обновлено 13:36

НДФЛ между прогрессией и ростом

Ступенчатое увеличение налога не прибавит ВВП

Перспектива усиления в РФ дифференциации налогообложения доходов физлиц, помимо пополнения бюджета, что актуально в связи с новыми его потребностями, оцененными по итогам послания президента в 2 трлн руб. в год, будет иметь негативное влияние практически на все макроэкономические показатели России во всех сценариях, кроме снижения ставок НДФЛ по сравнении с нынешними, констатирует статья экономистов, опубликованная в «Финансовом журнале» НИФИ Минфина. То, что работа готовилась до послания, делает оценки влияния предполагаемой налоговой реформы на динамику ВВП, труд, внешнюю торговлю и неравенство только ценнее.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В контексте обсуждаемых после упоминания в послании президента Федеральному собранию перспектив расширения применения с 2025 года прогрессивной шкалы НДФЛ (см. “Ъ” от 1 марта) работа «Сценарная оценка макроэкономических эффектов прогрессивного налогообложения в России» (опубликована в рецензируемом «Финансовом журнале» НИФИ Минфина; .pdf) интересна оценкой последствий таких изменений налоговой системы для ВВП, потребления, труда и экспорта РФ. Авторы — Елизавета Мартьянова и Андрей Полбин (экс-сотрудники РАНХиГС и ИЭП имени Гайдара) — рассматривают три варианта изменения налоговой шкалы НДФЛ, ведущие к совокупному росту, сохранению или снижению налоговой нагрузки на физлиц и сборов этого налога.

Самый любопытный вывод исследования — о том, что во всех случаях, и особенно при росте совокупной налоговой нагрузки, изменения ставок оказывают угнетающее влияние на экономический рост и большинство макропоказателей — прирост ВВП обеспечивается в экономике РФ только при сокращении верхней ставки ступенчатого НДФЛ ниже нынешнего уровня. Это, отметим, косвенно подтверждается происходящим в российской экономике в последние годы резким ростом влияния расширяющихся социальных пособий и выплат бедным на совокупный спрос.

Работа, отметим, готовилась вне контекста послания и оцененной аналитиками по его итогам потребности бюджета в дополнительных 2 трлн руб. в год.

Однако она констатирует, что предполагаемое падение нефтегазовых доходов на фоне санкций и «зеленого перехода» и рост интереса к прогрессивному налогообложению в РФ «достаточно вероятны». Де-факто переход к прогрессивному НДФЛ уже произошел в 2021 году (15% для доходов свыше 5 млн руб. в год), и развитие «экономико-математического аппарата для оценки макроэкономических эффектов от возможных вариантов изменения прогрессивной шкалы НДФЛ в России» актуально. Пороги применения повышенной ставки НДФЛ в работе устанавливались пропорционально средней зарплате в 65 тыс. руб. и составляли для разных сценариев 30, 50 и 70 тыс. руб. до налогообложения (26,1, 43,5 и 61,9 тыс. руб. «на руки» при нынешнем НДФЛ 13% — то есть в любом случае ниже средней зарплаты).

Утверждается, что повышение для них ставки до 20% или 25% соответственно «приводит к потере от 0,3 до 1,3% ВВП в долгосрочном периоде в зависимости от предполагаемых ставок и порога» — и несмотря на рост перераспределения в пользу граждан с низкими доходами, совокупное потребление во всех случаях снижается на 0,5–1,7%. «Нейтральный» вариант с сохранением поступлений НДФЛ на нынешнем уровне за счет роста ставки для высоких доходов и снижения для низких (равновесные, по расчету авторов, ставки попадают в диапазон 9,25–26,25% при пороге в 30 тыс. руб., 10,85–17,85% при 50 тыс. руб., 11,85–18,85% при обложении высокой ставкой доходов от 70 тыс. руб. в месяц) приводит к потере от 0,2% до 0,6% ВВП в долгосрочном периоде. Ступенчатое же снижение НДФЛ по мере снижения доходов физлиц (8,75% до и 15,75% сверх 50 тыс. руб./мес. или 10,65% до и 17,65% свыше порога в 70 тыс. руб./мес.) вызывает спад ВВП на 0,05–0,07%. Сопоставимый его рост обеспечивает только обложение минимальных доходов по ставке 5,55% и ее потолке в 12,55% (то есть ниже нынешней).

Кроме того, введение прогрессивного налогообложения для увеличения сборов снижает стимулы к труду среди более эффективных работников из-за увеличения налогового клина (доли налогов на труд в расходах работодателя на его оплату), отмечают авторы.

В результате трансферты домохозяйствам увеличиваются во всех сценариях, однако потребление домохозяйств при этом, напротив, снижается — из-за падения трудовых доходов. Это же оказывает «некоторое отрицательное влияние» на отработанные часы домохозяйств с доходами ниже порога. Влияние прогрессивной шкалы на неравенство (измеряемое коэффициентом Джини) увеличивается при повышении верхней ставки НДФЛ — однако при дальнейшем ее росте ослабевает. При этом снижается агрегированная норма сбережений, что долгосрочно приводит к уменьшению чистых иностранных активов и росту профицита торгового баланса из-за умеренного снижения экспорта при более резком снижении импорта. В таких условиях авторы исследования отмечают меньшее снижение выпуска экспортеров в сравнении с секторами, ориентированными на внутренний рынок.

Впрочем, среди «коротких» эффектов прогрессивного налогообложения есть и такие, которые могут восприниматься населением позитивно: так, во всех трех сценариях сразу после реформы потребление домохозяйств выше, чем в новом устойчивом состоянии. Зарплаты (впрочем, и цены на внутреннем рынке) возрастают в первые периоды после реформы, хотя затем возвращаются к исходному уровню. Причина в том, что снижение предложения труда при неизменном объеме капитала в краткосрочном периоде повышает зарплаты, что вызывает рост предельных издержек производства, снижение рентабельности и рост цен, затем — сокращение выпуска, снижение заработков и спроса и возвращение исходного равновесия.

Олег Сапожков, Артем Чугунов

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×