Госдума намерена ужесточить наказание за угон автомобиля до 15 лет тюрьмы
В Госдуму РФ внесено предложение увеличить ответственность за угон автомобилей. Ужесточить наказание угонщикам предложили сенаторы Евгений Трофимов и Владимир Федоров.
Как уточняет в сегодняшнем номере за 5 февраля "Российская газета", речь идет о внесении изменений в 166-ю статью Уголовного кодекса "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения". Авторы поправки предлагают убрать из этой статьи все наказания, которые не предусматривают лишения свободы. Оставить только норму, предполагающую реальный тюремный срок. Если законопроект будет одобрен, задержанный угонщик надолго сядет за решетку. Попытка проехаться на чужой машине обойдется ему минимум в пять лет заключения. А если он сделает это, выкинув из кабины водителя или применяя угрозы насилия, наказание будет еще жестче. Максимальный срок угонщику авторы законопроекта определили в пятнадцать лет неволи.
Если эти поправки пройдут, то угон будет караться жестче, чем кража. Ответственность за это деяние будет соответствовать ответственности за разбой. На сегодняшний день угонщик, объяснив суду, что взял машину покататься, может отделаться штрафом максимум 120 тысяч рублей.
Доказать, что угонщик взял машину с целью ее продать, довольно сложно. Как правило, профессионалы этого криминального бизнеса пользуются следующей схемой: один вскрывает, другой перегоняет. В первом случае - хулиганство, во втором - угон, то есть взял машину без цели хищения. По мнению авторов законопроекта, если вор проник в квартиру и его взяли на месте преступления, то одного незаконного проникновения на чужую жилплощадь достаточно, чтобы осудить этого злоумышленника за кражу. И не важно, успел ли он найти припрятанное хозяевами квартиры. А почему злоумышленник, влезший в чужую машину, может отделаться штрафом?
Надо сказать, что 166-я статья - одна из самых спорных. И количество поправок в нее с каждым годом только множится. Всех борцов за права автовладельцев смущает формулировка "без цели хищения", то есть получения выгоды от реализации украденного. Предлагалось убрать эту фразу из статьи или убрать из кодекса саму статью, мол, пусть угонщики отвечают по статье за кражу, грабеж или разбой.
Сенаторы решили, что проще и надежнее будет увеличить ответственность за такое деяние. Ведь угонщики активно пользовались положениями этой статьи, чтобы смягчить себе наказание или вовсе уйти от ответственности. Однако правозащитники предполагают, что не стоит особо усердствовать в ужесточении наказания по этой статье, ведь если ответственность по ней превысит меры, предусмотренные по статье за кражу, то каждый воришка будет утверждать, что он брал машину не покататься, а именно для того, чтобы продать ее на вторичном рынке.
Автоугоны занимают одно из лидирующих мест в общем списке преступлений. Достаточно сказать, что за один только год их совершено более 90 тысяч. Сложились целые преступные группы, которые специализируются на воровстве, перепродаже и разборке машин на запчасти. Существует и черный рынок заказов на угнанные автомобили, особенно престижных марок.