Агентство по страхованию вкладов советует россиянам не волноваться за сохранность своих вкладов в банках

Департамент внешних и общественных связей Банка России предлагает ознакомиться с интервью генерального директора Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Александра Турбанова, в котором разъясняются принципы и механизмы деятельности АСВ по защите интересов вкладчиков российских банков.

- Александр Владимирович, вопрос первый. Агентство по страхованию вкладов существует с 2004 года. Однако страна наша так обширна, а насыщенность регионов средствами массовой информации не везде такова, как в столице, возможно, не все наши граждане до конца представляют себе, чем занимается Агентство по страхованию вкладов и какие гарантии оно предоставляет вкладчикам российских банков. Не могли бы Вы рассказать об этом нашим телезрителям?

- Когда говорят о предназначении и смысле существования организации, то используют такое понятие, как миссия. Так вот миссия нашего агентства заключается в защите прав и законных интересов вкладчиков. И для этого нам государство предоставило необходимые полномочия и инструментарий.

Во-первых, в России существует и успешно функционирует система страхования вкладов граждан. Это означает, что при банкротстве банка агентство максимально быстро обеспечивает доступ граждан к получению страхового возмещения.

Во-вторых, создана дополнительная защита прав и интересов вкладчиков в виде системы финансового оздоровления банков, оказавшихся в затруднительном положении. Эта система новая, она стала функционировать с октября этого года, и при помощи агентства принимаются меры по предупреждению банкротства банков и обеспечению бесперебойного обслуживания и вкладчиков, и других клиентов банка. То есть в России действует комплексная система защиты прав вкладчиков.

- Осенью этого года принято решение о значительном повышении размера возмещения по вкладам граждан. Есть ли информация о том, как население отреагировало на эту инициативу?

- Действительно, с 1 октября этого года сумма страхового возмещения повышена до 700 тысяч рублей включительно.

Кроме того, отменена шкала выплат, что упростило восприятие населением самой системы страхования вкладов. Это уже третье повышение суммы страхового возмещения.

Каждый раз, когда происходило такое повышение, мы фиксировали положительную реакцию населения.

Пока нет официальной статистики применительно к последнему повышению, но я убежден, что и оно было положительно воспринято населением, поскольку охватывало более одного миллиона человек.

А вообще я думаю, что даже сам факт существования системы страхования вкладов оказывает стабилизирующую роль и беспокойство вкладчиков было бы в наше несколько напряженное время намного большим, если бы такой системы не существовало.

- Фонд страхования вкладов велик, но не бездонен. Возможна ли ситуация, когда его может не хватить на расчеты с вкладчиками, имеющими право на получение возмещения по своим депозитам?

- В последнее время мне нередко задают этот вопрос, а я зачастую вспоминаю известную поговорку о том, как трудно поймать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.

Так вот, размер Фонда страхования вкладов составляет 83 миллиарда рублей. И в абсолютном, и в относительном выражении это - вполне достаточная сумма.

При банкротстве любого по размеру банка агентство в состоянии выплатить вкладчикам соответствующую сумму страхового возмещения. И даже если представить какой-то кошмарный сценарий массового банкротства банков, то и в этом случае предусмотрен механизм поддержки Фонда страхования средствами федерального бюджета.

И можно, конечно, теоретически рассуждать, что эти механизмы не сработают, можно продолжать ловить эту пресловутую кошку, но на самом деле нет сейчас никаких оснований считать, что средств у Фонда и у государства не хватит для расчетов по вкладам.

- Представительства агентства открыты не во всех федеральных округах страны. Насколько доступна вкладчикам информация о функционировании системы страхования вкладов, например, через Интернет? Как действовать вкладчикам, если наступил страховой случай?

- Тот, кто заинтересуется вопросами функционирования системы страхования вкладов, может найти информацию и в газетах, и по телевидению дается такая информация, и по радио.

Мы довольно часто публикуем соответствующие материалы. Естественно, есть наш сайт в сети Интернет, его адрес: www.asv.org.ru. На этом сайте можно найти всю информацию и о системе страхования вкладов, и о деятельности агентства.

А вообще сам механизм его функционирования достаточно прост. Происходит страховой случай, то есть у банка отзывается лицензия. Мы тут же даем об этом информацию в СМИ. Мы сообщаем через средства местной печати, куда следует прийти вкладчику, чтобы получить страховое возмещение.

Кроме того, в помещениях банка вывешивается соответствующее объявление. На уже упомянутом сайте Агентства появляется соответствующая информация.

