Дороги, которые мы называем

Минтранс хочет, чтобы у каждой трассы в РФ появилось свое имя

У всех российских дорог появятся собственные наименования — такую инициативу подготовил Минтранс РФ. Сейчас уникальные названия есть только у федеральных трасс, но ведомство предлагает обязать региональные и местные власти, а также частников присваивать их всем своим дорогам. Для наименований можно будет использовать названия географических объектов, учитывая при этом «национальные традиции и особенности местности». Опрошенные “Ъ” эксперты согласны, что уникальные названия дорог могут быть полезны при вызове помощи на место ДТП.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект «именных» поправок к ФЗ «Об автодорогах и о дорожной деятельности». Сейчас уникальные наименования обязательны для федеральных трасс — например, М-8 «Холмогоры», М-12 «Восток», А-181 «Скандинавия», Р-504 «Колыма». Остальные дороги и сейчас могут иметь собственное имя, но не обязаны. Ведомство же предлагает сделать эту практику обязательной.

По данным Минтранса, сейчас в России 1,58 млн км автодорог. Из них 1 млн км — местные, 502 тыс. км — региональные, 66,2 тыс. км — федеральные (включая дороги ГК «Автодор»). Многие «регионалки» и так имеют имена. К примеру, «Москва—Егорьевск—Тума—Касимов» — официальное наименование подмосковного Егорьевского шоссе (а вот это как раз неофициальное название). По Рязанской и Владимирской областям проходит Муромское шоссе, которое называется «Касимов—Муром—Нижний Новгород». Неизвестно, сколько важных трасс обходятся без названий: «Яндекс» и 2ГИС на картах часто показывают только учетный номер дороги (например, 61К-052).

Минтранс считает необходимым «императивный порядок» присвоения наименований — чтобы вносить сведения о трассах в систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ). Эта система, напомним, была создана в 2019 году по поручению президента, она находится в ведении Росавтодора. Там содержатся открытые данные обо всех дорогах в РФ: кто является собственником, протяженность, вид покрытия, состояние, выделяемое финансирование и т. д.

Выбирать имена будут органы региональной или местной власти, а также собственники частных дорог.

Наименование должно состоять из названий соединяемых населенных пунктов. Также допускается использовать имена географических объектов и отсылки к «историческим событиям», учитывать «национальные традиции и особенности соответствующих местностей», сказано в проекте поправок. В качестве примера можно привести дорогу в Туве, которая официально называется «Подъезд к горе Догээ — местечко "Сан салыр"» («Сан салыр» — тувинский новогодний священный обряд сложения костра).

В Бурятии есть дороги с названиями «Тунка — площадка солнечного телескопа» и «Иволгинск — Иволгинский храм».

Нововведение может быть важным при ДТП, считает координатор проекта «Карта убитых дорог», бывший депутат Госдумы Александр Васильев: «Допустим, нужно вызвать ГИБДД или спасателей, но ты не знаешь, где находишься. Если же у дороги будет название, то это ускорит приезд помощи. Но для этого на трассе должны появиться соответствующие таблички».

«Сейчас, когда в каждом автомобиле есть навигатор, водителям без разницы, как та или иная дорога называется,— не согласен координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— С другой стороны, навигаторы не всегда могут работать, бывают сбои и проблемы со связью. Инициатива полезная, но она, наверное, касается все-таки меньшинства дорожных ситуаций».

Отметим, этим же законопроектом Минтранс закрепляет условия перевода региональных дорог в федеральный статус. Такая практика существовала еще несколько лет назад: субъекты федерации, не имея денег на содержание отдельных «убитых» участков трасс, передавали их Росавтодору для приведения в порядок. Но в 2022 году глава Минфина Антон Силуанов пожаловался на «бесконтрольный» процесс передачи дорог, из-за которого федеральная сеть за пять лет выросла на 20%, став заметной нагрузкой на бюджет. Впоследствии Росавтодор говорил, что ему не хватает средств на поддержание своей сети, в том числе из-за прироста бывших «регионалок». В итоге процесс их передачи был заморожен. В 2022 году Владимир Путин поручил разработать критерии такого перевода, но работа затянулась на два года. Как сообщал «Ъ», Минтранс дважды выкладывал проекты соответствующих законов — и оба раза они по какой-то причине отправлялись на доработку, не дойдя до Госдумы.

Сейчас ведомство опубликовало уже третью их редакцию. Среди значимых нововведений — запрет на перевод в федеральные тех региональных дорог, что дублируют уже существующие «федералки». Запрет на изменение статуса также коснется дорог четвертой и пятой категорий (узкие одно-двухполосные дороги с пересечениями в одном уровне, без разделительных барьеров и т. д.). Обязательным условием передачи в Росавтодор будет «наличие финансового обеспечения на осуществление дорожной деятельности», сказано в проекте. Иными словами, в федеральном бюджете должны быть заранее спланированы и выделены деньги на ремонт и содержание дороги.

Иван Буранов

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Саратов получил поддержку

В рамках благотворительного проекта «Города Героев» ДоброFON и фонд «Память поколений» помогли саратовскому дому-интернату