики, и антимонопольная служба пытаются что-то предпринять, но пока это только слова, которые делами очень трудно подкрепить. Устойчивую конкуренцию на топливном рынке можно обеспечить только возвратом к рыночным условиям. Административные же рычаги всегда приводят к негативу - либо к дефициту, либо к переделу рынка, что, в свою очередь, впоследствии действительно скажется на уровне монополизации этого рынка.
- Сейчас готовятся законодательные предложения по разделению производственного и сбытового бизнеса производителей нефтепродуктов. На Ваш взгляд, это улучшит ситуацию в отрасли?
- Во многих компаниях опт и розница уже разделены формально. Фактического же разделения не предполагается. Вот если бы фактически опт и розница оказались в разных юридических, не связанных между собой руках, то это действительно было бы создание рынка. Это формальное разделение удобно антимонопольной службе для обеспечения прозрачности ценообразования, поскольку на сегодняшний день оно далеко от прозрачности и глубоко спрятано в недрах нефтяных компаний. Поэтому с точки зрения обеспечение прозрачности, с точки зрения возможности следить за ценами, чтобы они были одинаковыми для своих и для чужих - это важно. Но, с моей точки зрения, это не скажется на снижении цен, поскольку причины их высокого уровня совершенно в другом.
- Перед стартом весенних полевых работ российские власти приняли ряд решение по ограничению цен на топливо для сельхозпроизводителей. Как такое регулирование повлияет на рынок в целом?
- Для сельхозпроизводителей введены льготные поставки дизельного топлива и "80-го" бензина - по ценам на 1 ноября прошлого года минус 10 процентов. То есть от сегодняшних цен это скидка практически 30 процентов. Эти поставки будут осуществлены. Понятно, как они могут повлиять на рынок. Нефтяные компании несут потери за счет поставок сельхозпроизводителям, поэтому они должны их чем-то компенсировать. Как правило, они это делают за счет роста цен на остальную линейку нефтепродуктов. С другой стороны, к сожалению, известны факты, когда те же самые сельхозпроизводители, получая топливо по ценам льготным, потом перепродают его по более высоким реальным ценам. Это также ставит рынок в определенные условия.
Комментарии 0