С сегодняшнего дня в России вступает в силу новый закон о госрегулировании торговли
01 февраля 2010, 11:25, ИА Амител
Сегодня, 1 февраля, в России вступает в силу закон об основах госрегулирования торговой деятельности, который, по словам его разработчиков, направлен в первую очередь на интересы потребителей, на создание равных возможностей производителей, поставщиков и розничных торговых сетей, в том числе посредством развития конкуренции, - передает телеканал "Вести".
Он был принят парламентом и подписан президентом в конце декабря прошлого года. Работа над этим фундаментальным текстом, регулирующим все стороны торговой деятельности, продолжалась несколько лет.
Согласно закону, правительство получило право "в целях стабилизации цен" устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены "на отдельные виды социально значимых продтоваров первой необходимости". Но такой механизм будет включаться, только если в течение последних 30 календарных дней на территории региона (или регионов) рост розничных цен на эти товары составил 30 и более процентов.
Закон компромиссно решает проблему так называемых бонусов, взимаемых торговыми сетями с поставщиков за право размещения своих товаров. Они остаются, но в размере, который не может превышать 10% от цены приобретенных продтоваров.
Впрочем, и эта норма не действует для отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, перечень которых устанавливается правительством РФ. Документ к тому же оговаривает, что "включение в цену иных видов вознаграждения не допускается".
В законе также устанавливается антимонопольное ограничение - так называемый порог доминирования для торговых сетей – 25% от общего объема всех реализованных продтоваров в регионе.
Сетям, доля которых превышает этот уровень, запрещается приобретать в соответствующем регионе торговые площади для осуществления торговой деятельности по любым основаниям. Эти ограничения будут применяться с 1 февраля в границах субъекта РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), а с 1 июля - в границах муниципального района или городского округа, а также в границах городов федерального значения.
Установлены предельные сроки, в течение которых торговые сети должны оплатить поставленный товар.
Продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней, а также замороженное мясо курицы, замороженная свинина и говядина, молоко подлежат оплате в срок не позднее, чем 10 рабочих дней со дня приемки. Если же срок годности от 10 до 30 дней включительно, то оплата должна быть произведена в срок не позднее 30 календарных дней. Продтовары сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее, чем 45 календарных дней.
Прописаны и ряд других условий ведения торговой деятельности. Например, участники обязаны сообщать (на сайте в Интернете или непосредственно по запросу) об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продтоваров и об условиях таких договоров.
Ярмарки (в том числе популярные "выходного дня") разрешено организовывать не только органам местного самоуправления, как это было в первоначальном варианте законопроекта, но и органам госвласти, и просто хозяйствующим субъектам.
Закон увеличивает с 50 до 60% долю малого и среднего бизнеса, осуществляющего торговую деятельность, в общем количестве нестационарных торговых объектов, что должно быть зафиксировано при составлении схемы их размещения в том или ином регионе.
"Вопрос о том, кто выиграет, а кто проиграет от принятия закона некорректен: выиграет, прежде всего, потребитель", - считает зампредседателя комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Андрей Голушко, глава рабочей группы по подготовке законопроекта к рассмотрению нижней палатой.
"Вести" уточняют, что президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству вести в течение 2010 года мониторинг реализации закона, обращая при этом особое внимание на динамику цен на основные виды продовольственных товаров и товаров народного потребления, развитие розничной торговли, обеспечение условий справедливой конкуренции при доступе производителей к услугам торговых организаций.
Российские парламентарии неоднократно заверяли, что будут вести пристальный мониторинг реализации закона и в случае необходимости оперативно вносить в него коррективы.
Комментарии 0