И мы каждому вкладчику направляем письменное уведомление. И даже, если после этого у него возникают вопросы, он в любой момент может нам позвонить по телефону.

У нас есть горячая линия, по телефону можно звонить из любой точки России, телефон, кстати, бесплатный, а его номер – 8-800-200-08-05. Мы готовы ответить на все вопросы.

Когда вкладчик приходит в то место, где выплачивается страховое возмещение, а это, как правило, один из наших банков-агентов, расположенный поблизости от места расположения банка, у которого отозвана лицензия, он предъявляет документ, удостоверяющий личность, и пишет заявление. Дается трехдневный срок на рассмотрение заявления, но, как правило, страховое возмещение выплачивается тут же при обращении.

Были единичные случаи, когда требовалось время для уточнения суммы страхового возмещения, но и в этих случаях больше одного дня не проходило.

- Выдержали ли испытание кризисом системы страхования депозитов в развитых странах мира? Как на их фоне смотрится наша система страхования вкладов?

- Сейчас в 100 странах мира действует система страхования депозитов. Были, конечно, различные периоды в их жизни – и благополучные, и менее благополучные. Для примера: в Соединенных Штатах Америки, в Канаде, Японии, Словакии имели место случаи массовых банкротств, когда средств фонда страхования депозитов не хватало. Во всех этих случаях государство помогало расплатиться с вкладчиками.

Наша система страхования вкладов относительно молодая, ей вскоре исполнится всего лишь 5 лет. Но мы уже прошли через 44 страховых случая. Во всех этих случаях система страхования сработала без сбоев и выплаты начинались в срок – от 6 до 14 дней.

И наша система страхования выглядит очень достойно в ряду других аналогичных систем в мире. Не случайно, например, эксперты Всемирного банка, исследовав нашу систему, сделали вывод, что она соответствует передовым мировым практикам.

 - Каковы перспективы развития российской системы страхования вкладов в плане защиты интересов граждан?

- Сейчас по уровню защиты мы вышли на европейский стандарт, Евросоюз рекомендует размер страхового возмещения на уровне 20 тыс. евро. 700 тыс. рублей – это как раз эквивалент данной суммы.

По охвату вкладчиков, я бы сказал, что наша система страхования - одна из самых щедрых в мире. Суммой 700 тыс. рублей охватывается 98,6% всех вкладчиков.

И мы ведем постоянный мониторинг соответствия этих показателей социально-экономическому развитию страны и уровню доходов населения. И отслеживаем, когда следует повысить минимальный размер суммы страхового возмещения.

В этом направлении система страхования вкладов будет развиваться и далее.

Еще одно из направлений – это расширение объектов страхования. Вот сейчас, например, не охвачены системой страхования физические лица - индивидуальные предприниматели. А перспектива для этого есть, я думаю, в ближайшее время такая инициатива может быть выдвинута и реализована.

Еще одно направление развития – это распространение аналогичного механизма, который сейчас существует в банковской системе, на другие секторы финансового рынка. Я имею в виду страховую защиту физических лиц-клиентов управляющих компаний, паевых инвестиционных фондов, страховых организаций. Перспектива для развития действительно обширная.

- Александр Владимирович, что бы вы хотели пожелать российским вкладчикам?

- Всем и каждому я бы пожелал иметь достойную работу и достойную заработную плату, чтобы часть из нее можно было бы размещать в банковские вклады.

Я бы хотел пожелать не волноваться за сохранность своих вкладов в банках, поскольку они защищены системой страхования. Я бы пожелал не поддаваться паническим настроениям, и если вы поспешили в банк для того, чтобы досрочно расторгнуть договор вклада, это означает, что вы поспешили усилить то напряжение, которое мы сейчас все ощущаем: и вы, и банки, и агентство.

Сегодня вы забираете досрочно свои деньги из банка, завтра ваш близкий родственник идет в банк, чтобы получить потребительский кредит, и ему говорят: "Извините, мы не имеем возможности". Или предприятие, на котором вы работаете, обращается в банк с тем, чтобы получить оборотные средства для выплаты заработной платы вам и другим работникам предприятия, и у банка опять может не оказаться этих средств.

Как бы мы не относились к банкирам, надо понимать, что банки - это кровеносная система и для экономики, и для наших домашних хозяйств. Пусть эта кровеносная система функционирует нормально под общественным контролем и под надзором государства.

 

Читайте полную версию на сайте