"Вот она рожь лежит... коту под хвост": у крестьян Алтая этой осенью большая проблема

29 сентября 2009, 14:25, ИА Амител

У крестьян Алтая этой осенью большая проблема - богатый урожай зерна. Почему на селе не радуются такому богатству? И почему нам с вами не приходится рассчитывать на понижение магазинной цены на хлеб? Этой теме посвящен очередн ой выпуск программы "Итожа" Михаила Гундарина. Предлагаем читателям ИА "Амител" с ним ознакомиться.

Не слишком благоприятные погодные условия нынешнего года внушали опасения за судьбу урожая зерновых. Однако  опасения не сбылись -  зерновых в этом году должно быть собрано  не менее пяти миллионов тонн. Это  существенно выше, чем год назад.  Гораздо выше  и прогнозируемая  средняя урожайность пшеницы -  более 15-ти центнеров с гектара.

"И вот тут начинается самое интересное - реализация собранного урожая. С этим сегодня большие проблемы. Которые тем больше, чем больше, как говорится, засыпано в закрома: 5,5 - 6 тысяч рублей за тонну - вот цена, которую хлеборобы считают для себя приемлемой. Однако сегодня переработчики готовы плати ть существенно меньше - 3,5-4 тысячи. Причем их аргументы трудно оспорить!", - отмечает Михаил Гундарин.

Алтайские зернопеработчики в один голос утверждают: платить больше за зерно они не в состоянии. Иначе не найдет спроса из-за возросшей цены производимая ими мука и другие продукты (край держит по производству муки первое место в России). При этом о снижении цен на свою продукцию не говорят ни переработчики, ни хлебопеки.  Значит,  в магазинах хлеб не подешевеет.

"Сегодня закупочные цены, стабилизировавшись, лишь немногим превышают цены прошлого года - немногим более 3 тыс. за тонну. А ведь за это время существенно выросли цены, например, на электроэнергию. Да и кредиты в условиях кризиса стали дороже... Такая цена - уже на грани (а кто-то считает, что и за гранью) себестоимости зернового производства. Которая к тому же в нынешнем году из-за неудачной погоды существенно выросла. В частности - из-за необходимости тратить средства на просушку зерна. В качестве причин падения цен, эксперты указывают и на высокий урожай по России в целом, и на снижение цен на мировых рынках (Россия - крупнейший в мире экспортер зерна, поэтому не брать в расчет глобальную ценовую конъюнктуру невозможно). В самом деле, на Нью-йоркской бирже сейчас тонна пшеницы стоит меньше, чем  ожидаемые крестьянами шесть тысяч!  А это значит, что на внутреннем рынке столько она не будет стоить ни в коем случае!   Крестьяне Алтая начинают волноваться не на шутку", - информирует ведущий программы "Итожа".

Зернопроизводители края выражают открытое недовольство действиями переработчиков, которые иногда просто отказываются принимать у них зерно даже по сложившимся ценам, ссылаясь на загруженность элеваторов. Кроме того, по мнению крестьян, на приемных пунктах цены занижают даже от уровня объявленных в официальных прайсах. "Фермеры края, по которым ситуация ударила особенно сильно (так, из-за небольших объемов собаранного они не могут придержать  зерно до возможного повышения цен), заявляют о готовности пойти на крайние меры. Например - сжечь посевы на корню, или хотя бы оставить свои поля неубранными. Еще сложнее, чем с пшеницей, ситуация с рожью, которая подешевела в сранении с прошлым годом в два раза!", - информирует программа "Итожа".

Иван Кудряшов, директор ООО "Колос": "Вот она рожь лежит....коту под хвост".

"Что же власти нашего аграрного региона? Видимо, делают все, что могут. А именно: пишут письма в правительство. Призывают сельхозпереработчиков платить за зерно больше и вообще не обижать крестьян. Дескать, давайте, ребята жить дружно! Из более действенных мер -  аграрные чиновники возлагают  надежду на зерновые интервенции, обещанные государством. Как известно, интервенция - это массовый закуп зерна в госфонды по фиксированным (причем выше рыночных) ценам. Проводится она федеральным центром как раз для поддержки зернопроизводителей. Но стоит ли надеяться на интервенцию как на панацею?", - задается вопросом Михаил Гундарин.

Интервенционные цены пока официально не названы.  Одна из называемых экспертами величин - 4600 за тонну зерна. Это ниже, чем ожидалось раньше (хотя и существенновыше рыночных цен). Кроме того, сегодня количество желающих продать свое зерно государству превышает возможности покупки. Поэтому отбор будет вестись жесткий.  Известно, в частности, что  право принимать участие в интервенциях получат только  производители, способные обеспечивать партии не менее одной тысячи тонн. А это не под силу многим фермерам края.

"Итожа, замечу.Как видим, последняя надежда аграрных чиновников края - на всесильную руку государства - может и не оправдаться в полной мере. А ничего другого они предложить крестьянам, похоже, просто не в состоянии. Причем эта ситуация - ценовое противоречие между важнейшими для края отраслями, сельхозпроизводством и переработкой, повторяется из года в год...  Между тем, специалисты предлагают и иные меры - например, организацию предварительных, фьючерсных закупок зерна у крестьян с фиксированной датой поставки на элеваторы переработчиков и в региональные фонды. Это позволит сгладить разницу между "горячими" ценами осени и "холодными" - зимы, избежать диктата перекупщиков, да и вообще внесет хоть какие-то элементы стратегического планирования в зерновое производство", - резюмирует ведущий программы.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров