English version

Теряющая смысл интеллигентность

На днях журналистам показали здание хлебозавода №5, обновленного по проекту Сергея Чобана. Публикуем размышления Григория Ревзина об этом проекте.

mainImg
Посмотрел хлебзавод на Пресне (Ходынская 2), реконструированный Сергеем Чобаном. Понятно, что вещь мастерская, но есть еще кое-что. Я бы сказал, главное свойство этой работы – теряющая смысл интеллигентность. 

Чобан сделал постройку центром композиции из трех небоскребов, построенных им же до ковида, теперь здесь будет  культурный центр. Завод построен по системе Георгия Марсакова. Это интересный инженер, которого сегодня русские архитектуроведы пытаются связать с конструктивизмом, как мне кажется из желания прислониться к раскрученному бренду. Хлебзавод – промышленный объект, никаких идей, кроме технологии изготовления хлеба, тут нет. Эта вещь сделана ядром комплекса, сделана внимательно и дорого (в верхнем зале музейный микроклимат).
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов», реставрация бывшего Хлебозавода №5 им. В.П. Зотова. СПИЧ: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алина Гарновская
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов», реставрация бывшего Хлебозавода №5 им. В.П. Зотова. СПИЧ: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алина Гарновская
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если не знать местных обстоятельств до<...>ного времени, то решение может показаться странным. Скажу страшную вещь, но как архитектор Сергей Чобан бесконечно сильнее Марсакова, и его комплекс гораздо интереснее скромного хлебзавода – это мое частное мнение. Но с точки зрения общественного консенсуса хлебзавод 1931 года времени конструктивизма гораздо ценнее изысков современных архитекторов и его надо было сохранить во что бы это ни стало. Он не удобен как музейный комплекс, в нем промышленные лестницы, что неудобно для людей, при такой ширине корпуса слишком низкие потолки, центр занят закрытой технологической шахтой и у него очень много окон – здесь будет хотя и можно, но трудно что-либо выставлять. Я бы добавил сюда то, что это история без контекста – когда завод строился, он был фортом новой индустрии посреди провинциальной окраины, в окнах были видны трущобы пролетарской слободки. Сегодня в окнах в половине случаев комплекс самого Чобана, а в других пусть не столь качественный, но вполне буржуазный район новорусской Москвы. Но что это все по сравнению с подлинной кафельной плиткой 1930-х, останками безымянной живописи 1960-х на лестнице и деревянным потолком верхнего этажа! Это же подлинная история.
Центр изучения конструктивизма «Зотов», реставрация бывшего Хлебозавода №5 им. В.П. Зотова. СПИЧ: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алина Гарновская
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Центр изучения конструктивизма «Зотов», реставрация бывшего Хлебозавода №5 им. В.П. Зотова. СПИЧ: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алина Гарновская
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Центр изучения конструктивизма «Зотов», реставрация бывшего Хлебозавода №5 им. В.П. Зотова. СПИЧ: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алина Гарновская
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ок, это мое мнение, мне кажется, что старое сердце не держит нового тела чобановской архитектуры – оно попросту недостаточно ценно. Но я вполне допускаю, что мнение это ошибочно, и если людей, которые его не разделяют, достаточно много, то все отлично – идея будет работать. А если в марсаковские цеха еще внести какого-нибудь подлинного Малевича или хотя бы заново отпечатанного Родченко, то все нормально, пространство зазвучит. Интереснее другое.

Интереснее, что Чобан сам в это верит. Верит, что его архитектура менее ценна, чем исторический пром, что следует к нему прислониться, за него спрятаться, выставить его как щит, и это будет достойно и правильно.

За этим стоит не только достойная уважения скромность интеллигентного человека. Тут есть программа. Она заключается в том, что новая архитектура вырастает из чего-то как бы конструктивистского и уж несомненно подлинного, развивает русскую традицию и этой традицией легитимизируется. Ей можно тут стоять, потому что она выросла из Марсакова. А при этом сам Чобан – современный европейский архитектор, причем из первых номеров. И такую вещь мог бы поставить что в Германии, что в Голландии, что в Дубае – в ней нет поправки на местные ваганьковские обстоятельства. Следовательно современная Европа произрастает в России из местной традиции как ее естественное развитие. Просто присмотритесь к своему авангарду, и вы поймете, что вы дети Европы.
Это и была сама собой разумеющаяся интеллигентность и была она общественным консенсусом. Да вот как бы не так. Не знаю, какой будет теперь архитектура, но боюсь, она начнется с тезиса «пусть здесь все порастет травой».

31 Октября 2022

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.