Пробег трусцой

Подержанные автомобили осенью стали хуже продаваться

Рынок автомобилей с пробегом в сентябре вырос на 10,9%, до 509,5 тыс. машин, но темпы реализации по отношению к августу, как и ожидал “Ъ”, замедлились. Так, продажи оказались сразу на 7,6% ниже, чем в предыдущем месяце, но спрос все же остается на достаточно высоком уровне. Основную долю рынка продолжают занимать популярные в прошлые годы японские, корейские, европейские и американские марки, а также отечественная Lada. Аналитики полагают, что высокий спрос на подержанные автомобили сохранится, в том числе из-за отсутствия на первичном рынке привычных брендов.

Продажи легковых автомобилей с пробегом в сентябре выросли на 10,9% в сравнении год к году, до 509,5 тыс. штук, следует из данных «Автостата». Среди марок на вторичном рынке продолжает лидировать отечественная Lada — продажи машин бренда выросли на 8,4%, до 115,3 тыс. штук. Следом по популярности для перепродажи идут Toyota (59,1 тыс. машин), Kia (27,9 тыс. штук), Hyundai (27,3 тыс. штук) и Nissan (27,1 тыс. штук). В целом весь топ-10 и далее состоит из японских, европейских и американских марок, продажи которых были высокими на рынке новых автомобилей в последние десять лет. Это сформировало объемный парк автомобилей. Сейчас ни одна из представленных среди бестселлеров вторичного рынка марок, за исключением Lada, официально не поставляет новые автомобили в РФ.

Китайские бренды, лидирующие в 2023 году в продажах новых автомобилей, пока не входят в лидеры вторичного рынка из-за сравнительно малых объемов накопленного парка.

Кроме того, основную долю вторичного рынка традиционно занимают автомобили старше семи лет (около 80% от общих продаж).

При этом общий объем продаж в сентябре оказался на 7,6% меньше реализации в пиковом для вторичного рынка августе (551,3 тыс. штук). Этого ожидал “Ъ” на фоне роста цен и стоимости кредитования на рынке (см. “Ъ” от 11 октября). Стоимость машин на вторичном рынке росла в том числе на фоне увеличения утильсбора с 1 августа, а также сокращения предложения из-за роста курса валют, ограничившего приток машин по параллельному импорту, и запрета на поставки популярных автомобилей из Японии в РФ.

Рынок новых легковых автомобилей в сентябре пока лишь замедлил темпы роста к августу: продажи оказались на 0,5% выше (см. “Ъ” от 4 октября). Однако участники рынка фиксировали и тренд на снижение спроса — также по причине удорожания автомобилей из-за роста утильсбора и ослабления рубля при одновременном исчерпании складов автомобилей по старым ценам. Кроме того, емкость сегмента в несколько раз меньше: новых легковых автомобилей за девять месяцев продано всего 717,3 тыс. штук.

На вторичном же рынке по итогам января—сентября, по данным «Автостата», реализовано 4,3 млн легковых автомобилей — это на 23,6% выше, чем годом ранее.

Автодилеры отмечали, что спрос в сегменте остается на достаточно высоком уровне и в октябре.

Впрочем, спрос по сравнению с летними месяцами будет немного остывать, считает автомобильный эксперт Владимир Беспалов. По его словам, эффект ажиотажа на фоне обесценения рубля стабилизировался. «Рынок должен постепенно прийти в равновесие,— продолжает аналитик.— Однако спрос на автомобили с пробегом останется, в том числе как альтернатива первичному рынку, где нет новых автомобилей привычных брендов». В то же время господин Беспалов не ожидает, что насыщение предложения в сегменте новых автомобилей приведет к существенному росту продаж автомобилей в возрасте около трех лет. «Все-таки основной спрос останется в сегменте от пяти-шести лет, в том числе и из-за высокой стоимости более "молодых" предложений»,— заключает он.

Ольга Никитина

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Полная готовность

Сборная Федерации падела России провела открытую тренировку и представила игровую форму

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×